Наверх На главную

В миасской гимназии №26, в которой уже два года работает областная предметная лаборатория по курсу начальной школы «Основы религиозной культуры и светской этики», приступил к циклу лекций для учителей настоятель храма Богоявления протоиерей Игорь Рысенко. С такой просьбой к нему обратился директор школы Илья Герштейн в преддверии очередного семинара, который это учебное заведение проведет для педагогов горнозаводского края, занятых преподаванием культурологического курса.

Темой этого семинара станут понятия добра и зла, греха и возмездия, совести и покаяния, свободы и ответственности. Чтобы самим глубже вникнуть в суть этих понятий, лучше подготовиться к семинару, учителя гимназии пришли послушать отца Игоря - руководителя отдела катехизации и религиозного образования миасского благочиния.

Первая лекция длилась полчаса, а потому священнику пришлось лаконично, но по возможности полно представить точку зрения Церкви на эти понятия, снабдив ее своими наблюдениями и примерами из жизни. Отец Игорь стремился свою беседу построить в ракурсе, который поможет педагогам доступнее доносить эти понятия до своих учеников.

- Понятия «добра» и «зла» - основополагающие как для формирования духовно-нравственной личности, так и для нормальной жизни общества в целом, - заметил священник. -  В Библии, в книге Бытия говорится «Бог сотворил все весьма добро», то есть «хорошо», «идеально», «превосходно». Бог, являясь Любовью, создал мир добрым. «Добро» - изначальное понятие вселенной. Зло  появилось позже, чем добро. Оно – проявление свободной воли разумного существа: человека или ангела. И само по себе существовать не может. Оно существует относительно добра, паразитирует на нем.  Зло – акт искаженной воли человека, который совершает действие, противоположное добру.

Перейдя к понятию «грех», отец Игорь подчеркнул: оно не тождественно понятию «зло». Грех с точки зрения православия – болезненное состояние  души. Он, проникая в душу извне или зарождаясь в ней на почве первородного греха, живет в человеке, развивается, укореняясь и разрушая ту духовную защиту, которая дана изначально Богом. В этой духовной  «броне» образуется брешь, через которую в человека проникают злые помыслы. Они, если с ними не бороться, превращаются в постыдные поступки и страсти, могут привести со временем к одержимости злыми духами.

- Верный путь борьбы с грехом – раскаяние или покаяние,  - продолжил батюшка. – К покаянию нередко подталкивает совесть, которую называют еще гласом Бога в сердце человека. Муки совести приводят согрешившего к мысли просить у Бога и людей прощения. Но покаяние тогда становится истинным, когда ведет к изменению образа мыслей и поведения человека. Оно должно быть действенным. Это называется – принести Богу достойный плод покаяния.

Священник пояснил: раскаяние - это одномоментный акт, а покаяние -  длительная работа человека над собой. Слово «покаяние» с греческого означает « изменение» или «перемена». Покаявшийся человек - изменившийся человек, другой, не тот, каким он был раньше.

Говоря о «возмездии»,  протоиерей Игорь Рысенко заметил: оно – не наказание Господне. Поскольку Бог не наказывает никого, это мы сами себя наказываем, отходя от Него. Возмездие - процесс очищения от греха или усугубления его, в который человек вовлекает себя после совершения зла. Своим раскаянием человек нейтрализует возмездие. Если же он не вразумляется и далек от покаяния, то влияние злых демонов усиливается на него. Душа такого человека тяжело заболевает, как бы  умирает, после чего может наступить и гибель телесная.

Этому во многом способствует так называемая «сожженная совесть». Раскрывая это понятие, отец Игорь пояснил:

- Когда энергетически сильный и волевой человек старается заглушить в себе голос совести, всячески оправдывая свои плохие дела, то постепенно его душа начинает привыкать к греху, а совесть умолкать. Она перестает быть тем звоночком, который останавливает человека в совершении зла. Подавленная волей человека, умокшая совесть и называется в православии «сожженной».

Заключительная часть лекции была посвящена понятиям «свобода» и «ответственность». Священник напомнил: Бог сотворил человека свободным в проявлении своей воли, дал ему право выбора. Эта свобода – мощное оружие в руках человека, тот разящий меч, который можно направить как на службу добра, так и в услужение зла. А потому из первого понятия закономерно вытекает второе: ответственность. Мы все ответственны перед Богом и людьми за то, как распоряжаемся этой своей свободой. Если человек не чувствует этой основополагающей в нем ответственности, то его мысли и поступки начинают приобретать богоборческое направление. В этом мире нельзя быть вне Бога и дьявола. Если человек отходит от Бога, то, хочет того или нет, примыкает к той стороне мира и поглощается ею, где правит его князь.

После лекции состоялась беседа протоирея Игоря Рысенко с директором гимназии Ильей Герштейном в кабинете последнего. В ней участвовали и журналисты приходского сайта.

- Российское образование целых десять лет шло к введению курса «Основы религиозной культуры и светской этики», но так и не смогло основательно подготовиться к нему, – заметил Илья Абрамович. -  Учебники несовершенны, методической базы очень мало. Чтобы с заметной пользой, а не ради галочки преподавать этот курс в нашей гимназии, мы и образовали предметную лабораторию, углубляем знания по предмету и технически модернизируем преподавание, опираясь на помощь духовных иерархов и местных священнослужителей. Помогает нам в этом и отец Игорь Рысенко.

По словам директора школы, в ее стенах совершенствуют свои знания и преподавательское мастерство не только педагоги гимназии.  Предметная лаборатория стала базой для методического обучения учителей начальных классов практически со всей горнозаводской зоны. С этой целью и проводятся семинары. К очередному семинару взялись готовиться, попросив содействия у настоятеля храма Богоявления.

Илья Абрамович добавил: курс ОРКСЭ  помогает гимназии восстанавливать разорванную годами воинствующего атеизма традицию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. С этим мнением солидарно большинство из 6 тысяч опрошенных родителей российских четвероклассников, изучающих этот курс. Они считают, что преподавание основ религиозной культуры надо расширять. Представители Русской Православной Церкви идут дальше: курс ОРКСЭ необходимо сделать стержневым на всех ступенях образовательного процесса в средней школе и связать с другими гуманитарными предметами, чтобы подчеркнуть роль традиционных религий в истории и культуре России. И к этому мнению стоит прислушаться.

Фото Владимира Закатова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla