Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с великим двунадесятым праздником в честь Воздвижения Креста Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, события, которое явилось для христиан всего мира великим утешением и радостью, когда был найден Крест, на котором пострадал и умер Господь наш и Спаситель.

Тот крест, который венчает теперь купола наших церквей, тот крест, который мы теперь с вами носим на груди напротив сердца своего, тот крест, который мы накладываем на себя при молитвенном призывании имени Божия, который защищает нас и от видимых, и от невидимых врагов, является нашим путеводителем в земном странствовании. И как говорил в своих проповедях святитель Иоанн Златоуст, память которого мы сегодня тоже совершаем – день его преставления ко Господу, невозможно достигнуть Царствия Небесного иначе как через крест. И другие святые отцы сравнивали крест, который Господь вручил каждому человеку на земле и который мы с вами должны нести по жизни, с ключом, которым для нас откроются врата Царства Небесного, если сумеем донести свой крест достойно до конца своего жизненного пути.

Это, конечно, удивительно, крест, считавшийся в свое время орудием позорной смерти, самым страшным видом казни, употребляемым во времена земной жизни Спасителя, настолько страшным, что люди издалека только увидев крест, старались как можно дальше обойти стороной его: одно упоминание о кресте или слово «распятие» приводило всех в ужас и содрогание - знали потому что, как это страшно, как это мучительно.

Удивительно теперь, что это орудие смерти, символ смерти, стал теперь для нас символом жизни. И даже больше можно сказать: не только символом жизни крест является, а символом любви, это и есть любовь. Крест – любовь Божия к нам с вами, грешным и недостойным. Так что Сын Божий, спустившись с Небес на землю, воплотившись от Девы Марии, став человеком, всю свою земную жизнь готовил Себя к этому акту любви, когда он взошел на Голгофу и, будучи пригвожден ко кресту, освятил его Собой. Он пролил на нем Свою пречистую кровь и уничтожил, как в церковных песнопениях говорится, «рукописание грехов».

То есть всё, что человеческий род за все тысячи лет до пришествия Спасителя в мир совершил, всё это мировое зло было разорвано и уничтожено. То осуждение, которое человечество несло на себе от начала - от Адама с Евой, за которое неминуемо должно было погибнуть по закону Божьему, всё это было преобразовано в любовь Христову, когда Господь на Себя взял грехи всего мира.

Кто может эту любовь постичь? Как это понять? Всю эту бездну греха человеческого рода взвалил Он на Свои плечи и вместе с Собой поднял на крест, и уничтожил на кресте это всё, освободив человека от рабства, в котором тот пребывал от своего грехопадения, когда своё первородство, своё сыновство Богу и владычество над этим тварным миром добровольно отдал дьяволу, послушавшись его и поверив, что Бог не любит, что Бог только завидует и боится, поэтому запрещает вкушать плоды от древа познания добра и зла. «Нет, - говорит дьявол Адаму с Евой, - не умрёте, как Бог вам говорил, но будете сами, как Он, такие же станете. Будете различать добро и зло, станете сами как боги».

Вот с того самого момента человек перестал быть чадом Божиим, превратился в сосуд греха. Повредилось всё в этом мире, и человек, всё его устройство, как он был изначально Богом сотворен – гармоничным, совершенным, всё это было разорвано, искорёжено, исковеркано грехом. Всё теперь стало в человеке как бы наоборот. Тело стало руководить душой, а душа стала устремляться вместо Небес к земному, к земле, к тому, что на этой земле привлекает, забывая о том, откуда она родом, забывая о том, что она бессмертна. Забывая о том, что всё это мимоходяще и скоропреходяще.

И вот это всё из века в век накапливаясь, превратилось в такое страшное осуждение от Бога, что только Бог Сам и мог всё это изменить. Поэтому крест теперь для нас спасение, и наши с вами грехи на нём, Господь и наши грехи вознёс на крест. Он и нас с вами освободил от этого рабства. Тогда ведь ничего человек не мог противоставить, ничем защититься. Сколько было бесноватых, сколько было прокаженных! Проказа ведь тоже считалась болезнью за грехи. Сколько горя людского Спаситель видел, придя на землю! Ведь когда мы с вами читаем Евангелие, видим, практически в каждом населённом пункте Его встречали и прокаженные, и бесноватые. Везде их было такое огромное количество, настолько дьявол овладел человеческим родом, что казалось уже, что конец, действительно, не за горами.

Крест Христов – это любовь, любовь Божия. И мы с вами призваны вспоминать, когда видим распятие, этот праздник Воздвижения Креста Господня, когда подняли этот Крест на высокой горе в Иерусалиме, так, чтобы все молящиеся могли издалека видеть этот Крест. Патриарх и царица Елена (мать равноапостольного императора Константина Великого) подымали этот Крест, а люди падали ниц, на колени и восклицали: «Господи, помилуй». Помилуй – значит, будь милостив к нам, Своей любовью нас омой. Как мать с любовью прижимает к своей груди ребёнка, милует его, так и мы говорим «Господи, помилуй», будь милостив.

Мы носим на своей груди крест. Преподобный Серафим Саровский говорил, что даже бесноватые будут исцеляться, если будут целовать свой нательный крестик. Не выдерживает нечистая сила Божией любви. Не выдерживают бесы такого милосердия Божия к людям. И когда человек проявляет ответную любовь к Богу, в благодарность целуя распятого на Кресте Спасителя мира, исходит бес из человека, не может рядом даже стоять. Мы с вами должны помнить о силе креста.

Церковь воспевает Крест Христов как непобедимое и несокрушимое оружие. И действительно, для нас это не просто украшение храма, не просто крестик на груди, но именно оружие, которым христианин призван защищаться от нападения видимых и невидимых врагов. Что мы с вами делаем, когда изображаем на себе крест? Крест, который мы перед собой как бы ставим, как защита, как щит, как броня непробиваемая, непреодолимая для сил злобы.

Преподобный Силуан Афонский испытал на себе в детстве ещё силу крестного знамения. В его житии описывается случай, когда он возвращался с поля, с сельских работ к себе в деревню, шел по узкой тропинке, которая пролегала между лесом с одной стороны и полем с другой. Уже деревня видна была, и вдруг он увидел, как навстречу ему по этой тропинке несётся пёс, который, взбесившись, сорвался с цепи, пена падает из его пасти, бежит, ища себе жертву – на кого бы напасть. И единственное, что сумел сделать в эти считанные секунды маленький ещё тогда мальчик, будущий подвижник Силуан, он перекрестил себя и собаку эту и сказал: «Господи, помилуй». То же самое, что говорили люди в Иерусалиме, когда Крест Господень подымали. «Господи, помилуй» (два слова!), крестное знамение – и всё! И собака пробежала мимо него, он стал невидимым для неё.

Таким вот образом Господь спасает и нас с вами. И так спасает иногда, что мы этого с вами порой даже не понимаем и не осознаем. Выходим из дома – крестное знамение изображаем. Садимся за руль машины, «Господи, помилуй» говорим. Перед любым делом, которое начинаем, имя Господне призвав и крестное знамение сотворив, мы тем самым защищаем себя и своих близких. И сколько, может быть, несчастий мимо нас проходит после этого, когда мы это делаем. Мы даже этого и не знаем, а Господь уводит их от нас в сторону. Ангел Божий, хранитель наш, предупреждает все возможные несчастия или неприятности, проводя нас по другой дороге, в другое время, остановив нас где-то принудительно, так, чтобы мы не проехали или не прошли именно в тот момент или в том месте, где что-то должно случиться нехорошее.

В молитвах часто мы благодарим Господа за все явленные и неявленные благодеяния к нам. Одно только должны мы с вами помнить, как сказал Иоанн Златоуст, память которого сегодня, что Царство Божие достигается не иначе как через крест. Великий святитель и учитель Церкви Иоанн, умирая в изгнании за исповедание истины, за обличение пороков сильных мира сего, подобно своему небесному покровителю Иоанну Предтече и Крестителю Господню, сказал всего несколько слов : «Слава Богу за все!»

Какая же нужна вера и любовь к Богу в сердце, чтобы сказать эти простые, казалось бы, но такие важные слова перед самой кончиной!

Господь Свой Крест как бы раздробил на множество маленьких крестиков и каждому вручил. Он на Свой Крест взошел, чтобы кровь Свою пролить и нас спасти, но теперь и нам каждому свой крест вручен – личный, который мы призваны по жизни нести.

Когда случается любая несправедливость, как нам кажется, любое событие и состояние в жизни, когда мы чувствуем поднимающийся ропот внутри себя или мысль о какой-то несправедливости, стоит нам тогда посмотреть на крестик свой нательный, понять, осознать, Кто на этом кресте распят за нас, и все наши несправедливости, наши обиды становятся такими мелкими, незначительными, неважными. Потому что главная несправедливость уже совершилась, когда Сын Божий был пригвожден ко Кресту.

Будем помнить об этом и нести свой крест достойно: так, чтобы действительно в конце нашего земного странствования этот крест послужил бы нам тем самым ключом, который откроет и для нас с вами вожделенные врата Царства Небесного. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla