Наверх На главную

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с великим двунадесятым праздником в честь славного Рождества Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Это действительно великий и радостный праздник. Как в тропаре поется: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней, из Тебе бо воссия Солнце правды Христос Бог наш». Вот основная причина радости всего христианского мира празднования этого дня: рождения в мир Той, Которая была предназначена уже на Предвечном Совете, как учит нас Церковь, к тому, чтобы стать «кивотом одушевленным», стать храмом, вместившим в себя Невместимого.

Тысячи и тысячи лет после грехопадения наших прародителей Адама и Евы человечество ожидало этого мгновения, когда всё изменится в мире, когда начнется отсчет уже не тысячелетий, не столетий, но буквально нескольких лет до того момента, когда в мир придёт Спаситель.

Когда-то эти слова для людей, которые жили тысячи лет назад, звучали как что-то очень далекое, недостижимое. Те святые угодники, праведники Божии, которые были предками Преблагословенной Девы Марии, прекрасно понимали, что они не доживут до того времени, что они этого не увидят – того мгновения, когда придёт Спаситель. Но они верили в это, ждали этого, они понимали, что если они не доживут, доживут их потомки. И они в своей собственной жизни делали всё для того, чтобы это случилось, чтобы самим не выпасть из этой святой цепи судеб человеческих.

Поколение за поколением готовились для того, чтобы могла выйти из рода людского Та, которую теперь Церковь именует «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим», то есть ни в каком сравнении даже с высшими ангельскими чинами не поставляемая! Действительно, как можно носить под сердцем Того, Кто сотворил и века, и вселенную, все галактики и миры, Кто пришел на землю в человеческом образе для спасения всех людей - нам с вами невозможно это понять, какой внутренней чистотой и личной святостью должна была обладать Богоизбранная Отроковица, нам невозможно это постичь.

Само рождение Матери Божией было чудесным. Не непорочным зачатием Она пришла в мир, как католики утверждают, но всё равно чудесным было Её рождение. Ведь Она родилась от престарелых родителей: как говорит нам Священное Предание, им было уже за шестьдесят, когда случилось это чудо и они стали родителями.

Всю свою жизнь они проводили в глубочайшем смирении, в молитвах, в добродетелях, благотворительности, приносили постоянно жертвы в храм, но, при этом, носили на себе, как говорит Церковь, «поношение безчадства». Поношение, потому что в те времена бездетность считалась наказанием за грехи. Они, подобно Иову многострадальному, за собой не знали таких грехов (недаром мы их называем «святыми праведными»), чтобы нести столь тяжкий крест и поношение от людей. Но они несли этот крест со смирением, без ропота на Бога, на свою судьбу.

И вот, наконец, наступил тот момент, когда должно было произойти это чудо, и отец Божией Матери Иоаким, видимо, чувствуя что-то в своей душе, пошел в Храм, чтобы принести жертву, а священник отказался жертву принять, укоряя его за бездетность, говоря, что он грешник и Бог его жертву не примет. Иоаким в слезах уходит в пустыню и решает молиться в пустыне, поститься, пока Господь не услышит его, до тех пор, пока в его сердце не водворится мир.

Анна, узнав о том, что муж ее ушел в пустыню, после того, как с ним так обошлись в храме, горько расплакалась и тоже наложила на себя пост и горячо молилась ко Господу, чтобы Он подарил им это счастье. Они, сговорившись с Иоакимом, заранее дали обет Богу, что если всё-таки случится это чудо и они станут родителями, они посвятят ребёнка служению в Храме.

 

Как мы сейчас с вами понимаем, не в греховности этих святых людей была причина их бездетности, а в том, что именно за их добродетельную жизнь Бог благословил им стать родителями Богородицы. Но Ее рождение должно было случиться не вдруг, а в определенный Богом исторический момент, поэтому так долго, по человеческим меркам, Иоаким и Анна ждали этого. Точно также случилось и с рождением святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, когда стали родителями уже смирившиеся и нечаявшие такой радости  престарелые Захария и Елизавета. Здесь и для нас с вами назидание – все в мире происходит не по воле человека, а по воле Всемогущего Бога, для которого нет ничего невозможного. Главное здесь, научиться ждать и помнить о том, что все должно случится в свое время, определенное Творцом и наиболее благоприятное для нас и нашего спасения.

Вот и для Иоакима с Анной наступил этот момент. Архангел Гавриил является Анне и говорит ей о том, что молитва её услышана, что она обрела милость у Бога и случится это чудо в скором времени. С самого раннего детства, как нам рассказывает церковное Предание, маленькая Мария уже показывала все признаки того, что Она предъизбрана Богом для какого-то особого служения, что не просто так Она родилась в мир.

В трёхлетнем возрасте отдали Её в храм по данному ранее обету.

Мы помним с вами праздник, посвященный Введению во Храм Девы Марии. Маленький ребёнок, еще младенец, поставленная на первую ступень Храма (а там были, по свидетельству историков, высокие ступени, так что даже взрослому человеку нелегко было по ним подниматься) по этим пятнадцати ступеням легко, поддерживаемая ангелами за ручки, просто взлетела, взбежала к изумлению всех на самый верх лестницы. А первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Предтечи – именно он тогда нёс череду служения в Храме (видите, как всё связано в священной истории), принял эту маленькую девочку, взял Её за ручку и завёл Её не просто в Храм, а, как говорит Предание, во Святая Святых, в то место, куда он сам мог только раз в год входить! С тех пор маленькая Мария часто бывала во Святая Святых. Раз в год первосвященник заходил туда и окроплял стоявший там жертвенник жертвенной кровью и воскурял фимиам, кадил Богу.

А Она там бывала практически каждый день, общалась там с ангелами, которые Её питали. Именно поэтому юная Дева Мария в момент Благовещения не испугалась самого явления Архангела Гавриила, как - будто давно была с ним знакома, а только недоумевала о сказанных им словах: «Как это будет, когда я мужа не знаю?»

Мария жила в Храме практически безвыходно, общалась с ангелами, питалась из их рук, а пищу, которую Ей давали в храме, выносила на улицу и раздавала нищим. Конечно, понятно, каким может вырасти, стать человек, который живет такой жизнью – святой, ангелоподобной, небесной. Мы с вами знаем дальнейшую историю: теперь весь христианский мир прославляет уже не просто Марию, дочь Иоакима и Анны, а Преблагословенную Владычицу Богородицу.

А для нас и здесь назидание – когда мы сетуем на то, что наши дети растут не такими, какими мы хотели бы их видеть, спросим себя: как часто мы водили их в храм, что мы сделали для того, чтобы они чувствовали себя в храме, как дома, чтобы они с радостью шли с нами на службу или на занятия в воскресную школу? Ведь даже кратковременное пребывание в церкви благотворно влияет на душу, а некоторые родители «жалеют» своих детей, не берут их с собой в храм, ведь им надо поспать, слишком рано вставать придется, тяжело стоять на службе, многое непонятно… А когда ребенок подрос и его уже за руку в храм не приведешь, тогда поздно сетовать или пытаться его заставить жить духовной жизнью, если не научили его с раннего детства этому.

Радость для нас в этом празднике, поскольку с этого момента начался отсчет до пришествия в мир Спасителя. Мы должны почаще думать о том, каким бы был мир, если бы не случилось этого чуда, не родилась бы маленькая девочка Мария, а через Неё не пришел в мир Спаситель. Спаситель изменил всё, вернул людям утраченный рай, связал диавола, освободив человека от его власти Своей Крестной Смертью, проложил нам путь на Небеса, а Преблагословенная  послужила делу спасения Своей жизнью, Своей собственной плотью, соткав из  него человеческую природу Спасителю нашему. Послужила Ему и тем, что была всегда рядом, в тени Своего Божественного Сына, но всё слагала в сердце Своем, как пишут евангелисты, всё, что слышала, что видела. А потом это стало достоянием Церковного Предания, обо всем Она рассказала тем, кто шли за Христом.

Будем с вами, братья и сестры, почитать Рождество Божией Матери как свой личный праздник. Ведь мы усыновлены Ей. На Голгофе, умирая, Спаситель мира усыновил всё человечество в лице Своего любимого ученика Иоанна Богослова Матери Божией. Она и наша с вами Мать, и Защитница наша, и Заступница, и Покровительница. Сколько раз спасала Она землю Русскую от  нашествия врагов, междоусобиц, распрей, кровопролития. Будем верить, что и дальше будет так. Но нам всегда нужно помнить одно: Матерь Божия всегда с теми, кто любит Сына Её, это Её слова. Господь, в свою очередь, говорит: кто Меня любит, Мои заповеди соблюдает. Вот и будем выстраивать свою жизнь так, чтобы быть достойными детьми Матери Божией. После крестной смерти Христа Она ушла жить в дом к апостолу Иоанну Богослову. Она и в наш дом может войти и в нашем доме жить, если мы будем жить по-христиански: будем исполнять заповеди, бороться с грехом, стремиться к тому, чтобы быть достойными высокого звания христианина. Так привычно уже говорить: «Я - христианин». Мы забываем о том смысле, который в этом слове заключен. А христианин – это человек, который носит в себе Христа, а не просто крестик нательный, это тот, в котором Плоть и Кровь Христова живет. Как говорят святые отцы, мы – христоносцы, мы в себе Христа носим, мы причащаемся Им и живем Им. Помните книгу святого праведного Иоанна Кроншадтского «Моя жизнь во Христе»? Он по-другому свою жизнь не мыслил, и нам это тоже завет – жить во Христе и со Христом, каждый свой шаг, свою мысль, свой поступок соразмерять с тем, как бы Христос на это посмотрел, как бы Он оценил то, что ты сейчас сказал, что ты сейчас сделал, как бы перед Ним всё время ходить, перед Его лицом, не забывать, что Он всегда рядом, присутствует всегда, и когда мы добрые дела делаем, и когда грешим… Может быть нас это удержит лишний раз от ненужного слова, от неблаговидного поступка.

Нам нужно научиться ходить перед Богом. Не просто утром и вечером имя Божие призвать на молитве, да и то часто второпях или машинально, не вдумываясь в смысл произносимых слов, а помнить о Нём в течение дня. Иоанн Златоуст даже предлагает особую молитву на каждый час суток. Она состоит из трех-четырех слов, даже короче молитвы Иисусовой. Например: «Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание». Конечно, не всем это под силу каждый час прочитывать определенные молитвы, но все мы можем среди дня вспомнить о Боге, перекреститься, пусть даже мысленно, если находимся среди людей, и прочитать молитву Иисусову. И как это изменит наше с вами внутреннее, духовное состояние, если мы будем принуждать себя помнить о Боге и призывать Его святое Имя. Святые отцы говорят, когда ты Имя Божие призываешь, на тебя благодать опускается. Никогда не бывает так, чтобы просто это было, обязательно будет ответ от Бога. Будем учиться этому. Перед Лицом Божиим ходить - это значит быть под Его благодатной защитой, под Его покровом, а Матерь Божия будет нам в этих трудах Помощницей.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla