Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешник» (Лк.5,8). Удивительные слова сегодня сказал апостол Петр, будущий ещё на тот момент апостол, Господу и Спасителю, когда был потрясен увиденным чудом, которое Господь совершил для него и для других апостолов – Иоанна и Иакова, братьев Зеведеевых, на озере Генисаретском.

Господь по Своему обыкновению учил народ, как повествует нам апостол в сегодняшнем воскресном чтении. Но поскольку было очень много людей, и народ теснил Спасителя, Он был вынужден войти в лодку (лодка как раз была апостола Петра, «кораблём» в Евангелии она, конечно, громко названа), и попросил апостола чуть отплыть от берега так, чтоб можно было беспрепятственно и Спасителю проповедовать, и народу расположиться на берегу, чтобы удобно было всем слышать Его.

И вот в этом первом моменте для нас с вами сразу назидание. Сегодняшнее евангельское чтение сплошь из  таких назидательных моментов состоит, сразу в приложение к нам! Народ теснил Спасителя: так жаждали они услышать от Него слово жизни, так, что Он был вынужден уже в лодку сесть и немного отчалить от берега, потому как не хватало места на берегу. Духовная жажда – её так часто в нашей жизни не хватает!

Казалось бы, всё сейчас для этого есть. Мне вспоминаются годы, когда мы только в Церковь пришли: конец 80-х начало 90-х годов. Евангелие было не достать, Библию не найти – это был огромный дефицит. Доставали «по блату», или дарили, многие переписывали от руки священные тексты. Сейчас изобилие литературы, изобилие информации в интернете, но спросишь того или иного человека – «ты когда последний раз открывал Евангелии? когда последний раз слово Божие дома читал?», многие руками разводят: то некогда, то забываем, то лень. А здесь вот жажда, такая жажда у людей, что Господь не может на берегу устоять, вынужден отплыть, чтобы спокойно можно было проповедовать. Нам бы такую жажду духовную обрести!

И вот после того, как закончил Господь проповедовать, Он говорит апостолу Петру: отплыви на глубину и забрось свои сети. А перед этим апостолы сидели на берегу – будущий Петр с братом Андреем, и Иоанн с Иаковом, чинили сети, измывали их после ночной рыбной ловли. И Петр говорит: Господи, мы всю ночь ловили и ничего не поймали. И вот Петр, рыбак, опытный профессионал, который провел бессонную ночь в море Геннисаретском (как называли Геннисаретское озеро) в бесполезном труде, ничего не поймав, и тут среди бела дня ему говорят: отплыви на глубину и забрось свои сети. Для него как для опытного рыбака была очевидна бесполезность этого действия. Поэтому он и говорит в начале, прорывается у него земное, чисто человеческое: Господи, говорит, всю ночь ловили, ничего не поймали. Но тут же духовное берет верх: но по слову Твоему, как Ты сказал, так и сделаем, отплывем и забросим сеть.

Это безусловное доверие. Сколько раз они слышали от Спасителя необычные, непривычные слова о Царстве Небесном, о любви, о прощении. Что-то новое с силой сказанное всегда трогало сердце людей, почему они за Ним толпами и ходили из города в город, как бы преследовали, шли за Ним, потому что они слышали от Него слова жизни. Они чувствовали сердцем, душей своей то, что они слышат, это правда, и поэтому шли за Ним.

Так и здесь, Петр, вроде бы, и сомневается по-человечески, но душой своей доверяет абсолютно Христу, говорит: но по слову Твоему сделаю. Он чувствует, что действительно что-то может произойти, и делает так, как говорит Спаситель - отплывает на глубину, забрасывает сеть. И не напрасно! Совершается поразительное чудо: сети от количества рыбы прорываются, Петр и его брат Андрей не могут их поднять. Они кричат о помощи, лодка начинает тонуть. На другой лодке подплывают апостолы Иоанн и Иаков, и вот они двумя лодками эту сеть потихонечку выбирают, и обе лодки доверху наполнены рыбой, так что обе лодки начинают погружаться в воду от изобилия улова – так много рыб!

Это чудо потрясло их, потому что они понимали, что не может этого быть! Для опытных рыбаков это было очевидно. Потрясающее чудо на их глазах случилось по одному только слову Спасителя: забросьте сеть и будет. И вот мы видим реакцию апостола Петра. Он падает в ноги Христу, и умоляет Его со слезами, просит: Господи, выйди от меня, то есть выйди из этой лодки, не потому что я не хочу, чтобы Ты здесь был, но потому, что я человек грешный, выйди от меня, потому что я грешник и недостоин быть рядом с Тобой.

Это чудо поразило Петра в самое сердце. Он вдруг увидел самого себя, всю свою сущность, всю свою греховность, всё своё недостоинство, осознав в этот момент, Кто перед ним находится. Он почувствовал, что это не просто человек. Он ещё до конца не понимал, Кто это, но то, что это не просто человек, он уже это осознал. И вот это острое чувство собственного недостоинства, собственной греховности пронзило его. Поэтому и крик души такой был: Господи, выйди от меня!

Мы знаем, в Евангелии другое место есть, где тоже просили Господа уйти, когда Спаситель исцелил Гадаринского бесноватого: жители города Гадары, чьё стадо свиное утонуло в озере, потому что бесы, которые вышли из одного человека, вселились в целое стадо свиней (более 2000 голов), и это стадо, обезумев, бросилось с обрыва в озеро. И вот жители города, узнав об этом, вышли за пределы города и умоляли Христа уйти. Но здесь совсем другой мотив был: в их сердце страх был, раздражение, или даже озлобление на то, что их лишили источника дохода. Но у Петра совсем другое: Господи, я грешник, я недостоин находиться рядом с Тобой.

Реакция на чудо здесь ещё нам одно назидание, урок. Как и мы с вами должны на чудо реагировать. Просим у Господа, а иногда даже не просим и сверх того получаем что-то неожиданное, непредсказуемое для нас. И мы потом только осознаем, что ведь могло же быть всё совсем по-другому, могло быть что-то страшное, могло быть что-то неприятное, опасное, но мы этого избежали чудом, и мы понимаем, что это чудо. Но сердцем понимаем, а слова какие на языке в этот момент? Часто ведь слышишь: повезло. В лучшем случае человек скажет «слава Тебе, Боже», и в ещё более лучшем придёт в Церковь и свечку поставит. Но вот такого пронзительного ощущения собственного недостоинства, когда Господь к тебе пришел и чудо для тебя сотворил, спас тебя от какой-то беды, от опасности, вмешался в твою жизнь, чтобы помочь тебе… Какое чувство чаще всего у нас возникает в ответ? Вот такое, как я сказал. А вот как у Петра – такое крайне редко.

Господи, я грешник, я недостоин этого. Благодарность вместе с трепетным, благоговейным чувством перед Создателем. Что Господь говорит в ответ Петру? Не бойся, отныне будешь ловить человеков. Непривычная фраза на первый взгляд. Что это значит? Он же рыбак, он рыбу ловит. Но ведь Спаситель всегда притчами объяснял высшие духовные истины. Ловить человеков, значит, спасать людей. Теперь ты будешь со мной, Христос ему говорит, ходить вместе со Мной по земле и людей уловлять в сети спасения, сети любви Божественной, Истины, Правды, смысла жизни.

Сейчас мы с вами можем представить нашу Церковь как корабль, Спаситель – кормчий, апостолы – рулевые и матросы на этом корабле. И вот они бросают сеть и вылавливают нас, грешных и недостойных, спасают нас из этой пучины, мрачной бездны греховной, в которой весь мир сейчас находится и погибает. Дай Бог, чтобы нам удержаться на этом корабле, не просто попасть на него, но и остаться здесь до конца.

Но вернемся к Евангелию.

Причаливают эти лодки к берегу. Что делают апостолы? Перед ними несметное богатство: лодки перегружены рыбой. Для рыбака – это предел мечтаний, для чего, собственно, он трудится. А апостолы что делают? Евангелист пишет: только лодки причалили к берегу, они всё бросили и пошли за Христом. Прямо тут же! И с этого момента их жизнь пошла по другому пути. Лодка, сети, рыба – это же всё ценности, и это всё бросили. Что их впереди ждёт? Они, конечно, не представляли этого себе, но знали – за Кем они идут. Они видели чудо, которое произошло перед их глазами. Этого было для них достаточно, они всю жизнь свою тут же кардинально изменили.

Позже Петр скажет Христу – «вот, мы оставили всё и пошли за Тобой», вспомнив в тот момент, видимо, этот чудесный улов рыбы. Желание изменить свою жизнь – это урок для нас. Конечно, Евангелие не призывает нас по примеру апостолов всё бросить в этой жизни, как они это сделали. Они апостолы, у них особое было призвание, их Сам Господь призвал на это. Но нам с вами здесь в иносказательном плане можно так это понять: оставить свою прежнюю греховную жизнь. Случилось с тобой что-то, услышал ты призыв Божий, откликнулся Господь на твою просьбу, исполнил твоё желание, чудо совершилось у тебя на глазах, что нужно сделать в ответ? В таком состоянии, как у Петра, надо продолжить дальше логически действовать. Осознание своей греховности – первое. Значит, что должно стать следующим действием? Желание и стремление изменить всё в своей жизни, стать другим, не быть уже таким грешным и недостойным, каким ты был до того. Бросить это всё – грехи свои, прошлую греховную жизнь с  теми привычками, которые губили тебя, и пойти за Христом.

Что значит пойти за Христом? Мы с вами на прошлых воскресных службах об этом рассуждали. Господь говорил, что нужно сделать, чтобы за Ним идти: «отвергнись себя», Господь говорит, то есть брось свою волю греховную, влекущую тебя ко греху, услышь Мою волю божественную, ведущую тебя ко спасению, к благу направляющую, «возьми крест свой», то есть мужественно неси крест, который дал тебе Господь, «и следуй за Мной», и спасешься. Вот, это желание или стремление идти за Господом, не оглядываясь на свою прежнюю греховную жизнь, всё оставив, безоговорочно!

Это сложно, и мы помним с вами массу примеров, когда люди не умели так поступить. Вспомним разговор Христа с неким богатым юношей. Ему ведь тоже Господь это предлагал сделать. Апостолам Он не предлагал: они сами так по зову сердца поступили. Они вышли из лодки, забыв всё, и пошли за Спасителем. А этот богатый юноша подошел к Нему и сначала о чём спросил Христа? Что нужно сделать, чтобы спастись, наследовать вечную жизнь? Господь ему говорит: исполняй заповеди и спасешься. И для нас для всех этот закон и до сих пор действует. Исполняй заповеди и спасешься.

Юноша ему говорит: всё это я сохранил от юности своей, то есть я с детства приучен жить по заповедям. Он человек праведный, по сути. Но чего-то ему, наверное, не хватало, раз он подошел ко Христу. Где-то что-то царапало сердце, в чём-то неискренность какая-то была. И Господь, читая его сердце, говорит: «если хочешь быть совершенным» - видите, как сказал? Он сказал достаточно исполнять заповеди и всё будет хорошо, спасешься. Но потом, видя, что ему, юноше, этого не достаточно, Он говорит: «если хочешь быть совершенным, возьми всё твое имение и продай его, раздай всё нищим, и следуй за Мной».

И в самое сердце пронзил этими словами юношу, и юноша тут же отошел от Него в печали,  потому что был очень богат, как евангелист говорит. Господь же видит, в чём его проблема. В другом месте Евангелия слышим: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6,21). Вот у юноши сердце было с этим богатством, оно приросло к нему. Он, вроде, исполняет заповеди, но исполняет их, видимо, через силу, потому что к этому приучили его с детства. А вот сердце-то к этому земному богатству прилежит. Вся его жизнь связана с земным, и он не может от этого оторваться. И Господь, прочитав  его сердце, и говорит: хочешь быть совершенным, хочешь за Мной пойти, откажись от этого всего.

Ведь действительно, сегодня это богатство у тебя, а завтра тебя Господь призовёт, как в той притче с безумным богачом. Этой ночью душу твою у тебя заберу, говорит Господь этому богачу, кому ты это всё оставишь, для чего это всё тебе? Там за гробом это уже не нужно будет тебе. Вот и здесь: раздай всё и иди за Мной. Ну, кончено, в приложении к нам здесь речь идет о наших греховных привычках – вот где наше богатство, вот без чего не могут люди жить!.. Приучили себя к каким-то греховным склонностям, это превратилось уже в страсть для многих, невозможно уже от этого избавиться. Уже на исповеди одно и то же каждый раз говорит-говорит человек и заново грешит, повторяет и повторяет это всё. Где силы взять? Мы понимаем, как оказывается это тяжело – сбросить с себя этот груз греховный. Хотели бы, кажется, и что сложного? Покаялся и не делай больше! Но ведь не получается. Значит, грех сильнее, значит, дьявол сильнее в этот момент, он побеждает, мы проигрываем каждый раз, падаем. Значит, борьба-то не на шутку, борьба-то не на жизнь, а на смерть каждый раз.

Как говорил когда-то Федор Михайлович Достоевский, «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». За сердце, за душу человеческую идёт война. Но мы-то с вами тоже ведь воины, и мы должны это понимать. Не так всё просто. Если грех так силён, если борьба такая серьёзная, нам надо задуматься. Почему так серьёзно всё, почему такая сила? Значит, это важно, раз против нас такие силы восстают, не дают нам жить так, как нас Господь призывает жить. Это должно нас с вами мотивировать, это должно нас с вами настраивать и вдохновлять на бескомпромиссную борьбу со своими страстями. Потому что цена слишком велика. Цена этой борьбы – наше с вами бессмертие, вечность, Царство Небесное, куда Господь нас с вами и зовет.

Вот и будем, братья и сестры, вспоминать сегодняшнее Евангелие и благодарить Господа за то, что мы с вами уже однажды в эти сети божественные с вами попали, сети веры, надежды и любви, которые извлекли нас из этой пучины греховной и мы сейчас на этом корабле, который именуется Церковь Божия. И дай Бог нам с вами до конца на этом корабле остаться, не упасть, и чтобы нас очередной греховной волной не смыло, и мы не оказались там, где были или даже ещё глубже (чаще всего так и бывает, что тот, кто из Церкви уходит, от веры отрекается, гибнет быстро). Чтобы мы достигли далёкой, может быть, пока для всех, но такой желанной гавани под названием Царство Небесное. Аминь.

 

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla