Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
«Учителю, что сотворив, живот вечный наследую?» (Лк.10:25). Задал сегодня такой вопрос некий законник Господу нашему и Спасителю. Этот вопрос самый важный, наверное, для любого человека, если задавать его искренне самому себе. Что мне нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Как мы знаем из дальнейшего повествования сегодняшнего Евангелия, тот законник был неискренним. И апостол Лука говорит, что он для самооправдания задал Христу этот вопрос. Но для нас с вами очень важно не это. Мы то себе этот вопрос должны искренне задавать. Что мне нужно сделать, как мне нужно эту жизнь земную прожить, чтобы наследовать жизнь вечную, Царство Небесное?
И что Господь ответил? Для нас это тоже важно. А Господь отослал его к закону, Он говорит ему в ответ: что написано в законе? Как ты его читаешь? И вот этот ответ тоже должен быть стать для нас повседневным девизом в нашей жизни. Когда мы себе задаем тот или иной вопрос духовного плана, и тот, который я вначале озвучил, и любой другой вопрос: почему так или иначе что-то в моей жизни случилось, что делать мне дальше, как быть в той или иной ситуации, как выйти из неё, надо вспоминать вот эти слова Христа: как ты читаешь закон? То есть, как ты его понимаешь, каким образом ты его читаешь: это просто для тебя звук, это просто какие-то слова в книжке? Или это для тебя смысл жизни, это для тебя руководство к действию?
Ведь у нас с вами бывает так, что читаем мы и молитвы автоматически (если вообще это можно назвать молитвой в таком случае), когда только тело наше молится, губы шепчут какие-то слова, тело, вроде, стоит на молитве, а душа в этот момент отсутствует. Мысли в нашей голове крутятся самые разные, второстепенные, ненужные, бывает, иной раз, вредные и грешные. И, вроде бы, человек молится. Но что это, молитва разве? Так вот мы и Священное Писание иной раз читаем, и на службе стоим – телом только.
Вот Господь и спрашивает: как ты читаешь, насколько для тебя это важно, что ты там слышишь? Апостол Павел как-то в своем послании сказал: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12) – если, действительно, человек это слово Божие принимает, если он читает это именно как слово Божие, а не просто как какую-то книгу.
Конечно, Библию можно по-разному читать. Можно читать её просто для собственного развития, для расширения своего кругозора. Можно изучать её, как ученые-богословы или семинаристы в учебных заведениях: они сидят за столом, листают эту книгу, ищут определенные цитаты. Священник тоже, когда к проповеди готовится, может так же с книгой работать (это работа!). Но когда мы с вами молимся, тогда мы Евангелие должны читать, не сидя или не лёжа, а стоя перед иконой, предварительно помолившись. Есть особая молитва перед чтением Священного Писания, где мы просим, чтобы Господь открыл наш ум и наше сердце отверз для принятия Его слова, сделал нас способными принять это слово: услышать его, понять и руководствоваться в дальнейшей своей жизни. И на церковной службе каждый раз перед чтением Евангелия возносится особое молитвенное прошение.

Есть показательный случай на эту тему из жизни преподобного Антония Великого. Пришли к нему как – то монахи, ученики, чтобы услышать от него поучение, и сказали ему: авва, скажи нам слово к назиданию нашему. И он начал им говорить первые слова первого псалма царя Давида: «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». То есть тот, который не идёт по пути нечестивых, то есть, не грешит, блажен тот человек. Один из монахов тут же встал и вышел, и больше авва Антоний не видел его долгие-долгие годы. И всё время он спрашивал себя, вспоминая о нём: что же это было такое, почему он так себя повёл?
И вот однажды в базарный день он по обыкновению пошел продавать свои корзины, которые плёл для своего пропитания (каждый из монахов занимался в монастыре каким-то рукоделием), и увидел этого монаха – тот тоже пришел по каким-то делам от другого монастыря. Встретились, обнялись, и вот его Антоний спрашивает: брате, почему ты тогда так поступил? Все эти годы этот поступок твой мне не даёт покоя, я всё время думаю, что случилось, может, я чем-то тебя тогда обидел, что-то не так сказал? А тот монах говорит: как я только услышал от тебя, отче, эти слова, они пронзили моё сердце и я понял, что совершенно не так жил всё это время, и я решил посвятить всю свою жизнь тому, чтобы выполнить эти слова. И прошли уже многие годы, и я тебе могу сказать, что я так и не встал на этот путь, до сих пор только пытаюсь встать на этот путь и не ходить по путям нечестивых.
Вот так вот может человек воспринимать слово Божие, когда, действительно, оно переворачивает всю жизнь человека, делает его другим и открывает его уму стремление изменить всё в себе. Вот Господь об этом и спросил фарисея: как ты читаешь? Но тот Ему говорит известные вещи. Конечно, раз он законник, фарисей, он знает, что сказать в ответ: возлюби Бога всем существом своим и ближнего, как самого себя. Господь ему говорит: всё правильно, иди, поступай так и будешь жить, будешь наследовать жизнь вечную. И вот лукавство фарисея проявляется, он спрашивает: а кто он мой ближний? Как - будто не знает ответа. Конечно, легче всего считать своим ближним того, кто и тебя таковым считает, никогда не обидит, всегда поможет или может быть чем-то полезен. У древних евреев так и говорилось в законе: люби ближнего своего и ненавидь врага.
И у нас в жизни часто этот вопрос возникает. Кто наш ближний, кого мы должны любить, как самого себя? И вообще возможно это или нет - любить другого человека как самого себя? Раз Господь нам говорит, раз закон Божий говорит, значит, возможно. Только вот вопрос, как это сделать, и кто он – мой ближний? Мы видим, что Спаситель имел ввиду в дальнейшем повествовании. Он рассказал притчу о человеке, попавшем в руки разбойников, когда шёл из Иерусалима в город Иерихон. Этого человека избили, всё с него сняли, оставили умирать на дороге.

Проходит мимо священник: увидел окровавленное тело у дороги – поспешил мимо. Проходит левит (церковнослужитель по-нашему, т.е. человек, который при храме прислуживает) – так же поступил. Проезжает мимо самарянин, человек из племени, презираемого иудеями, которые смешались с язычниками в своё время и не общались после этого с иудеями. И вот этот человек проезжает мимо на своём ослике, увидел умирающего несчастного страдальца на обочине дороги, пожалел его, спешился, подошел, перевязал ему раны, возливая на них масло с вином, т.е. обеззараживая, обезболивая их, посадил его на своего осла, привёз его в гостиницу. Всю ночь он за ним ухаживал, а на следующий день ему нужно продолжать путь. Он оставляет два динария хозяину гостиницы и говорит: вот тебе деньги, я поехал дальше, а когда буду возвращаться через два дня, если ты больше на этого больного истратишь, я тебе возмещу.
Вот поступок этого самарянина. Мог бы тоже мимо проехать, тоже сделать вид, что не заметил, или сказать: ну, что мне до него, тем более иудея, человека из враждебного племени, зачем я буду на него тратить время, силы, а вдруг разбойники где-то в кустах притаились, а вдруг ещё и на меня сейчас нападут? Нет, он всё это презрел. И вот Спаситель спрашивает этого законника-фарисея: кто из этих трёх – священник, левит, самарянин – ближний попавшему в руки разбойников? Фарисей вынужден ответить: тот, который оказал ему милость. И Господь заключает сегодняшнее Евангелие словами: иди и ты поступай так же.
Казалось бы здесь всё ясно: иди и поступай так же, оказывай милость тому человеку, который в данный момент оказался на твоём жизненном пути, которого ты сейчас видишь и которому помощь нужна, не пройди мимо. Окажи ему внимание хотя бы словом участия, необязательно это должны быть «два динария» - это только символ в данном случае. Здесь Господь говорит о сердце человека, какое оно? Оно способно видеть и чувствовать чужую боль, откликаться на неё с готовностью, желанием помочь? Или всё-таки «своя рубашка ближе к телу», как у тех священника с левитом?
Конечно, у них были свои причины, ведь у каждого найдутся свои причины мимо пройти. У них были свои причины, ведь священник и левит – это люди, которые служат в храме, и если они прикоснутся к окровавленному телу, согласно закону Моисея они становятся нечистыми, т.е. они осквернились, к крови прикоснулись. После этого целую неделю им надо проходить обряд омовения, а до этого они не имеют права ни в храм зайти, ни службу совершить. А священник, может быть, как раз на службу шел, и вот у него была дилемма: или на службу идти (может, была его череда службу совершать) или помочь умирающему человеку. Важная, может быть, была причина, но что важнее в этот момент?
Так и для нас, всегда есть выбор и всегда есть уважительная причина, чтобы пройти мимо, не обратить внимания, отвернуть взгляд: пусть другой кто-нибудь поможет, почему я обязательно, вон же сколько людей мимо ходит? И вот так вот мимо все и ходят, и каждый находит себе уважительную причину.
Как ты читаешь закон? - Господь спрашивает. Для нас очень важно запомнить эти слова. Ведь они и к нам относятся. Как ты понимаешь Писание, что для тебя это значит? Потому что, ведь когда в нашей жизни происходит то или иное событие, неприятное, неожиданное, потрясающее всё существо, и всё меняется в жизни человека внезапно, кардинально, то человек в растерянности спрашивает: почему так, что это, за что это? Господь ответит: ты закон помнишь? Как ты его читаешь? Ты живешь по этому закону? Тогда зачем вопросы задаешь?.. Если ты не живешь по закону, если ты просто его читаешь, и он не отражается никак в твоей жизни – это просто слова для тебя, а не образ твоей жизни (заповеди Божьи соблюдать, творить добро и бороться со злом), тогда зачем спрашивать? Всё, что произошло с тобой, закономерно.

Нераскаянные грехи человека приводят его на такие пути нечестивых, от которых предостерегает Псалмопевец. Когда благодати Божией в жизни человека нет, он превращается в легкую добычу для сил тьмы, превращается в пустую игрушку, которую можно повертеть и бросить, сломать или ногою раздавить (обстоятельствами жизни). А человек защищаться не может, потому что благодати нет. Он пуст. Но ведь это он сам ушел от благодати, отбросил, отказался от неё, потому что грех, который поселяется в сердце, изгоняет из человека благодать. Нет у Бога ничего общего с тьмой: там, где Бог, там нет никакой тьмы, потому что Бог есть свет. А любое зло, которое человек совершил, это тьма. И хотим мы с вами этого или не хотим, любой грех – не обязательно убийство, грабеж, насилие какое-то над другим человеком, это может быть и зависть, сквернословие и другие грехи повседневные – любой грех есть бунт против Творца. Любой грех, казалось бы незначительный, это работа на дьявола.
Мы, когда совершаем тот или иной грех, поступок постыдный, находимся на стороне дьявола, на той стороне баррикады. Мы себя можем считать верующими, христианами, но когда мы грешим, именно в тот самый момент совершения греха мы на службе дьявола, мы на него работаем, он этого ждёт от нас и мы ему приносим свою службу… Потом раскаиваемся, дай Бог, если раскаяние наступит и мы, конечно, будем снова прощены, будем помазаны милостью Божьей и вступим в ряды верных. Но как говорил праведный Иоанн Кронштадский: безумие испытывать долготерпение Божие.
Конечно, Господь будет миловать и терпеть наши грехи, и наши измены постоянные. Каждый раз с исповеди уходим и думаем: ну, всё, больше этого в моей жизни никогда не будет. Вышли за порог храма, за забор на улицу, не успели оглянуться и всё повторяется. Почему? Да потому что сами себе это позволяем, потому что мы не умеем ненавидеть самих себя за слабость и малодушие, ненавидеть грех, который внутри нас живёт. Мы всегда себя жалеем, мы всегда оставляем лазеечку на всякий случай: ну, вдруг, если опять упаду, ну, опять пойду покаюсь, Бог же милостив – простит. Вот этого не должно быть, этого компромисса, который мы сами себе даём, этой возможности отступления быть не должно. Как только мы об этом подумали, мы уже согрешили, потому мы унизили любовь Божию этими словами, этими мыслями. Бог-то ведь без всяких компромиссов на Крест пошел за нас с вами. И как говорил один святитель: а за что нас любить, разве есть такая причина нас любить, чтобы Творец наш пошел на Крест, Своей кровью омыл наши с вами грехи?

Вот если бы об этом помнить нам, тогда бы и каждое слово Писания для нас имело бы смысл и вес, мы читали бы каждое слово, которое Господь говорит, очень и очень внимательно, потому что в каждом Его слове для нас жизнь заключена. Поэтому Господь так спрашивает этого фарисея: как ты читаешь закон? Запомним для себя эти слова, и когда открываем Священное Писание, когда становимся на молитву, услышим эти слова в своем сердце и сосредоточимся на них. От нас ведь много не требуется: пять, десять, пятнадцать минут, ну, кто-то дольше молится – Бог в помощь. Но хотя бы десять-пятнадцать минут сконцентрировано постоять, почитать слова молитвы, попытаться вдуматься в смысл произносимых слов, не составит большого труда, если будем помнить о том, что мы читаем. Вот это действительно очень важно.
Лучше меньше молитв читать в ежедневном правиле, но чтобы каждое слово достигало своей цели, достигало сердца. Если этого нет, то ты хоть три часа читай молитвы – никакого толку не будет – это просто сотрясение воздуха, которое никому не нужно и не важно. Ни Богу такая молитва не нужна, ни нам никакой пользы не приносит. Вот эти слова Господни: как ты читаешь, как ты понимаешь? - возьмем себе как девиз духовный о чтении слова Божьего, о смысле прочитанных слов, чтобы они отзывались в нашем сердце, как и вот эти Его слова, обращенные к каждому из нас: иди и ты, поступай так же. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla