Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, мы слышали евангельское чтение о беседе Спасителя с фарисеями. Начинается чтение с того, как некий законник, искушая Спасителя, спросил Его, какая заповедь в законе большая?

Мы тоже себя можем спросить и, наверняка, спрашиваем, что самое важное в духовной жизни, какая заповедь самая главная, с чего начать, к чему стремиться, прежде всего? Но ведь недаром апостол Матфей пишет, что тот законник спрашивал не просто так, а искушая Христа, как будто он сам не знает. Если законник, если он изучает Священное Писание, если богослов, конечно, знает ответ на этот вопрос. Фарисеи, законники всегда ходили за Христом с одной только целью, провоцируя на то, чтобы он сказал что-то против закона, как они думали, похулил бы Бога, выступил бы противником церкви, противником закона Моисеева, тем самым Себя подверг бы суду. Вот здесь тоже, искушая Спасителя спрашивает. Но Спаситель отвечает ему, прекрасно понимая коварный замысел фарисея. Отвечает не фарисею, а всем, слушающим Его, и ищущим для себя истинный путь, в том числе, и нам с вами.

Какая заповедь на самом деле большая, спросим мы сами себя? С чего начать духовную жизнь? Иногда спрашиваешь людей, далёких от Церкви или первые шаги в храме делающих – «что вы знаете о заповедях Божиих?» Мы с вами христиане и должны, вроде бы, жить по заповедям Божиим. А как их соблюдать, если ты даже их не знаешь? Часто когда крещение совершаешь, даже крёстные, которые, казалось бы, должны быть грамотными в духовном смысле, которым предстоит своих крестников воспитывать в вере, объяснять им законы духовной жизни, пример показывать собственной жизнью, оказываются не в силах ответить на этот вопрос. Спрашиваешь их их: «Вы можете заповеди назвать?» Их десять всего. Ну, и что люди как правило, называют? Самую страшную, как им кажется, «не убий», потом «не укради», «не позавидуй», «не пожелай того, что есть у ближнего твоего» - всё. Больше не знают ничего. Кажется, что «не убий» - самая страшная заповедь.

А вот если мы с вами посмотрим на заповеди Божии от первой до десятой, то самая первая заповедь самая важная. А потом идут заповеди в порядке убывания степени важности. Так вот, если «не убий» - шестая заповедь, то пятая заповедь – «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

То есть заповедь о почитании родителей, более серьёзная заповедь и более ответственная, даже нежели «не убий!» Значит, человек, который не чтит своих родителей, обижает их или просто не обращает на них внимания, не помогает им, хуже убийцы в глазах Божиих. Вот видите, как важно знать заповеди, как важно понимать, что важнее, что главнее в духовном смысле, с чего начать.

И вот Христос отвечает этому законнику, что две заповеди главные: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,37-39).

Ещё один вопрос, который мы можем себе задать: «Кто для нас ближний?» Для иудеев того времени ближним был тот человек, который в буквальном смысле тебе близок: по плоти, по родству, по социальному положению. На всех остальных в глазах иудеев эта заповедь не распространялась. Врага можно было спокойно убить («око за око»). Смертной казнью каралось множество преступлений, на наш взгляд, совершенно неоправданно.

Тогда Спаситель рассказал притчу о милосердном самарянине, когда один человек, шедший из Иерусалима в Иерехон, попался разбойникам. Его избили, ограбили и бросили на дороге умирать. Проходил мимо священник – ничем не помог, левит, т.е. служитель Церкви, тоже мимо прошёл: побоялись испачкаться в крови, потому что потом надо будет неделю обряд очищения проходить, нельзя будет служить, череду пропустит –прибыток потеряет и т.д. У каждого были свои причины не помочь, а человек лежит и умирает на дороге.

И проезжал мимо самарянин, человек из племени, презираемом иудеями, потому что самаряне были полу-язычниками, иудеями, смешанными с языческими племенами. С ними даже не разговаривали, за один стол не садились, считали предателями и хуже язычников. Этот самарянин смотрит – лежит человек, тогда он слезает со своего ослика, возливает на раны несчастного масло с вином (обезболивает, обеззараживает), перевязывает его раны, везёт до ближайшей гостиницы, отдаёт его в гостиницу и для ухода за ним даёт деньги хозяину гостиницы с уговором, что на обратном пути он заедет и если хозяин больше потратит, он возместит ему. То есть он и время на него потратил и ещё деньги, человек из чужого, враждебного даже племени.

Но человек попал в беду и всё забыто: родственник – не родственник, единоплеменник или чужестранец - неважно. Спаситель специально рассказывает эту притчу, чтобы всем стало ясно, кто оказался ближним для попавшего в руки разбойников человека? Священник, левит или этот самарянин? Книжник был вынужден сказать: тот, кто оказал ему милость. Христос ему говорит: иди, и ты поступай так же.

Вот смысл заповеди о любви к ближнему. Кто мой ближний? – спрашиваем мы? Господь нам отвечает: тот, кто в данный момент на жизненном пути встретился нам, кто нуждается в нашей помощи, кто, может, даже и не попросит её. Тот ведь тоже не дороге лежал, наверное, без сознания, умирал и не просил помощи. Но самарянин не ждал, когда его попросят, не думал: «Пусть кто-нибудь другой поможет, моё дело сторона, я вообще еду по своим делам».

Вот что значит заповеди, вот что значит знать их и понимать. И Господь неспроста две заповеди объединил в одну: люби Бога всем своим существом и люби ближнего, как себя. Тогда еще один вопрос может возникнуть, братья и сестры: а как можно любить ближнего, как самого себя? Вообще это возможно или нет? Чтобы мы любили кого-то, как себя лично? Церковь отвечает: можно, и примеров таких масса. Что значит, любить ближнего как себя? Это значит, научиться ставить себя в положение этого человека, твоего ближнего, то есть посмотреть на мир из его ситуации, попробовать себя на его место поставить, и вот уже отсюда попытаться ему помочь. Только тогда мы сможем помочь человеку, когда представим себя на его месте, а не просто со стороны посмотрим на него. «Ну, чем я могу помочь, - иногда человек думает, - ну, дам десять рублей, или позвоню в полицию, в скорую». Дал, позвонил и пошёл – забыл. И это еще хорошо, если так человек подумает и поступит. Но чаще всего большинство просто проходит мимо. Но совсем не так смотрит на это и совсем к другому призывает нас Спаситель.

Между любовью к ближнему и любовью к Богу Господь ставит знак равенства. Не больше, не меньше! Почему так? В других местах Евангелия Он говорит: «Кто сотворил (добро – авт.) одному из сих братьев Моих меньших, тот Мне сотворил» (Мф.25, 40). Господь принимает любое доброе дело как совершенное для Него лично! Мы, может, и не думаем об этом, когда делаем добро какому-то человеку, но Господь принимает это как дар Себе, как будто мы для Него это делаем. И нам очень важно помнить об этом. Всегда мы должны добро делать с этой мыслью: Христа ради. Это и будет любовь к Богу, это и будет любовь к ближнему – знак равенства между ними. Делаешь человеку, делаешь ради Христа, проявляешь тем самым добродетель, то есть, делаешь Богу.

Спаситель недаром в Евангелии продолжил эту мысль. Когда Он об этих двух заповедях сказал, сразу спросил фарисеев: как вам кажется, Христос Давиду кто? Кем Он ему приходится? Ведь Мессию иудеи называли Сыном Давидовым. Иудеи ответили – Сын. А Христос сразу спросил тогда: как же тогда, если Христос Сын Давиду, Давид Его называет своим Господом? Все молчат, и как говорит Евангелие, с того момента никто больше не смел Его ни о чём спрашивать. Потому что на этот вопрос у них не было ответа. Непостижимой была для иудеев мысль, что Давил только по плоти отец Христу, но Христос божественного происхождения: Отец Его – Отец Небесный. А Давид дал плоть Марии, дал плоть этому роду царскому, из которого Христос произошел, но только лишь по плоти, по человеческому естеству, но Сам-то ведь Он Богочеловек. Иудеи не могли этого понять.

Это очень важно для нас в этом контексте понять: когда Христос говорит, люби Бога, люби ближнего, как самого себя, мы не сможем этому научиться, пока не поймём, Кто для нас Христос. Апостол Иоанн Богослов пишет в своем послании: «Кто говорит: "я люблю Бога ", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4,20).  Поэтому мы не можем любить Бога, пока не научились любить ближнего. Это ступенька: через ближнего мы учимся Бога любить, потому что каждый человек это «икона Бога», как говорят святые отцы. Каждый человек – это образ Божий. Глядя на ближнего своего, нам надо научиться видеть в нем образ Божий. И когда мы любим человека, мы любим образ Божий в этом человеке. Почему святые и говорят, что ненавидеть надо грех в человеке, а не человека. Грех, который в нём живёт, его можно ненавидеть, потому что это зло, которое губит человека, но самого человека Господь нас призывает любить.

Икона ведь тоже образ: Божий образ или образ какого-либо святого. Иконы разные могут быть: чистые, на золоте, на своём почетном месте в храме или дома, или такие, как в советские годы в Соловецком лагере особого назначения, попираемые ногами, ликом в грязи, потому что ими мостили дороги, делали из этих икон тротуары. Но ведь это всё равно иконы! Но и такую икону можно достать из грязи, отмыть ее, очистить и вернуть ей подобающее почитание и достойное место. Так и люди. И наша задача об этом не забывать. И когда мы видим грешника перед собой, мы должны понимать, что этот человек болен, что он подвержен той или иной страсти, а за спиной-то у него стоит «рогатый» режиссёр, который человека вводит в грех и ведёт его до погибели окончательной. «Человекоубийца искони», как говорит Христос о диаволе.  

Каждый человек, встречающийся нам на жизненном пути, не случаен, мы встретились не просто  так. Каждого человека Господь привёл на нашу жизненную дорогу, и Он смотрит на нас с вами и ждёт, что мы сделаем, что мы скажем.

Вспомним рассказ Спасителя о Страшном Суде, и Его слова, обращенные ко грешникам: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25,41-46).

Грешники удивляются словам Христа, но чему тут удивляться? Конечно, никогда они Его не видели, потому всю свою жизнь были зациклены только на самих себе!

Когда человек живет только ради себя, ему, конечно, больше никого не нужно, он никого не видит, потому что он и есть для себя смысл бытия.

Когда вам какой-то человек встретился со своей нуждой, со своей проблемой, это и был Христос, Он за спиной того человека  стоял. Любовь к Богу и любовь к ближнему – это одно и то же, братья и сёстры. И когда мы будем помнить об этом, и будем помнить ещё о том, как любит нас Христос, который на крест за нас взошел, и будем учиться этой любви у Христа, готового заключить нас, весь мир в объятия руками Своими, распростертыми на Кресте, ведущего нас ко спасению, тогда не будет у нас вопроса – какая заповедь большая и с чего начать духовную жизнь.

Самое главное, что мы должны понять сегодня: что такое - любовь к ближнему. Будем учиться этой любви. Казалось бы, это так просто понять. Но, с другой стороны, мы с вами видим в нашей собственной жизни, ближних своих, ближних в буквальном смысле (членов семьи, родных, соседей, коллег по работе), мы так их легко обижаем, оскорбляем невниманием своим, грубым, чёрствым словом. Почему так происходит, почему самые близкие люди так легко уязвимы от нас? Потому что ответить не могут, потому что любят нас, и любовью наши недостатки, нашу гордыню покрывают, часто не отвечают нам злом на наше зло. И мы к этому привыкаем, нам кажется это таким естественным, и мы проявляем к ним чёрствость, равнодушие и даже жестокость.  

Любить самых близких к тебе людей – наверное, это самый первый шаг.

Древние это понимали, а мы часто не понимаем очевидного.

Надо посмотреть на своих ближних другими глазами. Они тоже образ Божий! Жёны наши или мужья, дети, родственники – каждый из них. Мы об этом забываем, для нас они просто мужья, жёны, дети, родственники и не более того... Итак, образ Божий в каждом! Будем помнить об этом, и проявлять чувство любви, милосердия, проявлять заботу и сострадание к ближним своим. Научимся хотя бы этому первому шагу, а потом уже будем учиться тому, что Господь говорит о ближнем в общем.

Если оказался человек на твоем жизненном пути, не пройди мимо. Помни, ничего случайного в жизни нет. Посчитай, что ты единственный, кто может помочь. Если ты сейчас уйдешь, ничего больше не произойдёт, ты только можешь помочь. Вот с такой установкой нам нужно жить и приходить на помощь своим близким. Вот тогда нам откроется, что значит, возлюбить Бога своего всем существом своим и ближнего, как самого себя. Тогда Господь примет нас в объятья Свои и скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25,34). Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla