Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?». Эти слова апостола можно поставить эпиграфом к сегодняшнему Евангелию. Сегодня совершилось великое чудо, когда Господь наш и Спаситель, подходя к городу Наин, у ворот городских встретил похоронную процессию, которая как раз выходила из города навстречу Ему.

Впереди шла безутешная мать-вдова: хоронила своего единственного сына. Спаситель остановился, остановил процессию, сказал матери: не плачь. Коснулся носилок или смертного одра, потому что иудеи хоронили не в гробах, как мы привыкли, а просто на носилках несли тело, потом подготавливали его к погребению, обсыпали, обмазывали его специальными благовониями, обматывали погребальной пеленой, потом уже клали во гроб — пещеру, как правило.

Вот на таких носилках несли тело юноши. Господь коснулся рукой носилок, остановив процессию, сказал этому юноше всего несколько слов: юноша, тебе говорю, восстань. Слово, сказанное с властью божественной. Тогда душа возвратилась в тело, юноша сел на носилках и начал говорить. Конечно, о реакции матери ничего не сказано, но можно себе представить какова была эта реакция. А весь народ, шедший на похороны, окружавший Спасителя, прославил Бога, они говорили: Бог посетил свой народ, великий пророк восстал между нами.

Короткое евангельское чтение, братья и сестры, буквально в две минуты. И всё это произошло тоже в считанные минуты: сколько нужно времени, чтобы остановить процессию и сказать матери «не плачь» и произнести эти слова:  юноша, тебе говорю, восстань. Всё событие в этом заключается. Но сколько в нём глубины, сколько в нём назидания для нас с вами.

Первое, конечно, что приходит на ум к размышлению, читая эти строки, это то, почему именно этого юношу Христос воскресил? Сколько было умерших в то время в Иудеи, сколько в наше время умирает людей, но вот именно этого юношу Господь выбрал для того, чтобы чудо над ним совершить. Избирательный процесс, казалось бы, но с другой стороны дело не в Боге, а в человеке. Для того, чтобы нам от Бога ожидать какого-то чуда, надеяться на это чудо, надо нам с вами оказаться на Его пути. То есть, нам надо встать на пути Божии и идти по путям Господним.

Вот когда Господь заходил в город, в это самое время выходит навстречу (ни в какое другое время, но именно в ту самую минуту!) похоронная процессия. Могла бы эта процессия мимо пройти, раньше или позже, мог бы Господь не зайти в этот город, мимо пройти, но всё сложилось как сложилось. И увидев процессию, безутешно плачущую женщину, как евангелист Лука говорит, Он сжалился над ней, смилостивился. Это не значит, что над другими Он не смилостивился, но вот именно всё совпало так, что эти люди оказались на Его пути.

Нам с вами это первое назидание: хотим, чтобы Бог нас услышал, хотим от Бога что-то получить в своей жизни, надо на Его пути встать, по Его путям ходить. А что значит, по путям Божиим ходить? Как Господь говорит: кто хочет быть со Мной, отвергнется себя, возьмет крест свой и идёт за Мной. Вот тогда наши молитвы, наши просьбы, конечно, не останутся без ответа. А когда человек живёт по своей воле, когда только что-то случилось — вспомнил про Бога, прибежал, поставил свечку или заказную заказал, при этом ничего не собираясь в своей жизни менять, а лишь только вот подошел и попросил «помоги». Зная при этом, что ни на исповедь не собирается идти, ни менять что-то в своей жизни не собирается, о каком ответе можно говорить? Даже если Господь ответит, в большинстве случаев такие люди скажут «повезло». Ну, придут свечку поставят в благодарность, а так, чтобы задуматься о своей жизни, подумать, почему именно это случилось... Господь тебя посетил, откликнулся на твою молитву, чудо совершил: как говорят, отработать надо это потом работой над собой, на самом на себе надо отработать это чудо — измениться, стать достойным того, что Господь посмотрел на тебя, откликнулся и помог. Это первое.

Второе, мы видим, конечно, это милость Божия: смилостивился Господь. Конечно, Он над всеми милосердный Господь, над каждым из нас лично. Но вот именно подавая милосердие Свое в виде какого-то чуда, отклика, Господь избирает по состоянию сердца каждого человека кому, что и в какое время подать. И если мы с вами просим о чем-то и не получаем немедленно просимого, это не значит, что Господь нас не слышит. Часто же мы просим так, что вот сейчас немедленно подай что-либо, как капризные дети, не умеем ждать, не умеем терпеть, не понимаем того, что в этот момент мы, может быть, просим того, что нам не полезно, или не вовремя, или вообще нам это не нужно.

Надо научится смиренно просить, и ожидать от Господа тогда, когда Господь Сам сочтет это нужным. Он знает о наших просьбах, о наших нуждах ещё прежде того, как мы уста открыли и начали просить. Он всё это знает. И Он всегда готов придти на помощь, только бы наше сердце было готово, достойно, чтобы в нем не было ни равнодушия, ни малодушия или маловерия, ни страха, когда постигает нас какое-то испытание, какое-то тяжелое событие в жизни.

Так, как вот Петр вышел из лодки и пошел в шторм по воде: шел ведь, несколько шагов ведь сделал и не тонул, пока вера в сердце была, пока сердце горело. Шел по воде и не тонул. Как только увидел бездну под ногами, как только увидел бушующие волны, как только на секунду позволил себе испугаться, забыл — к Кому он идет по воде, его ведь Христос стоял ждал на воде, сказав: иди ко Мне. Забыл об этом обо всём и сразу начал тонуть. Так вот нам нужно помнить об этом всегда, в сердце своем держать память о Господе и знать: Господь всё видит и всё знает, и всё чувствует.

Подошел Христос к этой женщине и говорит ей «не плачь». Удивительные слова. Как ей не плакать, когда на носилках лежит мертвым любимый единственный сын, и эта женщина осталась по сути один на один со своим горем: как говорит апостол и евангелист Лука, вдовой, то есть она осталась одна без помощника. Все её надежды на то, что сын ей будет опорой в старости рухнули, и её ждала незавидная участь по тем временам: быть на попечении у кого-то из родственников, дай Бог, если родственники эти есть, если ещё они её возьмут к себе и будут за ней каким-то образом ухаживать. А может, и нет, и будет ходить и побираться, просить милостыню. Вот, что её ждало.

И как не плакать, а Господь говорит «не плачь». Конечно, слёзы — это естественно, когда мы кого-то теряем из своих родных и близких, конечно, боль, конечно, тяжело, но слёзы у человека верующего, и слёзы у человека неверующего при потере близких разные. Когда человек неверующий теряет кого-то, для него это катастрофа, для него это навсегда, навечно. И для него вот эта яма в земле, в которую сейчас тело уйдёт — это самое страшное. Это тот итог жизни для неверующего человека, которым всё и заканчивается для него. Поэтому так убиваются, поэтому так кричат нечеловеческими голосами некоторые люди, когда в конце отпевания священник говорит, что пора закрывать гроб, и не дают эту крышку гроба закрыть, падают на тело в воплях, в рыданиях, в истерике. А когда гроб начинают в могилу опускать, ещё сильнее убиваются. Это не по-христиански, и эти слёзы, это горе неверующего человека.

Христианин так не может страдать, так убиваться при потере близких. Да, больно, да, тяжело, но не так. Всё это растворено светом надежды, светом веры в то, что расставание это временно, что мы все увидимся, что мы здесь сами временно — мы отсюда все уйдём рано или поздно. Мы все здесь странники. Вот верующий человек об этом не забывает. Да, он плачет, он страдает, ему больно, но всё это покрывается этими мыслями. И эта боль, эти слёзы, это страдание, умиротворенные, спокойные: знаем потому что, что вслед за ним, за нашим родным, которого потеряли, мы вслед уйдём сами. Когда это будет — Бог знает. Может быть, не сегодня, а завтра, но будет, обязательно будет.

Вот поэтому Господь и говорит ей не плачь. Он утешает её, зная, что сейчас произойдёт чудо, она пока не знает, что дальше случится. Но Господь вселяет в неё надежду, и потом происходит вот это чудо воскрешения. Это тоже мысль нам с вами: почему воскресил именно этого юношу, как я вначале сказал. Но ведь Он не избавил его от смерти. Мы ведь с вами понимаем, что этот юноша потом всё равно умрёт. Вот сейчас он воскрес, в данный момент, потому что Господь смилостивился и потому что Господь выше всех законов природы, которые Сам создал. Но это Господь решил, что умереть тому юноше ещё пока не время, и вернул его обратно в этот мир.

Таких случаев и мы знаем немало в жизни, когда люди, побывав даже в состоянии клинической смерти, и даже когда врачи-реаниматологи руками развели, сказали «всё, мы ничего не можем больше сделать», а человек приходит в себя, а человек оживает, возвращается к жизни. Сколько таких примеров знают медики, работающие в реанимации, таких случаев немало. Но мы должны помнить, что смерть всё равно неизбежна. Смерть неизбежна, и мальчик этот воскрес только для того, чтобы матери помочь, содержать, может быть, последние её годы земной жизни, но потом и он вслед за ней уйдёт.

Вот эта неизбежность смерти верующего человека не должна пугать. Христианин о смерти должен помнить всегда и готовится к ней как к неизбежности. Готовится и в свое время перейти тот порог, и оказаться в другом мире, который Господь изначально для человека приготовил, там, где нет смерти, там, где нет болезней, никакого горя, только любовь Божия, которая всё покрывает, благодать Духа Святаго, которым все питаются, которой мы уже сейчас можем напитывать себя — и душу, и тело свои в Таинствах церковных.

Неизбежность смерти. Не плачь, говорит Господь, не убивайся, всё это преходяще, смерть неизбежна. Но после смерти будет воскресение! Воскресение этого мальчика — это прообраз, это пророчество, которое Господь всем видимым образом показал. Мы знаем, что Он не один раз воскрешал людей во время Своей земной жизни. Мы помним с вами, как Он воскрешал и двенадцатилетнюю девочку Тавифу, и сына сотника Капернаумского, и Лазаря Четверодневного (наверное, он сразу у всех в памяти возникает): четверодневный — разлагающийся труп уже, как пишет Евангелие, «смердело уже», и он воскрешенный вышел из гроба!

Это всё прообразы, это всё пророчества, чтобы укрепить веру в окружающих Христа людях и в нас с вами сейчас, что воскресение — это истина, это правда, это будет. И этому свидетельство и доказательство: вот он, человек мертвый, и вот он вновь живой по одному только слову Господа. В истинности будущего всеобщего воскресения сегодняшнее Евангелие нас с вами и утверждает, утверждает в нашем сердце эту веру.

Ну, и наконец, последнее, что можно было бы сказать по сегодняшнему евангельскому чтению, это реакция людей. Конечно, мать была безмерно счастлива, увидев такое чудо своими собственными глазами. Господь одним словом Своим воскрешает: юноша, тебе говорю, восстань, - и всё. Никаких молитв, никаких просьб ни к кому, потому что Сам Господь Всемогущий повелел. Так будет и в нашей жизни. И вот народ, увидев это чудо, прославил Бога, мы слышим. И говорят: великий пророк восстал среди нас.

Конечно, эти люди ещё не могли осознать, Кто перед ними, но они уже понимали, что это не простой человек, и добавили в конце: Бог посетил народ Свой. А вот это истина! Господь, Сам Творец миров  ходил среди людей в образе человека! И теперь мы можем его тоже слышать и можем с Ним общаться так тесно, так близко, в Церкви принимая Его Тело и Кровь в себя, срастворяя Его благодать и Его энергии божественные в нашем теле и в нашей душе, становясь сопричастниками Божеского естества, как апостол Павел говорит. Вот это всё сегодняшнее евангельское чтение в назидание нам на ум приносит.

Будем размышлять об этом, будем помнить и об этом событии, о смерти будем помнить как неизбежности, о милости Божией, о том, что воскресение обязательно будет, и будет радость неизреченная. И для нас с вами откроется эта дверь в мир иной рано или поздно. А здесь, на этом жизненном пути, мы с вами не должны забывать  - чтобы быть с Богом, чтобы Он слышал наши молитвы и откликался на них, мы должны идти по Его путям, исполняя Его святые заповеди. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla