Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение, братья и сестры, притча о талантах. Господь рассказал в этой притче, как некий господин, отправляясь в дальнюю дорогу, оставил своим работникам, своим слугам одному пять талантов, другому два, третьему один, и на долгое время покинул свой дом, уехал. Эти слуги по-разному поступили с теми талантами, которые дал им господин. Талант – это определённая сумма денег. В притче имеется в виду определённая часть имущественного наследия. Один, который получил пять талантов, пустил их в дело и приобрёл ещё пять талантов, то есть получил прибыль. Тот, который имел два таланта, так же сделал: ещё два таланта приобрёл. А который получил один талант, закопал в землю эти деньги, побоялся или не захотел ничего делать, и решил, что отдаст только то, что получил.

Проходит время, возвращается тот господин, призывает к себе своих слуг, и, как евангелист Матфей пишет, «стязася с ними о словеси», то есть о том, что когда-то он своим слугам приказал, теперь требует у них отчета. Тот, который пять талантов получил, говорит: вот, господин, я ещё пять талантов тебе приобрёл, возьми. Который два таланта получил, так же поступил. И вот этим людям господин говорит: добре, то есть хорошо ты поступил, верный рабе, вниди в радость господина своего, ты был в малом верен, над многим тебя поставлю.

Приходит тот, кто получил один талант, и говорит: я знаю, что ты жестокий, жадный, жнёшь там, где не сеял и пытаешься собрать там, где не расточал, без труда получить какую-то прибыль желаешь. Зная всё это, я закопал деньги, и вот, что ты мне дал когда-то, забери своё. И мы слышим реакцию этого господина, он его обличает в лукавстве, говорит: лукавый раб и ленивый, если ты знал, что я такой, тем более должен был постараться сделать всё, как тебе было велено, если ты знаешь мою жестокость, знаешь, что я тебя накажу, если ты этого не сделаешь. А лень твоя преодолела даже страх перед наказанием. И говорит слугам: возьмите у него этот талант и отдайте тому, у кого их десять. Потому что у кого есть, у того ещё и преизбудет, будет ещё больше. А кто думает, что что-то имеет, имеется в виду человек с одним талантом, тогда и то, что имеет, у него отнимется, и будет дано тому, кто имеет десять.

На первый взгляд трудные слова для понимания. И кажется, как же так? Вроде только один талант имеет и так, вроде, бедный, у него ещё последнее забирают и отдают тому, который и так уже богат (у кого уже десять талантов), где же тут справедливость? Но здесь ключевые слова в речи Христа: лукавый раб и ленивый. У него был талант, и была возможность приобрести на этот талант ещё один талант, то есть сделать какую-то прибыль. Здесь, конечно, нужно нам с вами понимать, что это иносказание. Господь всегда берёт примеры из жизни, материальные предметы, но говорит всегда при этом о духовном, высоком, небесном.

Так что, чтобы нам было ясно, Он и берёт подобные примеры, как Он брал когда-то пример верблюда с игольным ухом и говорил, что легче верблюду сквозь игольное ухо пройти. И тоже думаешь, что тоже невозможно ведь это: ну, как может верблюд сквозь игольное ушко пройти? На самом деле в Иерусалиме были такие ворота, которые назывались «игольные уши»: они были очень узкие и низкие, и верблюд с поклажей сквозь них пройти не мог. Нужно было снять с него всю поклажу, и он кое-как протискивался сквозь эти узкие ворота, поклажу за ним протаскивали следом, а потом вновь его навьючивали и тогда он мог продолжать свой путь.

Эти врата узкие – Царство Небесное, а верблюд с поклажей – это человек, который тащит за собой груз земной (имущество своё, богатства, какие-то привязанности земные). И если он с себя всё это не сбросит, он в узкие врата не войдёт, так со своим багажем и останется там, где был. Поэтому надо уметь всё это сбросить с себя, увидеть главное и суметь отказаться от того, к чему ты так сильно в этой жизни привязан – ко всему земному. Отечество наше на Небесах, говорит нам апостол, говорят Отцы Церкви. И где у человека сокровище, там и сердце его будет. Вот Господь и говорит: сбрось это всё с себя и тогда сможешь войти в узкие врата спасения.

Так вот и в притче о талантах. Здесь говорится о том, что награждается человек именно за труды свои. Мы вспомним, вначале этой притчи, когда Господь давал таланты, почему Он всем по-разному дал? Не всем дал по пять или по одному: он одному дал пять, другому два, третьему один. Как говорит апостол и евангелист Матфей, каждому «противу силы его», то есть каждому по силам были даны таланты: ровно столько, сколько он смог бы понести, сколько он может исполнить. Господь знает меру каждого из нас и даёт какую-то задачу в нашей жизни в соответствии сил каждого. Мы с вами знаем не только о талантах, не только о какой-то задаче, поставленной перед человеком. И об испытаниях, и об искушениях то же самое можем сказать: никому из нас Господь не даёт свыше наших сил, это ведь тоже задача, поставленная перед нами. И если мы не выдерживаем, если мы падаем под тяжестью, как нам кажется, непосильных испытаний или искушений, это только наша вина.

Нам с вами Господь точно так же скажет: лукавый раб и ленивый, ты не трудишься, тебе дан талант по силам тебе, ты можешь его преумножить, можешь с этим справиться, но если ты этого не делаешь, проблема в тебе! В тебе нет сил, потому что ты ленишься, потому что ты лукавишь перед собой, потому что ты не хочешь признать свою неправоту, свою греховность, не хочешь исправлять жизнь. Лукавый раб и ленивый. Возьмите, - скажет, - и то, что у него есть.

Имеется в виду, что никакой духовной награды человек такой не получит за своё лукавство, за свою лень. Вот о чём здесь речь. Поэтому только на первый взгляд эти слова кажутся странными. А так, если рассудить: Господь вознаграждает за усилие. Человек максимально выложился, сделал то, что мог сделать, что должен был сделать.

И ведь посмотрите: ни тот, ни другой из сделавших не хвалятся этим. Принёс пять талантов, и не говорит: какой я молодец, похвали меня, господин. Он просто сделал то, что был должен. Он получил задание – он его выполнил. Пришел хозяин, забрал своё и наградил слугу своего. Точно так же и с тем, у которого два таланта было. Ни слова у них нет, ни хвастовства какого-то, ни самолюбования, ни тщеславия. И только тот, который с одним талантом, не только пытается самооправдаться за свою лень, за лукавство, но ещё и нападает на своего господина. Ты, говорит, жестокий, я знаю тебя. И начинает обвинять своего же хозяина, своего господина.

Вот в этом тоже урок для тех, кому кажется, что крест свой, свой талант понести не по силам. Всегда ведь, когда человек лукавит сам перед собой, он всегда делает других виноватыми – ведь он-то всегда не виноват! Он всегда хороший, он всегда сам себе нравится. А если падает где-то, чего-то не выдерживает, надо же найти виноватого, и виноват кто угодно, только не он. Всегда такой человек найдёт оправдание себе, и это на исповеди приходится, к сожалению, слышать.

Для нас важно вынести из этой притчи главную мысль. Господь даёт каждому по силам, всегда. Эти таланты можно рассматривать по-разному. Конечно, можно в прямом смысле слова понимать слово «талант» как какую-то награду от Бога, то есть Господь наградил человека каким-то талантом: кто-то умеет петь, кто-то умеет танцевать, кто-то книги пишет, кто-то в бизнесе преуспел, кто-то политик, кто-то художник – разные таланты, способности. И тогда кто-то может посмотреть на таланты других и сказать: у меня-то ничего нет, я и это не умею, и то мне не подвластно, где же у меня талант?

Здесь мы должны опять вернуться в духовную плоскость и сказать, что мы с вами все – стоящие в храме, пытающиеся жить по-христиански, прежде всего, мы христиане. И самый главный талант, который нам с вами Господь дал, это быть христианином, выполнять те задачи, которые Господь ставит перед Своими последователями, перед Своими чадами. А какие задачи перед нами Господь ставит? Исполнение заповедей, то есть борьба со злом и творение добра – добродетель. Вот самый главный талант, который Господь нам вручил. Нет ни одного человека, который не имел бы этого таланта.

Другое дело, как мы относимся к задаче, которую Господь перед нами поставил. Мы ведь в Церковь пришли добровольно, нас никто ведь за руку не тянет, мы сами желаем идти за Христом. Перед нами впереди врата Царства Небесного, мы хотим, что они перед нами открылись. Но если мы этого хотим, мы за Христом решились пойти. Господь нам говорит: если кто хочет за Мной идти, - смотрите, Он говорит: «кто хочет». Он никого за Собой насильно не влечет. Но если кто хочет, говорит Господь, отвергнись себя, то есть забудь о своём «я», забудь о своеволии (я хочу то, я хочу это, мне это нравится, это не нравится). Отвергнись себя и услышишь Мой голос. Потому что когда человек о себе забывает, отвергается своей воли, тогда он начинает слышать волю Божию.

Недаром первая ступень в монашеском делании – отсечение своей воли. Монах, делающий первые шаги, учится тому, что такое послушание, настоящее послушание, когда не то, что ты хочешь, исполняешь, а то, что тебе говорят. Во многих молитвах у многих святых слышим мы слова, когда подвижники, даже святые просят у Господа дара выполнять любое послушание, то есть вот этот талант: дай мне проходить любое послушание с радостью. Любое послушание, а не только то, которое тебе хочется выполнить, нравится оно тебе или нет – с радостью.

Настоящее послушание всегда радостно. Мы, конечно, знаем, что такое слушаться других, но ведь и мы сами когда-то слушались и слушаемся, и нас сейчас некоторые слушаются через силу, понимая, что вынуждены слушаться. Мы с вами вынуждены начальство слушаться, родителей своих слушаться, ещё кого-то, но это уже не послушание, когда через силу, когда ты себя понуждаешь, заставляешь себя через силу делать. Настоящее послушание, когда человек с радостью делает, говорит: да, конечно, я готов. И на сердце в этот момент легко – это настоящее послушание.

Вот Господь говорит: отвергнись себя, возьми крест свой и иди за Мной. Крест свой – это тоже талант, надо нести по жизни крест свой. И Господь смотрит на нас, оглядывается на нас, смотрит – кто за Ним идёт, кто как крест свой несёт. Кто его волочит, кто уже бросить его готов и ждёт, когда ему поменьше что-то дадут. Нет послушания, нет желания выполнять волю Божию…

Конечно, тут уже Господь может такого человека обвинить и в лености, и в лукавстве. Так что самое главное, для нас, братья и сестры, из этой притчи сегодняшней вынести, во-первых, то, что Господь нам всегда даёт всё по силам, никогда не даст свыше сил. Во-вторых, мы это берём на себя, в отличие от тех слуг, которые вынуждены были выполнять послушание от господина, мы это берём добровольно на себя, Господь только лишь призывает.

Он проложил для нас дорогу, Он пришел на землю, стал человеком, прожил жизнь человеческую и был распят на кресте, сознательно Себя готовя всю жизнь к этому подвигу для того, чтобы лишить дьявола власти над человеком, пригвоздив вместе со Своим человеческим Телом ко кресту грехи всего человеческого рода. Какая любовь непостижимая у Бога к нам с вами, грешным и недостойным! И проложил нам дорогу обратно, туда – на родину, на Небеса, откуда мы с вами родом и где наше отечество.

Вот этот путь, который нам приготовлен, и по которому мы с вами дерзнули пойти однажды, это и есть талант. Нам с вами надо этот талант преумножить.

Сейчас, конечно, мы можем с вами много ещё падать, огорчаться от того, что что-то нам не поддаётся, что-то нам не подвластно. Но самое главное при этом избегать такого греха как уныние, отчаяние, и нельзя руки опускать. Нет и не было ни одного безгрешного человека на земле, мы с вами не должны об этом забывать. И наша с вами задача не стать безгрешными сейчас, а наша с вами задача видеть это зло постоянно, видеть в себе, прежде всего, и не соглашаться с ним, бороться с ним до конца. И это есть талант.

К этой борьбе каждый христианин и призван. Недаром христиане воинами называются. И как апостол Павел пишет в одном из своих посланий: наша с вами борьба не против плоти и крови. То есть мы воюем не против людей, а против сил злобы, против духов злобы поднебесной, против дьявола и ангелов его. И она гораздо сложней и гораздо страшней, потому что цена проигрыша – наша вечность, наше с вами бессмертие. А война эта идёт непрерывно, не прекращаясь ни на день, ни на час. Как святые говорят, мы с вами живём на оккупированной территории, эту землю, это место, где мы с вами живём, захватил когда-то дьявол. Захватил по праву, потому что Адам с Евой сами отдали этот мир ему, сами отдали – своими руками, послушавшись его и нарушив заповедь Божию. И теперь этот мир до времени принадлежит ему. Даже Спаситель его «князем мира сего» называет.

Многие задают себе вопрос, почему так много несправедливости, горя, несчастий? Где же Бог ваш? – говорят они христианам. Мы с вами находимся здесь на войне, мы воины, и мы воюем за то, чтобы убить убивающий нас грех и вернуть себе утраченный Рай, по слову святых Отцов.  Недаром, когда священник крестит человека, он читает запретительные молитвы, он изгоняет дьявола из человека и запрещает ему иметь власть над человеком. Он запрещает дьяволу входить в человека и прикасаться к тому человеку, которого он сейчас крестить собирается. Посмотрите, какая власть дана священнику, и какая власть потом дана христианину, который получил эту свободу ещё даже до купели: не погрузившись ещё в купель, он уже освобожден молитвами священника. И потом, если он падает, это он сам позволяет дьяволу собой овладеть: дьявол не имеет права сам прикасаться к христианину, потому что такая молитва была когда-то совершена перед совершением святого крещения.

Мы часто не думаем, или забываем, или не знаем этого, но мы должны помнить о том, что мир этот во зле лежит и злом этим гибнет, а мы, христиане, малое стадо, которое Господь сберегает и сбережет до конца времен. И врата ада не одолеют нашей Церкви – это тоже мы должны помнить. Поэтому уныние никогда не должно возникать в нашем сердце. Господь всегда рядом, он готов протянуть Свою руку помощи. Будем помнить об этом, будем приумножать те таланты, которые Господь нам дал: у каждого свой талант есть, в том числе, и в земном плане у каждого есть какие-либо таланты: талант быть мужем, женой, матерью или отцом, ответственным руководителем или добросовестным работником и заботливым сыном или дочерью.

Но самый главный талант, который нам вручен – быть христианами и достигать бессмертия, достигать наследия Царства Небесного. Вот и будем идти по этому пути, и все силы к этому прилагать. А Господь, конечно, спросит потом. Страшный Суд будет, и будет Господь стязаться с нами, как в этой притче: приди и расскажи, вот Я тебе дал все способности, все возможности для твоего спасения, а что ты сделал, как ты их использовал в своей жизни? Ты так же закопал их в землю, думая: вот, придёт момент, отдам и скажу «оставь меня в покое», или ты всё-таки боролся?

Будем бороться, братья и сестры, ибо награда обещана нам великая:  бессмертие, наследие Царства Небесного и любовь Господа нашего и Спасителя. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla