Наверх На главную

Христос воскресе!

Сегодня Неделя о слепом. Воскресное евангельское чтение повествует нам о величайшем чуде, которое сотворил Христос Спаситель, исцелив слепого от рождения человека.

Что для нас зрение, братья и сестры? Мы не воспринимаем возможность видеть как нечто особое, как некий дар Божий. Хотя и сама жизнь наша – это дар Божий нам с вами. Способность видеть, более-менее безопасно жить в этом мире, благодаря зрению, мало кто воспринимает как дар. А когда человек теряет зрение или рождается слепым – это, безусловно, великое горе. И такому человеку всегда стараются другие люди помочь.

Но многие имеют глаза и не видят, как говорит Господь. Потому что духовные глаза слепы. Душа от облепивших её грехов, как от некой грязи, ослепла, и человек, даже физически имея глаза, мало что видит вокруг в окружающем его мире. Недаром Господь говорит в своих заповедях блаженств: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Поэтому многие, как говорится, дальше своего носа не видят, потому, что у них духовное зрение не сопряжено с физическим.

Сегодня мы слышали удивительную историю. Беседа слепого от рождения человека, которого Господь исцелил, с фарисеями – законоучителями еврейского народа, богословски образованными людьми, показывает, как чистый сердцем человек совершенно легко разрушает все уловки и попытки исказить истину, оболгать её и всё лицемерие их делает ничтожным. Мы видим, каким разным бывает отношение человека к сотворенному над ним или рядом с ним чуду. Вспомним кратко эту историю.

Господь шел по дороге мимо одного слепца, которого каждый день приводили люди, чтобы там он мог добывать себе пропитание, смиренно в пыли при дороге прося себе милостыню у прохожих. Апостолы спрашивают у Христа: за что это с ним? За его ли грехи или за грехи родителей он так наказан? А Господь им отвечает: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9,3).

Нам следует хорошо запомнить этот ответ Христа апостолам. Бывает, Господь посещает нас какими-то скорбями, испытаниями не за какие-то наши грехи, не за какие-то грехи наших родных и близких, а для того, чтобы явилась на нас или на наших родных, кого Господь посетил, слава Божия.

Сколько там при дороге было нищих, калек, но Господь увидел в этом слепорожденном чистоту сердца и искренность, и остановился только около него, подарив ему исцеление, потому что духовные глаза этого человека были открыты, и нужна была только воля Божия, чтобы и физические его глаза открылись. Посмотрите, как реагирует на слова Христа этот слепец. Господь берет землю, плюет на неё, растирает - делает брение, т.е просто грязь, этой грязью мажет глаза слепому, и говорит после этого: иди и умойся в купели Силоамской. И тот, ни слова не спрашивая, не сомневаясь, не переча, встает и идет делать, что ему сказали. И сразу по умовении возвращается ему зрение.

Вот это смиренное, благодушное его состояние, готовность исполнить волю Божию – вот основная причина, по которой может явиться слава Божия. Как часто не дает в человеке признать славу Божию или дождаться чуда разногласие между сердцем человека и его разумом. Бывает сердце готово поверить, открыться Богу, а разум говорит – невозможно, не может такого быть. А если сердце человека закрыто нераскаянными грехами, сердце лицемерное, привыкшее изворачиваться, сердце, не имеющее желания исправиться, ожидать человеку с таким сердцем какого-то чуда Божия не приходится.

Слепой прозревает и его ведут к священникам, потому что тогда любое чудо должно было быть засвидетельствовано первосвященниками. Но брение Господь сотворил и заставил слепого умыться в купели в субботу – день, в который должно было оставаться в покое и даже исцелять, как фарисеи говорили, было запрещено. До такого вот извращенного состояния в понимании закона дошло сознание фарисеев. А ведь Господь говорит, что не человек для субботы создан, а суббота для человека. И всегда любовь и милосердие должны быть выше любого закона.

Вот и здесь: приводят бывшего слепца в храм и фарисеи начинают между собой совещаться, как им отнестись к этому чуду. Даже люди, которые видели этого слепца, сидящего у дороги, сомневаются, он ли это? Тем более фарисеи, которые не знали его, говорят о том, что это, наверное, не тот слепец, а какой-то самозванец – позовите его родителей сюда, спросим, точно ли это их сын, бывший слепец.

Родители засвидетельствовали, что, действительно, это их сын, слепой от рождения. Но как он прозрел, кто исцелил его, они не знают и советуют спросить его самого. Фарисеи разделились: одни говорили, что это явное чудо, другие – что не может совершить чудо человек, который не хранит субботы. И они спрашивают у бывшего слепца – что он скажет? Ученые фарисеи, учители народа спрашивают мнения оборванного нищего, бывшего слепца, которого и за человека-то они, видимо, не считали! Но вынуждены спросить его мнения, чтобы вынести свое решение. И тот отвечает только одно слово об Иисусе: это Пророк.

Совершенно точно и ясно, без всяких домыслов и измышлений, не сомневаясь! Фарисеи спрашивают, как это случилось? Человек тот отвечает, что человек Иисус помазал глаза его брением и он прозрел. «Что ты об этом сам скажешь?» – опять спрашивают его об этом событии. И он отвечает: знаю, что грешника Бог не послушает. И фарисеи отвечают: воздай хвалу Богу, а мы точно знаем, что тот Человек грешник, а тебя Бог исцелил. Бывший слепец отвечает на это: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин.9,25).

Что на это можно сказать? Сами фарисеи спорили между собой: как это возможно? От века не было такого чуда! И вот фарисеи, уже истощив все свои попытки опорочить Христа, отрицать чудо, совершенное Христом, опять спрашивают этого человека: как это произошло. И бывший слепец уже с иронией над беспомощностью их изворотливой лжи «отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин.9,27).

И тогда в раздражении они говорят ему: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин.9,28-29). Называться учеником Христа – это награда! Каждому из нас это было бы, наверное, почётно услышать. Но фарисеи хотели его унизить этими словами, а на самом деле возвысили его даже перед самими собою.

И опять бывший слепец посрамляет их своей простотой, своей искренностью: ведь правда – она всегда прямая, без каких-то условностей, в правде всё просто, чётко и ясно. А ложь всегда пытается изворачиваться, всегда ищет какие-то пути отхода, оправдывается. «Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9,30-33).

После этого, действительно, следовало только бы всем сказать «аминь», признать это чудо, Иисуса признать Христом-Мессией, воздать славу Богу. Но нет: тогда закончилась бы власть фарисеев, преимущества их положения в обществе, чего они боялись больше всего. И фарисеи просто опустились до площадной брани, закричали, затопали ногами и стали говорить «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» (Ин.9,34).

На этом бы и закончилась история, но Христос, отверзший слепорожденному очи, внимательно следил за ним. Он дождался, когда тот человек выйдет из храма, подошел к нему и спрашивает его: веришь ли ты в Сына Божьего? – окончательно утверждая его веру, спасая его. На что бывший слепец спрашивает: а кто Он? Я хочу в Него верить. И Господь ответил ему: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9,37-38).

Каждый христианин может о себе сказать, что он, как тот слепой, тоже слеп от рождения, как поется в тропаре сегодняшнего дня - «душевными очима ослеплен». Духовное зрение закрыто грехами, душа ослеплена, не может связать видимую земную жизнь с духовной невидимой. Отсюда маловерие, малодушие, уныние от постигающих нас скорбей. Мы забываем часто, что Господь всегда рядом и смотрит на нас, как смотрел на этого нищего слепца, в сердце наше смотрит – когда оно сможет откликнуться на призыв Господень и пойти исполнить Его волю, как Он сказал когда-то нищему «пойди, умойся и будешь видеть» и тот пошел, умылся и стал видеть.

Вера должна быть детская, простая, бесхитростная (как сказал Господь, так и сделано!). Недавно мы видели, Мария Магдалина, искавшая Тела Христова, не узнала в «садовнике» Христа, и только когда Он окликнул её - «Мария!», она поняла, Кто перед ней. Так вот и в нашей жизни бывает: Господь рядом, но, получается, нам нужен вот этот окрик, чтобы открылись у нас глаза и мы поняли, что Господь рядом. Он рядом, и ждёт только, когда мы откроем свое сердце и готовы будем исполнить Его волю, сделать то, что нам же полезно.

До крещения каждый «слеп от рождения». Та купель Силоамская, в которой умылся евангельский слепец и прозрел, купель крещения. Мы все с вами в ней когда-то омылись, мы все должны были прозреть духовно после этой купели. Но впоследствии мы вновь запятнали грехами свою душу, и следующая для нас возможность возвратиться к Богу – омыться слезами покаяния: для нас это будет та же Силоамская купель. Слёзы плача о своих грехах растопят и смоют грязь греховную, сойдет она с души и откроет душа свои очи. И Господа увидит в своей жизни, даже посреди своих скорбей, и поймёт, что она не брошена на произвол судьбы, но за всем, что происходит в нашей жизни, стоит Господь. Он благословляет всему случиться: почему – потом узнаем.

Но в данный момент нам только нужно не терять веру и всё время помнить об этом случае евангельской истории. Что увидел слепец, когда открыл свои глаза? Он увидел Христа. Так и для человека, который обретает веру, у которого открываются духовные глаза, первое, что он видит в своей жизни – это Господь, любящий нас, ждущий этого обращения, прозрения духовного, чтобы мы поняли и смысл жизни, и то, что Господь нас любит, и то, что жили мы неправильно. Всем окружающим нас и спорящим о вере мы можем сказать, как этот слепец: да, я был слеп, а теперь вижу. На все вопросы, которые могут нам задавать неверующие люди, доказывая, что Бога нет, мы можем сказать: я был слеп, а теперь вижу. Господь исцелил меня, открыл мне глаза, и смысл жизни я теперь обрел, и пути жизни я теперь вижу, то, как спасать душу, и Бога теперь вижу, и в Чаше с Телом и Кровью Господними теперь соединяюсь с Ним. Вот оно прозрение.

Дай Бог нам всем быть такими исцеленными бывшими слепцами, но теперь уже прозревшими, и руку помощи протянуть нашим родным и близким, которые пока пребывают в ослепленном состоянии. Как мы помогаем слепым физически, так мы должны и руку протянуть слепым духовно. Ведь это гораздо важнее - научиться пользоваться духовным зрением. Оно связывает и этот мир, и духовный, и земную жизнь, и будущую небесную, и всё становится на свои места, всё обретает глубокий смысл.

Будем молиться за наших родных и близких, помогать советом. Пока дети маленькие, за ручку водить их в храм, ставить с собой на молитву, рассказывать им о Боге. Неустанно и неленостно будем это делать, стараться, чтобы и их очи были как можно дольше открытыми, сердце открытым навстречу Богу. Это наша надежда, что наши дети пронесут нашу веру, подхватив её от нас, и передадут дальше, и так эта вера и Церковь будут дальше жить, приводя и других людей ко спасению в Боге. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla