Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и с праздником Воскресения Спасителя. Так совпало в этом году, что с воскресным днем одновременно отмечается и великий радостный праздник Покрова. Хоть он и не относится к двунадесятым праздникам, то есть основным церковным праздникам, но тем не менее в нашей стране, в России это один из самых любимых и почитаемых праздников в честь Матери Божией.

Установлен он на Руси князем Андреем Боголюбским в 12 веке, и первый храм, который был построен в честь Покрова Божией Матери — храм на Нерли, известный своей оригинальной архитектурой. Потом в центре Москвы был построен храм в честь Покрова Божией Матери, который мы знаем под именем храма Василия Блаженного.

История праздника восходит к десятому веку, когда в городе Константинополе во Влахернском храме, посвященном Матери Божией, весь Константинополь во главе с императором, во главе с патриархом на всенощном бдении (а тогда бдение, действительно, проходило всю ночь) все молились со слезами на коленях, поскольку город осаждали полчища неприятелей. По разным историческим сведениям это были либо турки-османы, что скорее всего по этим годам, либо наши русские предки, тогда еще язычники, что маловероятно, поскольку они появились там на несколько десятков лет позже. Но это неважно, когда мы говорим о смысле воспоминаемого события. 

Для нас важно другое: город осажден неприятелем, на следующее утро ясно, что будет штурм, помощи в то время ждать было неоткуда. Все собрались, понимая, что, возможно, это последняя ночь в их жизни, и на следующее утро враг не пощадит никого, когда ворвётся в город, и все молились, все силы своей души направляя к Матери Божией, зная Её любовь к роду христианскому, уже не раз испытав на своём примере Её заступничество, Её всемощную силу.

И вот, примерно в четвёртом часу утра, как говорят нам летописи, случилось дивное видение, которое видел Христа ради юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. Единственно им открылось это видение. Они поведали, конечно, о нем и патриарху, и императору, и всему народу. Впоследствии это событие было запечатлено на стенах этого храма в иконе Покрова Божией Матери.

А видение было таким. Андрей с Епифанием увидели, как купол храма исчезает, открывается перед ними тот неведомый горний мир, и они видят, как Царица Небесная в сопровождении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и несметного сонма ангельского и святых входит в храм. Входит по воздуху над головами молящихся, проходит к царским вратам, останавливается перед вратами, становится на колени и молится больше часа. Так молилась Она усердно, что слёзы заливали Её лицо. Потом она встала, подошла к престолу, помолилась в алтаре и, выйдя, сняла, как святитель Димитрий Ростовский в своих «Минеях» пишет, светлое блистающее покрывало со Своей головы, и распростерши руки над молящимися, как бы покрыла их, и так долгое время стояла в молитве. Потом это видение исчезло, вместе с Матерью Божьей исчезло и это видение покрова Её, но как писал Димитрий Ростовский, благодать, которая была заключена в нём и с Ней пребывала, в храме осталась и все явственно это ощущали.

На следующее утро случилось чудо: неприятель без какой-либо видимой причины, без кровопролития снял осаду и ушел. Битва не случилась, город был спасен. Что уж там внушила Матерь Божия этим врагам, то ли устрашила их, то ли переменила их планы, но факт остается фактом: Константинополь был спасен. Это видение Царицы Небесной, которая молилась на коленях в храме за род людской, и есть основание нашего праздника.

У нас на Руси связывали этот праздник (поскольку он проходит осенью) с временем, когда заканчивались все сельскохозяйственные работы. И вот сегодня мы видим, наверное, как свидетельство милости Божией и Матери Божией к нам, что всю литургию шел снег. Обычно раньше всегда говорили, что на Покров снег ложится. Как бы видимым образом Матерь Божия показывает милость к нам. Будем надеяться и верить в то, что это действительно так, и Матерь Божия нас с вами и землю нашу русскую не оставит.

Мы последний Рим. Как говорил один из наших подвижников: два Рима пало, третий Рим стоит, а четвертому не бывать. Вот третий этот Рим — это мы и есть, Русь святая, оплот Православия. Из 300 миллионов православных по всей земле, более 150 миллионов в Русской Православной Церкви, то есть половина всего христианского мира.

И, конечно, Россия удел Матери Божией. Мы не раз это слышали и знаем из истории, и каждый из своей собственной жизни может подтвердить, что Матерь Божия всегда рядом и всегда готова прийти на помощь. От нас с вами зависит только: чтобы эта помощь к нам с вами пришла, надо, чтобы мы научились жить как христиане. Вспомним тот же Константинополь в 10 веке: Матерь Божия со слезами молилась, защищая его, но прошло несколько сот лет и этот город был превращен в руины, и теперь от христианского Константинополя только воспоминание осталось: теперь там исламская столица Стамбул.

Так вот и с любым другим городом, и с любым другим народом может произойти, если  народ забудет своё призвание, если народ забудет о Боге, отступит от заповедей Божиих, начнёт жить по своим прихотям и по своим похотям. Многократно история подтверждала это. И с нашим народом такое случалось. Недалеко те годы ушли от нас, когда было одно из самых страшных гонений, поскольку пострадало тогда людей больше, чем за все гонения, известные в истории вместе взятые. Наша Русь, действительно, тогда кровью захлебнулась, и в основном это была кровь мучеников за веру.

Но ведь через эти мучения, эти испытания, страдания, народ русский воспрял. Воспрял, очнулся от этой греховной спячки своей, в которой он пребывал ещё задолго до революции. Свидетельства историков говорят нам, что нормой причащаться было раз в году. Всё остальное время храмы пустые стояли. Где же вера, где же та Святая Русь, которую воспевали поэты наши русские? Видимо, охлаждение, отход и от заповедей, и от образа жизни христианского привёл к этой страшной катастрофе.

Мы с вами видим, как и в наше время, и сейчас, в эти дни враг рода человеческого пытается и страну нашу на колени поставить, и над Церковью надругаться, расколоть её единство, что вы сейчас все в новостях слышите и видите. Все мы переживаем за это состояние и молимся за сохранение единства нашей Церкви. Но, как мы видим с вами, сколько бы усилий враг ни приложил, если вера в сердцах людей жива, все эти усилия ни во что превращаются. Всегда христиане восставали, как из пепла, всё начиналось сначала, и враги уже бы уже праздновали, казалось бы, победу свою, но нет: из ничего, по сути, на ровном месте или на развалинах храмов и монастырей всё заново вырастало, отстраивалось, и многие скорби и испытания наш народ выдержал именно благодаря вере, и храмы наполняются сегодня все больше верующими людьми. 

Всё это иначе как чудом назвать нельзя. Поскольку по логике вещей давно уже на земле не должно было остаться ни Церкви, ни верующих, потому что столько было гонений, столько было крови, мук. Но через это всё, оказывается, вера только закаляется, становится тем золотом, искушенным в огне, когда выгорает всё лишнее, когда выгорает всё сопутствующее, остаётся только самое драгоценное в душе — это вера в Бога.

Как нам с вами достичь того, чтобы Божия Матерь нас не оставила, как нам быть тем самым родом избранным, царским священством, о котором апостол Павел писал? Об этом нам с вами Сам Господь сказал сегодня в Евангелии, мы слышали с вами, когда Он говорил: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Чем вы отличаетесь от язычников, - говорил Он, - если вы любите тех только, кто вас любит, если вы даёте взаймы, ожидая, что обратно получите своё с процентами. Как гласит закон нехристианского мира: око за око, зуб за зуб.

А Христос-то ведь ведёт нас к более высокому подвигу. Он говорит: любите врагов ваших. Каково это услышать? Да и многим современным людям непривычно это слышать, это не укладывается в сознании. И думает человек в недоумении: как же так можно врагов любить? А Господь говорит, что вот через эту самую любовь ко всем людям и проявляется христианин. Господь говорит: потому люди узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой. А что значит между собою? Ведь вокруг нас разные люди бывают. Но любовь ко всем Христос заповедует, имея в виду то, что не грех должны мы любить в человеке — грех как раз должны ненавидеть! А любить человека как образ Божий.

Господь, как мы слышим в Евангелии, благоволит и добрым, и злым. И дождь посылает и тем, и другим, и блага земные посылает всем без исключения — в надежде и в ожидании исправления жизни всех и каждого.

Так и мы должны с вами поступать. Грех в человеке ненавидеть, зло, которое в нём живет, понимая, кто автор, кто режиссёр зла, а человека как образ Божий, как икону, пусть в непотребном виде в данный момент, любить. И в нас много чего есть, от чего нужно было бы избавиться. Вот и будем об этом помнить.

Любовь ко всем сегодня Господь заповедует в Евангелии. И ещё раз говорит нам с вами: как хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте с ними. Вот главный критерий, по которому христианин призван жить. Хочется кого-то осудить, сразу подумай, ведь и тебя могут так же осудить. Хочется превознестись, или раздражаться, гневаться на кого-то, так ведь и в твой адрес может такое же быть. И это будет останавливать, это будет напоминать о том, что мы все братья и сестры, что мы все образ Божий — каждый без исключения. И Господь ради всех на Крест пошел, а не ради праведников. Он и когда по земле ходил проповедовал, говорил: Я не пришел праведников спасать, Я пришел грешников призвать к покаянию. Праведники и так спасаются, грешников нужно спасать, им нужно помогать, каковы мы с вами и есть.

Церковь это не собрание святых. Мы с вами можем быть названы святыми только по образу жизни, по борьбе с грехом, но греха-то у нас достаточно. Поэтому ради нас Господь пришел на землю, нас с вами спасать — каждого лично. Будем помнить об этом, благодарить Его и Матерь Божию, прославлять в своих молитвах, обращаться к Ней в своих молитвах, и обязательно не забывать поблагодарить Её, когда эта помощь приходит.

Всех вас ещё раз поздравляю, благодарю за молитвы, всех причастников поздравляю со святыми Христовыми тайнами. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla