Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний воскресный день, братья и сестры, именуется Неделей по Воздвижении. Как вы видите, в центре храма, украшенный цветами, продолжается находиться Крест Христов. Мы к нему прикладываемся, лобызаем, и Церковь в этот воскресный день продолжает напоминать о крестном искупительном подвиге Господа нашего и Спасителя, и о нашем с вами подвиге, к которому мы с вами призваны, который именуется крестоношением.

Вспоминается древняя народная мудрость, когда (ещё в дореволюционные времена) народ говорил: Бог терпел и нам велел. Вот это терпение, которое основано на христианском смирении, заключается в умении встречать всё, что в твоей жизни происходит, не возмущаться, не пугаться, не роптать, вспоминая, что это и есть тот самый крест твой. Когда-то это испытание твоей веры, когда-то это вразумление тебя, когда ты ушёл со спасительного пути и отказываешься нести свой крест, пытаешься сбросить его с себя или сделать его легче, когда лукавишь перед собой.

Что-то происходит в твоей жизни, и, чаще всего, если человек ещё не с сожженной совестью и способен размышлять, анализировать происходящее, он останавливается и задумывается, и спрашивает сам себя: что случилось? Почему это со мной произошло? Не «за что?», а «почему?». Для чего Господь посылает мне это испытание? Может, Он хочет от меня, чтобы я покаялся в чём-то, чтобы вернулся назад, оглянулся посмотреть, всё ли в порядке? В мире ли и в согласии я со своей совестью?

Крестоношение, это тот подвиг, о котором сегодня Церковь нам говорит. Господь, обращаясь к своим последователям, сказал: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф.16,24). Если мы внимательно слушаем Христа, мы видим, что Господь никого насильно за Собой не влечет. Первые слова, которые Он говорит: «аще кто хощет», то есть, кто хочет за Мной пойти. Это предложение, основанное на любви, на желании всем спастись. Он пришел для спасения всех людей без исключения. Но главная мысль здесь, что это спасение только предлагается, а наше с вами право принять это предложение в своей душе, или отвергнуть его. Как и случилось во время земной жизни Спасителя, когда кто-то принял Его слова и пошел за Христом, у Креста стоял, и затем всю последующую свою жизнь Ему посвятил и закончил ее мученическим венцом. Свидетельством тому - несметное количество последователей Христовых, которых стали называть христианами.

 

А кто-то отверг Христа. Кто-то стоял глумился над ним, пока Он на Кресте страдал, кто-то гнал потом Церковь Христову три столетия, кровью заливая землю, пытаясь запугать, пытаясь саму память о спасении человеческого рода уничтожить… Так и сейчас продолжается, ничего не изменилось. И Господь продолжает взывать и призывать: кто хочет идти за Мной, есть этот путь, Я его прошел, - Господь нам говорит. «Не бойтесь, я победил этот мир», «Я с вами до скончания века», - слышим мы в Евангелии. И много таких ободряющих слов, которые вселяют в нас надежду и уверенность в том, что, действительно, это возможно, это реально. Царство Небесное приготовлено для любящих Бога. Изначально оно было создано, чтобы человек наследовал это Царство и наслаждался вечным бытием вместе со своим Создателем.

«Аще кто хочет». Вот в этом и вопрос: кто хочет? Казалось бы, можно любого спросить: хочешь ли ты спасения? Конечно, глупо было бы ответить «не хочу». Большинство скажет «конечно, хочу». Но вот дальше Господь открывает путь для тех, кто хочет, но путь не так-то прост. Господь говорит в Евангелии, что много званых, но мало избранных. Избранные – это малая часть, те, кто войдут в Царство Небесное. Казалось бы, кто хочет, иди и наследуй. Но дальше Господь говорит: «да отвержется себе». Это что значит? Чтобы идти за Богом, надо отвергнуться себя: конечно, здесь речь идёт о нашей воле греховной. Ведь каждый, если нелицеприятно посмотрит на себя, в свою душу, в свою совесть, согласится с этой мыслью. Человек легче всего двигается в сторону зла: осудить, посудачить о ком-либо, позавидовать, зла пожелать или позлорадствовать, неправду сказать или чужое присвоить и т.д. Много можно перечислять.

Всё это часто делается человеком машинально. Настолько это привычно, что человек просто уже не замечает этого: скажет что-то, сделает или подумает, а потом только спохватится. Практически каждый человек испытывал это в своей жизни. Когда, например, гнев заслоняет разум, и человек вдруг  уже себе не принадлежит, не осознает свои поступки, свои слова. Потом проходит время, это затмение уходит от человека, и он спохватывается в ужасе: что я наделал?!,. Но уже поздно, уже грех совершён.

Отвергнуться себя – это отвергнуться своего греховного состояния, своей собственной воли, отказаться от неё, признаться самому себе, что твоя воля чаще всего тебя ко злу толкает, ко греху влечёт, а воля Божия всегда ко спасению, всегда к добру. Недаром самое первое послушание в монастыре, самый первый искус – это обучение послушанию, абсолютному, без рассуждений. Это и есть попытка обуздать свою волю, отсечь её, перестать её слушать, перестать за ней идти.

В книге замечательного русского писателя Сергея Нилуса «На берегу Божьей реки», там, где он описывает жизнь Оптиной пустыни (он сам восемь лет жил среди монахов, чтобы эту книгу написать, изучал их жизнь, их быт, общался с ними, различные истории записывал, которые сам видел или слышал), рассказывает один случай. Он шёл вечером по тропинке в монастыре вместе с игуменом после службы из храма, а навстречу молодой послушник, мальчишка, который несёт стопку тарелок в трапезную, так, что и головы его не видно, идёт, под ноги свои только смотрит. Игумен останавливает этого послушника и спрашивает его строгим таким голосом: стой, ты куда идёшь? Послушник отвечает: вот, в трапезную тарелки несу. Игумен почти что кричит на него: ну-ка, брось сейчас же! И тот, не раздумывая, бросает эти тарелки, часть разбивается, часть нет. Не раздумывая, бросает тарелки на землю! Игумен посмотрел молча и продолжил свой путь. Потом он позвал свои помощников и говорит: завтра подстригать в монахи такого-то, он готов.

Проверка именно на послушание! Умеет ли человек полностью довериться своему духовному руководителю, невзирая на то, что это кажется несправедливым, что это неправильно, не практично (ну, как же бросить, разбить тарелки?). Не рассуждая: сказали – сделал. Конечно, это монашеский путь, нам этот путь во многом непонятен, недоступен, может быть, даже чрезмерен для нас. Но он хорошо иллюстрирует эту мысль: отвергнись себя. Прими волю или духовного своего наставника (как в этом случае с монастырём) или волю Божию относительно себя, отсекая свою. Воля Божия – она только к добру тебя направляет, только спасения тебе желает.

Слушай Бога. Но как Бога услышать, если внутри тебя страсти, когда на любой вопрос, любое предложение закипает внутри всё, отстаивая свою точку зрения, которая тебе кажется самой правильной, самой справедливой. Вот святые отцы так и говорят: смирение – это то состояние души и сердца человека, когда человек начинает слышать Бога, потому что смирение – это тишина на сердце. Это то состояние, когда все твои мысли успокаиваются, как бы всё затихает в тебе, и ты начинаешь слышать кроме своего «я» ещё что-то, ещё кого-то.

Голос Божий, который всегда тихий, который никогда не насилует твою волю, который только лишь предлагает тебе сделать что-то, уважая и свято чтя твою свободу, свободу выбора, которую Бог нам и подарил, и мы поэтому богоподобными и называемся с вами, оттого, что имеем эту свободу. Мы всегда сами принимаем решение. Вот и Господь говорит нам: «отвергнись себя», научись этой свободой правильно пользоваться, направляй свою свободу ко спасению.

«Отвергнись себя» и дальше говорит: «возьми крест свой». Это, конечно, о том, что нам надо крепко крест свой держать, не пытаться сбросить его с себя, не пытаться облегчить его себе, роптать на то, что крест слишком тяжел. «Возьми свой крест», - Господь говорит. Он свой Крест взял, Он его нёс на Голгофу. Да, падал под ним, но вставал и дальше нёс. И нам Он говорит: «возьми свой крест и иди за Мной». Это мужество, к которому Христос нас призывает.

Посмотрим, как Он шел на Голгофу, и будем вспоминать Его крестный путь. Тогда наш крестный путь покажется таким ничтожным, неважным, всё, что случается, даже какие-то серьёзные испытания - по сравнению с тем, что Христос перенёс. Это и есть путь спасения. Потому что тот крест, который даёт тебе Христос, он тебе только на пользу, потому что он воспитывает тебя, потому что он обличает твою гордыню. Ты приходишь в себя, приходишь в чувство, начинаешь смотреть на себя трезво, здраво, оценивая и прямо говоря себе, кто ты есть на самом деле.

Замечательные слова сказал Игнатий Брянчанинов, когда он просит Бога, - святитель, архиерей, монах! – и тем не менее, он говорит Господу такие слова: Господи, дай мне увериться, то есть осознать, и признаться самому себе, что я грешник. Вот это тоже крест, тоже из слов Христовых можно сделать такой вывод.

Итак, услышим ещё раз, что Господь нам с вами говорит: кто хочет за Мной идти, отвергнись себя, научись слушать голос Бога в сердце своем, смири свое сердце, успокой его и все свои мысли, свои чувства, смири гордыню свою, научись признаваться самому себе, что ты грешник – искренне уверившись в этом! Держи свой крест крепко, не роняй его, не бросай его. Тебе Господь для спасения его дал. И тогда действительно, пройдя этот свой земной путь достойно, этим крестом своим, как ключом, как святые отцы говорят, откроешь врата Царства Небесного. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla