Наверх На главную

 

«Выйди от меня, Господи! Потому что я грешный человек» (Лк 5.8).»

Это начало зарождения веры в апостоле. Видя чудесный улов, он понимает, что перед ним не просто учитель. Он сердцем чувствует присутствие Божие, приходит в ужас от сознания своего недостоинства быть так близко к Создателю, и в благоговейном трепете восклицает: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный». То есть выйди не из лодки, ведь кругом вода и идти некуда. Выйди из моей жизни, из меня. Ибо я недостоин видеть Тебя, быть с Тобой! Но Спаситель, видя в Петре искренние чувства - страх Божий, смирение, сокрушение о своем немощном греховном состоянии - ободряет его, говоря: «Не бойся! Отныне будешь ловить человеков» (Лк 5.10). В буквальном переводе с греческого - ловить живьем или спасать от смерти.

Уже после Крестных Страданий и Смерти Христовой, после Славного Его Воскресения история с чудесным уловом рыбы повторяется. И вновь цель этого чуда - возродить в учениках веру. Они прошли сквозь страшные испытания. Все их надежды рухнули вместе с арестом и казнью Учителя и Господа. И вера многих пошатнулась.

Как и в первый раз вначале была ночь безрезультатного труда. Наступило утро, но сети так и оставались пустыми. И вновь Сын Божий повелевает забросить сети, но с другой стороны лодки. С точки зрения практической - никакого различия нет в том, с какой стороны лодки заброшена сеть: лодка - всего лишь точка в огромном пространстве воды. Но в духовном смысле это имеет большое значение. С другой стороны лодки - то есть по-другому, не по человечески только, а с помощью Божией. С другой стороны - значит, посмотреть на этот улов с другой стороны, не со стороны разума только, но и сердечными очами, очами веры.

И вновь ученики проявляют смирение и послушание - послушание Воле Божией. И тут же получают награду - рыбы так много, что сети стали прорываться от тяжести.

Петр и любимый ученик Спасителя святой апостол и евангелист Иоанн сразу понимают, Кто стоит на берегу. «Это Господь!» - восклицает Иоанн. И Петр, вновь показывая свой пылкий характер, будучи не в силах ждать, пока лодка причалит, бросается в воду и плывет к своему Учителю и Господу.

Этим движением своего сердца Петр как бы говорит теперь Христу: «Господи! Позволь мне быть рядом с Тобой! Я всем своим существом стремлюсь к Тебе!». (Для сравнения: Иуда убежал от Христа и в отчаянии повесился).

В евангельском повествовании, слышанном нами сегодня, все поучительно и назидательно:

и милосердие Божие, когда мы видим, как Сын Божий, Творец всего мира сидит в лодке и учит народ;

и духовная жажда людей, слушающих Слово Божие, которые в своем стремлении ничего не пропустить и все услышать так теснили Христа, что Он был вынужден отплыть от берега в лодке, чтобы всем было Его хорошо видно и слышно;

и послушание Петра, когда он - опытный рыбак - после бессонной ночи и тяжелого безрезультатного труда, прекрасно понимая, что ничего не поймает и потрудится зря, все-таки делает так, как велит ему Господь - и получает великую награду за проявленную добродетель.

Но более всего поражает в этом рассказе реакция Петра на чудо. «Выйди от меня, Господи! Ибо я человек грешный». Этими словами Петр не пытается прогнать Спасителя, иначе так и случилось бы - Господь ушел бы из его жизни. Но мы видим, что Он остается в лодке. Потому что слова Петра имели другой смысл. Его объял священный трепет при осознании того, Кто рядом с ним в одной лодке. Господь как бы приоткрывает перед Петром Свое Божество, Свое Всемогущество и Всеведение, а Петр при этом видит себя таким слабым, недостойным и ощущает ужас.

Посмотрим на себя, братья и сестры, и спросим: «А как мы ведем себя и что мы ощущаем в отличие от апостола, когда встречаемся с Богом лицом к лицу, когда приходим в храм, когда участвуем в Таинствах? Что мы чувствуем, подходя к Чаше с Телом и Кровью Христовыми? Есть ли в нашем сердце в этот момент священный трепет? Сокрушение о своем недостоинстве, о своих недостатках и немощах? Испытываем ли мы духовную жажду? Готовы ли, как апостолы, оставить свою прежнюю жизнь, полную грехов, и пойти за Христом?

И сейчас Господь наверняка слышит от людей слова, сказанные когда-то будущим перво-верховным апостолом: «Выйди от меня, Господи!». Но дальше следуют другие мысли. Выйди, потому что я не хочу все бросить, как это сделал Петр, и идти за Тобой. Потому что я не хочу ничего менять в своей жизни. Выйди от меня, из моей жизни, потому что я не получил немедленно от Тебя того, чего просил, не ощутил радости от молитвы и поста, потому что мне тяжело исполнять Твои заповеди. И многое еще другое, наверное, слышит Спаситель мира, входя в жизнь, как в лодку, каждого из нас.

Конечно, Господь не станет противоборствовать воле человека и выйдет из его жизни. Но как это страшно быть оставленным Богом!

Другим же, чадам Своим, говорящим устами сердца в сокрушении и безусловной вере в любовь и милосердие Божие, Христос скажет, как и апостолу Петру, ободряющие слова: «Не бойся!» Не бойся, Я с тобой! Я рядом! Вот моя рука, не сомневайся, только веруй и увидишь на себе, в своей жизни удивительное, невозможное! Ибо невозможное человеку возможно Богу.

И если в нашей жизни случается так, что медлит Господь с ответом, если не получаем сразу того, о чем просим, если понимаем разумом, что то, о чем просит нас Господь или к чему призывает, - невозможно для нас, то вспомним апостола Петра и важнейший день в его жизни, когда ему предстояло сделать выбор веры. Вспомним о непостижимой любви Божией к человеку, о Его Всемогуществе и Всеведении и подчиним свой разум сердцу. Научимся доверять Богу!

Позволим Ему уловить и нас, утопающих в греховной бездне и погибающих, Своей спасительной сетью веры, надежды и любви и извлечь нас из этой пучины в тот надежный и крепкий корабль, который именуется Церковью Христовой, которому ничто, даже врата ада, не страшны.

Нам же нужно, оказавшись в этом корабле однажды, постараться остаться в нем до конца. Потому что конец этого плавания - далекая еще, возможно, но желанная для всех гавань - Врата Царствия Небесного.

P.S. Именно так мы должны реагировать на чудо. Тогда чудес будет в нашей жизни больше. Тех, что мы видим. А тех, что не видим, и так бесконечно много. Мы часто ждем чуда, не будучи готовы воспринять его. Готовы встретиться с Богом лицом к лицу, не имея в себе при этом священного трепета, сокрушения сердечного и глубокого осознания своего недостоинства. Поэтому так часто Господь медлит с ответом и не выходит нам навстречу, чтобы уберечь нас от осуждения за наше безрассудство.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla