Наверх На главную

«Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз?» Вчера вечером и сегодня слышали мы с вами, братья и сестры, такое песнопение, и напоминают нам эти слова о самом великом, самом страшном в истории человеческого рода событии – о Втором славном пришествии Господа нашего и Спасителя и о Его всемирном Суде. Памяти об этом событии посвящен сегодняшний день – Неделя о Страшном Суде. Это ещё одна из недель, готовящих нас к Великому посту.

Великий этот день и страшный по многим причинам. Прежде всего, закончит своё существование этот мир, который, по словам святых отцов, во зле лежит. Князем этого мира апостолы и Сам Спаситель называли дьявола, который узурпировал эту власть со времён первых людей – Адама и Евы. Люди должны были царствовать, для них был создан этот мир. Но преслушанием заповеди Божией они добровольно отдали свое царское достоинство, свою власть, Богом им данную, диаволу.

Вот этот мир, погибающий в грехах, во зле, закончит, наконец, свое существование. Остановит течение великая река времени, и времени больше не будет, по слову апостола. Великая река, в которую вступает каждый человек с момента своего зачатия, течение которой ничто остановить было не в силах. Будет упразднен главный враг человека – смерть, и смерти больше не будет, читаем мы в Откровении апостола Иоанна Богослова. Господь наш во всей Своей Славе, со всеми ангелами Своими придет с небес на землю. Совершится Второе пришествие Господа нашего и Спасителя во всей Своей Славе, говорит нам евангелист Матфей.

Чтобы понять, о чем речь, достаточно вспомнить чудо Преображения Господня на горе Фавор, когда Он взял с Собой на вершину горы только трёх Своих ближайших учеников: апостолов Петра и братьев Иоанна с Иаковом, и преобразился там перед ними, явив только отблеск Своей Божественной Славы. А апостолы, люди, которые были со Христом долгое время, слушали Его проповеди, видели Его чудеса, вроде бы самые подготовленные к чуду, только лишь увидев луч этой Славы, в ужасе упали на землю и закрыли лица свои руками, не в силах выносить этого ослепительного сияния Славы Божественной.

Что же тогда нам с вами, братья и сестры, предстоит увидеть, когда Господь нам не только луч Своей Славы явит, но во всей Своей Славе придет и со всем Небесным воинством ангельским. Страшен будет этот миг, особенно для тех, кто знает за собой, что не готов предстать перед нелицеприятным теперь уже и грозным Судией. Откроются помышления сердечные, все помыслы, все дела, в том числе греховные. И то, что иной раз человек даже в самом себе боится признаться, всё это станет известным всем.

Мы с вами слышали сегодня, как будет происходить Второе пришествие Господа. Господь, придя на землю, сядет на престоле Своем, ангелы будут Ему служить, и разделит Он всех людей на две части: одних поставит справа от Себя, т.е. одесную, других слева, т.е. ошую. Как пастух отделяет овец от козлищ, говорит апостол Матфей, так и Господь разделит род человеческий на праведников и на грешников. Справа станут праведные, слева грешные.

И ни о чем Господь не спросит - этот суд будет совершаться в сердце каждого человека. Люди встанут справа и слева потому, что сердце их так им скажет. А Господь лишь только скажет Своё определение, уже окончательное… Праведникам скажет: наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира. А грешникам скажет: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, который приготовлен был дьяволу и ангелам его.

И объяснит Своё решение непонятными кому-то на первый взгляд словами. Праведникам Он скажет: идите, наследуйте Царство Небесное, потому что когда Я был голоден, вы накормили Меня, когда Я был болен или в темнице, вы пришли и посетили Меня. И ещё несколько добродетелей перечисляет. И далее говорит, что всё это вы сделали Мне. А грешникам скажет то же самое, только с приставкой «не»: Я был голоден и не накормили, Я был наг, и не одели Меня. И праведники, и грешники удивятся: Господи, когда это было? Господь ответит праведникам: когда вы сделали то, что Я сказал, одному из малых сих, т.е. ближнему своему, вы Мне это сделали. А грешникам скажет, что вы этого не сделали никому, а значит, и Мне этого не сделали.

И вот, братья и сестры, встает перед нами следующий вопрос: как же Господь судит род человеческий? Как мы видим с вами, Он не спрашивает, как ты молился, как ты постился в своей земной жизни, какие ты подвиги совершал, какую ты карьеру сделал, сколько у тебя денег, сколько у тебя связей. Всё, что касается обыденной земной жизни, вторично или совсем неважно. Даже духовные подвиги мы делаем для себя, для своего духовного совершенствования.

Как-то Господь ответил на вопрос одного законника, который спросил Его, какая заповедь самая бОльшая в законе. Господь сказал, что есть две наибольших заповеди: люби Бога своего всем существом своим, и люби ближнего своего, как самого себя. На этих двух заповедях весь Закон основан, все остальные заповеди являются как бы расшифровкой этих двух. Поэтому мы и видим с вами: Господь не спрашивает ни о чем ни праведников, ни грешников. Он лишь только два вопроса задает: любил ли ты Бога во время земной жизни, и любил ли ты ближнего своего?

Конечно, многие могут сказать: да, я люблю Бога. И сейчас из здесь стоящих найдется немало таких. Но апостол Иоанн Богослов предупреждает нас от такого поспешного заявления и говорит: если кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, лжец тот и обманщик и нет в нем никакой правды. И объясняет свою мысль дальше: как ты можешь говорить, что ты любишь Бога, никогда Его не видев, а человека, брата твоего, который рядом стоит, которого ты видишь глазами своими, при этом ненавидишь.

Бог есть любовь, - говорит тот же апостол Иоанн. И кто пребывает в любви к ближнему своему, тот пребывает в Боге. Невозможно научиться любить Бога, пока мы не научимся любить ближнего своего. И поэтому все остальные заповеди, которые мы с вами слышали и о которых Господь мог бы спросить на Страшном суде – завидовал ли ты, блудил ли ты, грабил, воровал и т.д. – всё это только объяснение этих двух заповедей.

Если ты любил ближнего своего, значит, ты и не осуждал, и не завидовал, и не воровал, и не убивал, не прелюбодействовал, потому что любовь к ближним тебя удержит от грехов против них. Так же и любовь к Богу. Но это уже высшая ступень: только через любовь к ближнему мы можем к ней приблизиться.

И праведники, и грешники спросят: где же это было, когда же мы видели Тебя в жизни своей, когда могли Тебе послужить? Но праведники искренне говорят это в простоте сердца: они и не задумываются, когда видят чужое страдание, для них само собой разумеющееся - помочь ближнему, иной раз даже рискуя своей жизнью. А грешники искренне не понимают Христа, потому что для них весь мир заключен в них самих: он и не видит никого, и ему не надо никого, его жизнь, размеренная, четкая, спокойная, не может подвергаться треволнениям. Он может равнодушно пройти мимо чужой боли. Но в его спокойствии заключено безумие: человек, замкнутый в самом себе, не способен любить, и это тупик, потому что дальше он, замкнутый в самолюбовании, развиваться не может. В этом его трагедия: не научившись любить ближнего, он никогда не приблизится к Богу… Сколько бы он, может, ни говорил о любви к своему Создателю, это будут только слова.

На вопрос «где же Ты был, Господи?» Он отвечает: каждый человек, которого вы встречаете на своем земном пути и которому нужна помощь, Мной приведён на ваш жизненный путь, Я стою у него за спиной и смотрю, что вы будете делать. Каждый раз нам дает Господь шанс проявить любовь к ближнему. И если мы равнодушно проходим мимо, мы мимо Христа проходим. Мы, конечно, Его не увидим, если заняты только собой. Но когда будем помнить об этих словах Христа, сказанных сегодня, помнить о том, что случайностей в жизни нет, и этот человек Богом нам послан, мы сделаем ему доброе дело, и сделаем это доброе дело Христу. И Христос скажет нам: вы Мне это сделали – мы это услышим.

Особенно важно вспомнить об этом накануне Великого поста. Следующая неделя будет сплошная, нельзя будет вкушать только мясо, но она будет постной в своём богослужебном чине: уже в среду и пятницу не будет совершаться литургии, в конце недели будет читаться молитва Ефрема Сирина. Весь языческий мир будет сжигать чучело, будут гуляния на улицах, веселие разудалое, но для христиан это время сугубой молитвы, подготовки, настроя на Великий пост, чтобы мы в Великий пост вошли осознанно, размеренно, с рассчитанными силами на эти почти два месяца духовного делания. И поэтому мысли, которые нам сегодня Церковь предлагает, нужно обдумать – ведь они о Страшном Суде.
Суд страшный, потому что он последний: определение, которые люди услышат от Христа, будет решающим, и люди пойдут покорно в ту вечность, которую Господь определит. Кто-то пойдет с праведниками и будет наслаждаться уже радостью нескончаемой, а кто-то будет в огне вместе с дьяволом и ангелами его.

Время – вот что ещё с нами есть. Многие пророчества уже сбылись, и Страшный Суд, пожалуй, остается одним из немногих пророчеств, которые ещё должны исполниться. У нас с вами Суд этот совершается в сердце каждый день. Каждый день нашей земной жизни совесть наша судит нас за наши слова, за наши мысли, за наши поступки. Надо прислушиваться к этому голосу, не дать ему замереть, не дать ему умолкнуть, потому что человек с «сожженной совестью», бессовестный однозначно встанет слева Господа: он не слышит голоса Божия внутри себя и будет делать то, что говорит ему князь мира сего… Совесть – это единственный звоночек, который звенит в нашем сердце и подсказывает, как нужно поступить. И безошибочно всегда этот голос говорит! Не слышим мы её часто потому, что обуреваемы страстями: шум и гам в голове и сердце кипят. А голос совести – он обычно тихий.

Будем ценить, братья и сестры, этот бесценный дар – время. Пока мы в этом потоке временном, мы многое можем успеть в оставшиеся дни нашей жизни, чтобы нам вместе с праведниками услышать счастливое определение: придите ко Мне, благословенные, унаследуйте Царство, уготованное для вас от сложения мира. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla