Наверх На главную

Сегодняшняя неделя, братья и сестры, Неделя о самарянке. Апостол и евангелист Иоанн Богослов повествует нам об удивительной встрече Христа с бедной женщиной самарянкой из города Сихарь, встрече, которая изменила всю её последующую жизнь. Теперь мы знаем её как мученицу Фотину.

А происходило всё обычным чередом. Господь шел из Иудеи в Галилею, и Его дорога пролегала через самарийские земли. Остановившись в тени деревьев рядом с древним колодцем, который когда-то выкопал праотец Иаков, Господь решил отдохнуть от утомительного пути по жаркой местности. Апостолы в это время ушли в город Сихарь, чтобы купить что-нибудь съестное и Господь ожидал их.

И вот подходит к колодцу женщина с кувшином, чтобы набрать воды. Апостол Иоанн намеренно указывает час, когда это случилось: это был полдень – самое неподходящее время, чтобы идти за водой, самое пекло, самая жара. Но последующее повествование объясняет нам, почему женщина пришла за водой в такой неурочный час. Она была грешница: она совершила тяжкий грех незаконного сожительства с мужчиной, за что по еврейским законам полагалась даже смертная казнь, и продолжала жить в этом грехе. Но чтобы не попасть под осуждение своих единоплеменников, она ходила за водой тайком в то время, когда бы она точно никого у колодца не встретила – в полдень. И здесь происходит встреча Христа и самарянки.

Господь просит у неё напиться воды, и она в удивлении говорит: как ты, иудей, просишь у меня, самарянки, тем более женщины, воды? А Господь ей отвечает: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4,13-14).

О какой воде Господь говорит? Есть древнее пророчество Исайи, произнесенное им за 700 лет до пришествия Христа, повествующее об этой живой воде – о благодати Божией. И вот Господь, как бы слово в слово повторяя это пророчество, говорит: тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пьёт, и та вода будет для него источником воды, текущей в жизнь вечную. Это первое назидание для нас в этой истории.

Вообще об этой встрече Христа с самарянкой, о тех мыслях, которые тут прозвучали, можно писать целые богословские трактаты. Но достаточно пока даже одной темы «живой воды», благодати Божией. Благодать Божия – та сила, которая меняет человека совершенно, он становится способен преодолеть живущий в нём грех, вернуться в исконное состояние чада Божьего – наследника Царства Небесного.

И вот об этой благодати Господь говорит этой женщине. Она чувствует сердцем, что здесь кроется что-то очень глубокое и серьёзное и говорит «Господи, дай мне этой воды», ещё до конца не сознавая, о чём говорит Христос. И здесь Господь испытывает её совесть и велит привести сюда её мужа: женщина искренно говорит, что нет у неё мужа. Господь хвалит самарянку, ободряет и говорит: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин.4,16-18).

Женщина понимает, что перед ней не простой человек, что Он видит всю её греховную жизнь, её греховное состояние и говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин.4,19). После этого момента забыты уже и вода, и колодец. У неё одна только мысль в сердце: как нужно правильно поклоняться Богу? Видно, что этот вопрос не вдруг стал важен для нее, вероятно, она уже давно размышляла над ним. Это самый важный вопрос в духовной жизни. Он был важен  для неё, он и сейчас остается самым важным и для каждого из нас.

«Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» - говорит она Христу. И Господь отвечает ей: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4,23).

Это ещё одна важная мысль. Только поклоняющийся в духе и истине по-настоящему поклоняется Богу: тех Господь ищет и тем открывается.

В наше время, братья и сестры, это так же актуально звучит, так же важно. Бог есть Дух – мы должны об этом всегда помнить.

Что значит поклоняться Богу «в духе и истине»? Господь говорит: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите» (Ин.14,15). Поклоняться в духе – это, прежде всего, стремиться к близости с Богом через исполнение Его святых заповедей. Именно жизнь по заповедям освящает человека, делает его чище, делает его святым.

Что значит поклоняться Богу в истине? Господь похвалил самарянку Фотину за её искренность, за то, что она сказала правду, не солгала, не пыталась как-то оправдаться, не пыталась скрыть чего-то. Искренности Господь и от нас с вами ждёт. Только такому человеку Господь открывается, такого человека Господь слышит.

Надо научиться не лгать себе, надо научиться видеть себя такими, какие мы есть, говорить о наших грехах без самооправдания, без саможаления, без лукавства перед самими собой. На исповеди часто приходится слышать такие попытки самооправдания. «Да, я согрешил (или согрешила), но…» - говорит человек и начинает перечислять массу «уважительных причин», почему этот грех случился.

Когда мы хотим у Бога о чем-то попросить и встаем на молитву, нам надо к своему сердцу прислушаться: шевелится ли там эта лукавая мысль самооправдания или самолюбования, может быть. То есть всё, что идет от нашей гордыни, от нашего лукавства, делает ничтожной нашу молитву, и она становится пустым сотрясением воздуха.

Фотина, услышав от Господа, как нужно поклоняться Богу, оставив свой водонос у колодца, бежит в свой родной город и кричит на улицах, не боясь, что её могут казнить за преступление закона, сама кричит о своих грехах. А как часто приходится видеть, как кто-то подходит на исповедь, оглядываясь назад, чтобы убедиться, что никто не услышал, записочку смущенно суёт в руки священнику, чтобы тот сам прочитал написанные грехи, ведь у кающегося язык даже не поворачивается повторить то, что он когда-то сделал.

А Фотина учит нас с вами, что такое настоящее покаяние. Называя свои грехи всему городу, она одновременно свидетельствует о святости того, кто назвал ей эти грехи, будучи не знаком с ней. Кто видел всю её жизнь, но принял её покаяние, принял её исповедь. Она кричит всему городу, чтобы все вышли и встретились со Христом - и это уже проповедь. Впоследствии Фотина действительно станет великой проповедницей вместе с её сестрами и двумя сыновьями. Но это потом – сейчас она проповедует на улицах родного города.

Весь город вышел навстречу, все пошли к колодцу, все подошли ко Христу и просили Его остаться с ними ещё, и Христос прожил с ними ещё два дня, отложив Свой путь, потому что люди очень этого хотели и нуждались в Нём.  Они говорили Фотине: мы теперь верим не потому, что Он сказал тебе твои грехи, но потому что мы сами услышали и поняли, что Он – Христос, Сын Божий.

На этом заканчивается евангельское повествование о Фотинии, но не заканчивается история этой мученицы. Она действительно много трудов положила на проповедь Евангелия. Она прошла всю Малую Азию, дошла до Италии, проповедовала в Риме, в Африке – в Карфагене, где жила долгое время со своим младшим сыном Иосией. Это было время царствования императора Нерона, который был настолько изощрен в своей жестокости, что приказывал христиан обмазывать смолой, обкладывать их соломой, привязывать к высоким шестам, поджигать, а сам сидел ужинал при свете этих живых факелов…

Старший сын Фотины Виктор во время гонения на христиан от императора Нерона был в городе Аталле в Малой Азии, где служил начальником гарнизона. Ему было приказано, как и всем армейским подразделениям, преследовать христиан и уничтожать их. Он отказался, объявив себя всенародно христианином, а сам, вызванный в Рим, был подвергнут суду у императора.

Узнав об этом, Фотина с младшим сыном Иосией и пятью сестрами бесстрашно пришли к Нерону встать на защиту веры христианской. На вопрос Нерона – зачем они явились, они заявили: мы пришли тебя научить поклоняться Христу. Три года они терпели различные муки и испытания. Когда читаешь об этих подвигах, невольно и восхищаешься, и поражаешься этому мужеству и силе веры этих людей.

Но и поражаешься тем чудесам, которые Господь являл по вере этих людей. Совершенно невозможные вещи происходили. Невозможные для человека, но для Бога нет ничего невозможного! Им выкалывали глаза, у женщин отрезали сосцы, сдирали с них живьём кожу, подвешивали на крестах и сдирали с них кожу железными крючьями, так, что внутренности вываливались наружу. Но буквально через какое-то короткое время они представали перед Нероном абсолютно целыми, абсолютно здоровыми, и даже шрамов на теле не было.

Триста воинов, которые охраняли их на протяжении этих трех лет, обратились ко Христу, крещены и казнены за веру христианскую. Родная дочь Нерона, которая уверовала во Христа и получила в крещении имя Фотида, была им особенно жестоко убита. Ее привязали ногами к двум согнутым деревьям и затем деревья распрямившись, разорвали мученицу на части. Время императора Нерона – время невероятной жестокости к христианам. Но противостает этой жестокости христианская любовь. На примере Фотины, её сестер и сыновей мы видим, что никакие страдания, никакие испытания не могут уничтожить любовь человека к Богу и отлучить его от любви Божией.

Как мы и поем в наших песнопениях церковных: «Кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч; якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения» (Рим.8,35-36). Ничто нас не может разлучить от Бога, потому что эта любовь сильнее смерти.

Сегодняшний день и вся неделя посвящена памяти самарянки Фотины. Нам с вами, братья и сестры, стоит помнить об этой женщине, об этой святой угоднице, которая начала свою жизнь христианскую возле колодца в своем родном городе Сихарь и закончила её в Риме, и тоже у колодца: с неё содрали кожу и бросили на дно заброшенного колодца, где она предала свою душу Богу. Господь принял её душу и украсил её нетлением – она получила то, к чему стремилась всю свою земную жизнь. Душа вошла в мир, где уже нет болезни, никаких страданий, но только любовь Божия всенаполняющая.

Этот источник с живой водой, о которой говорит Господь, бьет до сих пор в каждом храме, когда священник выносит Чашу с Телом и Кровью Господа нашего и Спасителя. Мы с вами становимся причастниками этой оживляющей и освящающей благодатной силы. Мы принимаем в себя Жизнь вместе Телом и Кровью Христовыми, и в нас, действительно, происходят чудесные изменения – и в природе нашей, и с нами в жизни.

Будем стремиться к этому источнику бессмертия, источнику жизни, и, вспоминая подвиг святой Фотины, утверждать себя в вере и любви Господа нашего Иисуса Христа. Она была первым человеком на земле не из числа иудеев, кому Господь совершенно определенно ответил, что Он и есть тот Мессия, которого ожидал избранный Богом народ. Сколько раз вопросом «кто Ты?» иудеи искали уличить Господа в богохульстве! И только на искренний вопрос ищущего сердца Господь открывает знание о Себе, и когда Фотина сказала, что когда-нибудь придет на землю Мессия и объяснит людям все, Спаситель так просто и прямо ей ответил: Это Я, говорящий сейчас с тобою.

Это единственный в Священном Писании случай, подобного которому нет. И он говорит нам, что сердце искреннее, простое, ищущее Бога, обязательно найдет Его. Господь Сам выйдет ему на путь. Господь ведь неспроста сидел у колодца – Он ждал эту женщину. Он знал, что она придет и состоится этот разговор, изменивший жизнь бедной презираемой всеми самарянки и впоследствии через нее, через ее исповеднический подвиг будут спасены для вечной жизни многие и многие. Так и на нашем жизненном пути появится Господь, если сердце наше будет к этому готово и открыто, ибо Господь открывается лишь тем, кто поклоняется Ему в духе и истине.  Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla