Наверх На главную

(Евр. 13:7).

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня»

(Мф. 10:37,38).

О любви. Божественная любовь не мешает, не унижает, не искажает образ Божий в том, кого любишь. Но раскрывает в нем скрытые таланты и помогает придти к Богу.

Эгоистическая или рабская любовь - такая, когда из центра мироздания и из центра мировоззрения Бог изгоняется, а на Его место взгромождается идол или самого этого человека или того, кого он «любит». Святые отличаются от нас умением любить по-настоящему, возвышенно, спасительно. Мы вспоминаем их, прославляем в молитвах за то, что имеем возможность учиться у них, имеем возможность прибегать к их помощи, когда у нас что-то не получается.

Когда мы слышим слова Христа о необходимости крестоношения в земной жизни для каждого человека, сердце тревожно сжимается и невольно возникает мысль, что крест этот нести не хочется. Возникает желание, чтобы он был легче, удобнее в ношении, чтобы поменьше было в жизни печалей, скорбей, болезней… Но Христос совершенно определенно сказал нам: «Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38).

И вновь для нас утешительным примером в исполнении этой заповеди служат все святые - угодники Божии. Многие из них проводили свою земную жизнь в крайней нищете, лишениях, гонениях, многие закончили ее мученически, засвидетельствовав тем самым свою искреннюю любовь к Богу и желание никогда с Ним не разлучаться. «…где Я, - говорит Спаситель мира, - там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26). Многие провели земную жизнь в безвестности, по слову апостола Павла, «те, кого не был достоин весь мир, скитались в пустынях, пещерах, ущельях земли…»(Евр. 11-38). И это потому, что мир этот - временный, скоропреходящий, лежащий во зле и грехами погибающий - перестал для них существовать, потерял свою ценность. Потому что увидели другой мир и другую жизнь…

И крест свой святые угодники воспринимали именно как единственно возможный путь к вечному блаженству. Ведь страдания, лишения, различные испытания нужны человеку для того, чтобы закалить его волю, его стремление к Богу, утвердить его веру в Промысел Божий, в непрестанную заботу Бога о нас. Много птиц летает в небесах. «И ни одна из них не падает на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены…» (Мф.10:29-30).

Нам часто кажется, что жизнь святого - это что-то запредельное, невозможное для обычного человека. Но святость определяется не людьми, а Богом. Святость - это не набор заслуг перед Творцом, не совершение определенного количества поклонов и не чтение определенного количества молитв. Это даже не совершение добрых дел (в надежде, что тебе это зачтется). Это не жизнь в монастыре, в пустыне, в затворе. Все это - только средства к достижению святости. Господь смотрит в сердце человека, прямо в сердце и видит все, что там есть…

Поэтому ни один из святых никогда ни за что не согласился бы назвать себя или считать себя святым. Потому что святость - это открытые духовные очи и открытое для Бога (добровольно!) сердце. И такой человек отчетливо видит, что до истинной святости ему далеко. Никто не свят сам по себе, кроме Бога. Все мы освящаемся только посредством Его благодати, которая касается нас, пронизывает наше существо и обоживает его. Не обожествляет, а обоживает. И нам надо этому учиться. Стремиться к этому. К обожению, но, ни в коем случае, не к обожествлению, ибо это путь погибельный, которым пошел в свое время диавол.

Все мы с вами, как это ни кажется странным или непривычным, призваны Христом именно к святости, к святой жизни. Ведь святая жизнь - это богоугодная жизнь. А богоугождение является прямой обязанностью человека. И именно через богоугождение происходит обожение. Человек причащается святости. Апостол Павел говорит в своем послании: «Разве не знаете, что вы храм Божии, и Дух Божий живет в вас?»(1 Кор. 3:16).

А если это так, если в нас живет и действует святая Божия благодать, значит, мы созданы для святости! Какая это великая ответственность жить, имея в себе Дух Божий. Жить так, чтобы не унизить, не оскорбить Его в себе, Его любви к нам. А Христос Спаситель дает нам Свою благодать изобильно в Таинствах Церкви и, принимая ее, причащаясь ею, мы обоживаемся!

Значит, не о святости, не о достижении какого-то результата должны мы думать, а должны стремиться каким-то образом проявить свою любовь, свою благодарность к Богу, Творцу нашему, к богоугождению. Должны учиться любить по-настоящему - чисто, возвышенно, спасительно, самоотверженно. Должны учиться видеть своими духовными очами - видеть грех в себе и вокруг себя - и бороться с ним. Должны научиться воспринимать свой жизненный крест - как единственно для нас верное и надежное средство в стремлении к вечному блаженству. Научиться нести его мужественно и до конца. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22), - обещает нам Христос.

А все, что мешает нам в делании, изгоняется, побеждается постом и молитвой, теми двумя веслами в лодке спасения, без которых лодка не будет плыть, но будет стоять и вертеться на одном месте.

День всех святых - это праздник, который касается лично каждого из нас. Все мы в Святом Крещении получили имя того или иного угодника Божия. Это великая радость, но и великая ответственность. Радость от того, что есть у нас теперь такой учитель и наставник, который знает в совершенстве путь спасения, так как сам им прошел. Радость от мысли, что этот святой - не просто наш учитель, но верный помощник, настоящий друг, который не предаст. Но будет всегда стремиться помочь. Они, святые, все предстоят в Славе Божией и Престола Его и молятся там о нас, о нашем спасении. Не умоляют Бога, так как Он и Сам хочет нашего спасения. Но берут на себя наши немощи, совершенствуют нашу слабую молитву, укрепляют нашу шаткую и хрупкую веру. И нам с чувством благодарности необходимо воспитать в себе постоянную память о своем святом покровителе. Будем учиться общаться с ним хотя бы в утренних и вечерних молитвах и, для начала, выучим, как азбуку такого общения, тропарь своему святому, которого многие, к сожалению, не знают, как не знают и жития своего святого и не стараются узнать.

Все святые, угодники Божии, заступники и ходатаи наши, молите Бога о нас грешных! Аминь!

 

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla