Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!

«Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф.5:8).

Сегодняшнее Евангелие, братья и сестры, рассказывает нам о неслыханном, небывалом чуде исцеления Господом нашим и Спасителем  человека, слепого от рождения.

Пожалуй, это самое удивительное евангельское повествование, одно из самых продолжительных. И удивительно в нем то, как проходила беседа уже исцеленного слепца со знатоками закона, с богословами, с фарисеями, с вождями иудейского народа, беседа человека, которого те презирали - безграмотного, неученого, но который простыми, четкими, краткими словами, наполненными истиной, посрамил всю их ученость, всё их высокомерие, их гордыню, а самое главное – их ложь. И, собственно, красной линией через всё это евангельское повествование проходит борьба лжи с истиной: как ложь пытается извратить, погубить, уничтожить истину.

Мы знаем, истина всегда проста, не сложна. Мудрые люди говорят: «Всегда говори правду, и тогда тебе не придется помнить, что ты говорил, когда лгал».  Казалось бы, так просто, говори всегда правду и не ошибешься, не надо ничего запоминать. В диалоге фарисеев со слепцом мы слышим, как они пытаются извратить происходящие события, упорно отрицая все случившееся и отказываясь признать истину. Давайте вспомним сегодняшний евангельский отрывок. Если перевернуть назад страничку в Евангелии и прочитать, что было до этого события буквально за несколько минут, мы увидим, что у Христа происходил довольно долгий спор с фарисеями в храме. Христос пытался им открыть истину, которую они упорно не хотели видеть, будучи слепыми духовно, ослепленные злобой и завистью. И этот богословский спор закончился тем, что фарисеи взялись за камни, чтобы побить Его камнями, но Он прошел сквозь них невредимым: не пришло Его время потому что. Вышел из храма и недалеко от входа в храм Он обратил внимание на человека, который стоял в ряду прочих нищих, убогих, калек, больных людей и просил подаяние. Казалось бы, только что избежал неминуемой гибели, казни, но, нисколько этим не смущаясь, Он продолжает Свое дело спасения. Он в толпе увидел одного человека.

Здесь сразу для нас назидание: для Господа нашего все мы с вами – не толпа, каждый из нас – это особенный человек. Он видит и слышит, знает сердце каждого. Посмотрите, сколько людей там стояло вдоль дороги у храма, но Он остановился только около одного. Почему всем остальным не помог? Дальнейшее повествование нам объясняет.

Он подошел к этому человеку, внимательно на него посмотрел. Апостолы, указывая на него, спрашивают: «Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9:2). У людей того времени существовало убеждение, что если страдают дети (раз он слепой от рождения), значит, они страдают за грехи  своих родителей. Он ли согрешил, говорят они, или родители его согрешили? Господь говорит им: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3). Мы с вами, когда встречаемся с теми или иными проблемами, тревогами, болезнями, смертью ближних, часто склонны задавать вопросы «за что?» И Господь учит нас с вами, что надо ставить вопрос правильно: не «за что?», а «зачем?» Вот нам с вами здесь тоже урок. Когда что-то происходит в нашей жизни, чего мы не ожидаем, что-то нам неприятно, или больно, или страшно, мы должны вопрос задать правильно: не «за что, Господи?», а «зачем?», «что Ты хочешь мне этим сказать?», «о чём хочешь мне напомнить?», «на что Ты хочешь обратить мое внимание?», «что не так в моей жизни?»

А Господь подходит к этому слепцу и делает из земли брение: то есть пыль дорожная растирается слюной, получается некая грязь, этой грязью Он мажет слепому глаза. И потом говорит ему: «пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин.9:7). И этот слепец идет к купели Силоам умыться. Что это значит? Почему Господь так поступил? Мы знаем, что Он мог просто сказать «прозри», как это было в других случаях, «будь здрав». Одного слова было бы достаточно. Но здесь Господь благоволит совершить определенное действие - мажет грязью, вот этой землей, перстью земной глаза больного. Некоторые богословы так это трактуют: как когда-то Бог сотворил человека из земли, взяв персть земную, как мы читаем в книге Бытия, вдохнул в Свое создание дыхание жизни, и появился человек, так вот и здесь напоминание или параллель такая с Ветхим Заветом – сотворение происходит. Некоторые богословы говорят, что именно эта грязь и превратилась в глаза по велению Божию – Он сотворил ему новые глаза, которые способны были видеть. Но чтобы не было мысли у кого, что это грязь какие-то чудодейственные свойства имеет, здесь Господь, чтобы это отвести, говорит слепцу «пойди, умойся». Зачем умыться? Затем, чтобы водой смыть эту грязь.

Купель эта достаточно далеко от храма находилась, за чертой города. Силоам в переводе с еврейского «посланный». Здесь опять два толкования. Либо «посланный» - это Господь, посланный на землю Отцом Своим, как Посланник Отчей воли, Мессия (здесь отзвук такой, намек на Его мессианство). Либо, конкретно к этому слепому – «посланный», то есть его посылает Господь, и он должен проявить такую добродетель как смиренномудрие. Каково было этому слепому в этот момент послушаться этого совета? Он ведь не знает и не видит, Кто с ним говорит. Но он беспрекословно слушается этого голоса, который, наверное, уже звучит и в сердце его: «пойди, умойся в купальне Силоам». Он верит, он открытым сердцем воспринимает эти слова и идет.

Сразу представим себя на месте этого слепца. Когда нам предлагает Господь совершить то или иное действие, сердцем своим чувствуем, что надо это сделать, должно что-то произойти, а разум отказывается, не слушается и отрицает всё происходящее. Вот здесь согласование именно работы сердца и ума происходит, когда мы свой ум должны подчинить сердцу, потому что вера рождается в сердце человека. Разум потом, если успевает, догоняет работу души нашей, сосредоточенной в сердце. Сначала всё в сердце происходит. У этого слепца всё произошло одновременно: он и сердцем своим уже готов был услышать, и, как только услышал, и разум свой подчинил. Он послушался и пошел. Это добродетель называется смирение, или смиренномудрие. Просто смирение – это определенное состояние человека, а смиренномудрие – это когда такое состояние исходит из согласованных действий сердца и разума. И в Евангелии не говорится, что кто-то его вёл: он шел сам, без посторонней помощи к этой купели.

В купели Силоам иудеи, заходя в Иерусалим, в этот священный город, совершали ритуальные омовения перед тем, как участвовать в богослужении, или перед каким-то праздником. Купель находилась рядом с городскими воротами: это достаточно большой, специально сооруженный водоем, который наполнялся источниками, текущими с гор (в те времена были прорыты каналы к этому водоему). Раз в год священники в последний день еврейского праздника Кущей приходили из храма с золотым кувшином, почерпали воду из этой купели, и несли эту воду под пение гимнов в храм – омывали этой водой жертвенник. То есть купель эта была особая, ритуальная, всем известная.

Вот Господь посылает слепца омыться в купели. Тот омылся, смыл грязь со своих глаз и стал видеть, прозрел. Он возвращается обратно к тому месту, где Господь его встретил: все поражаются, смотрят – тот ли это человек? Поверить не могут своим глазам. Некоторые говорят «да, это точно он», другие говорят, что это другой, только похож на него. И этот исцеленный говорит: «нет, это я сам и есть». Тогда они ведут его к фарисеям в храм, потому что была суббота, а по закону Моисея в субботу дел, даже и чудесных исцелений делать не должно было. Повели его в храм, чтобы засвидетельствовать чудо.

Здесь начинается очень назидательный и показательный диалог. Как ведут себя фарисеи, и как ведет себя исцеленный слепец. Как я уже сказал, истина всегда проста и несложна. И вот этот слепец, мы видим, в процессе разговора приходит сам в своих размышлениях, в своих утверждениях к вере. Сам приходит к вере! Вспомним с вами, что он сказал, когда только что пришел от купели видящим, зрячим? Его спрашивают все: «как открылись у тебя глаза?» (Ин.9:10). Он говорит: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел» (Ин.9:11). Всё, больше никаких у него мыслей, выводов нет. Сказали мне, я сделал и вот теперь вижу.

То же самое спрашивают его фарисеи: «Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу» (Ин.9:15). Фарисеи не верят своим ушам, не верят своим глазам. Этого не может быть, они рассуждают. Тот, Кто исцелил его, а они прекрасно знают, Кто это, «не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин.9:16), а суббота для евреев священный день, день покоя. Много раз намеренно Христос совершал чудеса в субботу, сознательно как бы нарушая закон Моисея. Но что Он этим хотел показать? Он часто говорил такие слова: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27). То есть для дел милосердия, дел любви не существует никаких законов и ограничений. И Он обличал фарисеев, говоря: «если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодец, не сразу ли вытащит его и в субботу?» (Лк.14:5) А человек, не лучше ли этого осла? Или та женщина скорченная, которую Христос в субботу исцелил в синагоге прямо у всех на глазах, разве она не лучше вола, которого надо напоить в субботу? Она восемнадцать лет была связана дьяволом.

Вот и здесь происходит чудо исцеления в субботу. А другие фарисеи говорят: «как может человек грешный творить такие чудеса?» (Ин.9:16). Неимоверное, неслыханное чудо. «И была между ними распря» (Ин.9:16), то есть спор. Разделились между собой фарисеи. Тогда они решили пойти другим путем: они вызывают родителей этого человека для того, чтобы убедиться, действительно ли это тот человек или самозванец, выдающий себя за него. Приводят родителей, они подтверждают: «мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет» (Ин.9:20-21). Кто его исцелил – не знают. Апостол говорит, что из страха они так сказали. Отреклись, не стали подтверждать, что именно чудо произошло. Боялись, «ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин.9:22).

И вновь вызывают бывшего слепца и говорят ему: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин.9:24). И вот здесь начинается прозрение того человека. Прозвучали два понятия, или два утверждения, несовместимые между собой в сознании того человека: как Он может быть грешником, если Он открыл мне глаза? И вот слепец этот очень просто, четко, в двух словах отвечает им и говорит: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин.9:25). Что сказать в ответ на это можно было бы фарисеям? Нечего сказать, потому что истина обезоруживает их попытки исказить или отрицать чудо как чудо, ведь иначе им придется признать, что Иисус есть Мессия, и они опять начинают искать какие-то пути и возможности обличить этого человека и извратить очевидную истину.

И вновь начинают спрашивать: «что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?» (Ин.9:26). И в ответ слышат: «я уже сказал вам, и вы не слушали» (Ин.9:27). Действительно, они не хотят об этом слышать, они хотят слышать то, что могло бы позволить им отрицать это чудо. «Я уже сказал вам, и вы не слушали», - и уже добавляет с иронией: «что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» Вот на эту иронию фарисеи раздражаются и начинают, как они думают, оскорблять слепца, говорить: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики» (Ин.9:28). Пытаются его унизить, а на самом деле возвышают, поскольку Моисей бесконечно ниже, чем Сын Божий. Если они возводят бывшего слепца в ученики Господа, они ставят его выше себя!  «Мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин.9:29). Они даже не называют Христа по Имени. «Не знаем, откуда Он». Опять ложь, поскольку прекрасно знают, откуда Он и Кто Он: Господь им много раз говорил. «Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин.10:37). Совершенное на их глазах чудо, невозможное – случилось! Но признать этого они не могут, отказываются признавать чудо чудом, истину истиной, и продолжают изворачиваться и лгать.

И вот здесь этот слепец, этот простой неученый человек, презираемый фарисеями, учит их, и произносит речь в защиту Христа, речь, достойную богослова, истинного ученика Христова! Он поступает как настоящий ученик Господень и говорит им: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9:30-33).

Что можно сказать в ответ на это? Только согласиться, сказать «аминь», признать это как чудо и поклониться Господу всем, но этого не происходит. Они разразились обычной площадной бранью, закричали, затопали ногами, и просто выгнали слепца вон на улицу. «Во грехах ты весь родился, - кричали они, - и ты ли нас учишь?» (Ин.9:34).

Истина, братья и сестры, если сердце человека закрыто, она вместо того, чтобы исцелить человека, привести его к признанию этой истины, чтобы изменить его, ещё более ожесточает.

Мы видим, как слепец от утверждения, что «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся» (Ин.9:11), постепенно в ходе спора с фарисеями приходит к убеждению внутреннему, что это не просто человек. Во-первых, он сразу сказал, когда они спросили его: «ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк» (Ин.9:17). Одно слово, и этим тоже всё сказано. Но этого им было недостаточно. Затем он дальше говорит: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9:32-33). «Если бы Он не был от Бога», то есть от Бога пришел, значит, Мессия. То есть, по сути, он уже исповедовал Христа именно Сыном Божиим в этом по истине богословском споре, а его выгнали из храма.

Но Господь наш, наблюдавший за тем, что происходило, не оставил исцеленного слепорожденного. Он никогда так просто человека не оставлял после исцеления. Мы знаем это и по истории с расслабленным: потом Господь его так же встретил после беседы того с фарисеями, встретил и сказал: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Так и здесь, Господь дождался, когда он выйдет из храма, этот исцеленный слепец, подошел к нему и спрашивает: «ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин.9:35). Здесь нужно ударение поставить на слово «ты». Не «ты веруешь ли?», а «ты веруешь ли?» То есть Господь знал весь конспект беседы, поэтому нужно было утвердить в человеке веру в Него именно как в Сына Божия. «Ты веруешь ли в Сына Божия?»

«Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» (Ин.9:36). Кто Он? Он ведь не видел Христа, когда Тот помазывал его глаза брением, он тогда ещё был слепым. Но уже сердцем он признал это, сердце его было открыто. И он хочет верить! Кто Он, Господи, покажи мне Его, я хочу в Него верить! И Господь говорит так, как сказал когда-то самарянке у колодца: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин.9:37). И мы видим, как слепец падает Ему в ноги, поклоняется и говорит: «верую, Господи!» (Ин.9:38). Утверждена вера в человеке. И причем эта вера утверждена с согласованием сердца и ума. Сердце было открыто, а разумом своим он пришел позже. Сначала просто был человек, который помазал брением глаза, а в конце этих рассуждений, размышлений, борьбы за истину, он сам пришел к тому выводу, что случилось, действительно, великое чудо, и совершивший его - Посланник Божий, Мессия. И это прозрение, пожалуй, важнее прозрения физического!

Итак, он пришел к вере, а фарисеи ещё больше озлобились, ожесточились и замыслили Христа убить. Как по-разному действует на людей истина! Она производит в людях некое разделение. На тех, кто принимает ее, и тех, кто всячески пытается от нее отвратиться, не принять. В чём же дело? А дело в состоянии сердца. «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» - Господь говорит. Если мы страничку после сегодняшнего евангельского чтения дальше перелистнем, мы прочитаем, что было дальше, когда Господь отпустил уже этого исцеленного слепца. Он обращается уже к фарисеям, которые всегда были рядом с Иисусом, и говорит им: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9:39). О чём Он здесь говорит? Он говорит об этом самом разделении. В другом месте, мы слышим, Господь говорит: «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34). И много таких примеров приводит Он в Своих беседах и поучениях. Он даже говорит о том, что и в семьях «отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери» и так далее (Лк.12:53). Что это за разделение? Разделяет истина, как меч обоюдоострый, по слову апостола Павла, который говорит: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Вот где разделение происходит.

Почему борется человек с истиной? Потому что он не хочет её принимать, потому что эта истина обличает его и вынуждает признать свою неправоту и необходимость изменить свою жизнь, а человек к этому не готов, не хочет. И он начинает сопротивляться. Сопротивляться, изворачиваться, лгать самому себе и другим людям, всё делать для того, чтобы только эту истину не признать.

Вот и здесь мы видим, как ни пытались фарисеи обличить этого слепца или убедить его в том, что это не чудо, на все их уловки и ухищрения он очень просто сказал: «я был слеп, а теперь вижу» - и этим сказано всё. Вот и нам с вами, братья и сестры, можно брать пример с этого слепца в нашей собственной жизни. Когда мы слышим подобные ухищрения, уловки неверующих окружающих нас людей, их рассуждения о вере, о Боге, о Церкви (как правило, что-то  неприглядное, непотребное), мы должны с вами в этот момент понимать, что это не просто ложь, но и оправдание своего неверия, своего нежелания изменить свою жизнь, пойти за истиной, принять ее. Господь говорит: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). О свободе Господь говорит, истина освобождает человека. Освобождает его сердце и душу, придает человеку чувство полета, начинает человек думать не о земном, а о небесном, поднимает свои глаза к небу, туда, где его родина. И с Господом человек уже не просто идет по этой земной жизни, а на крыльях веры летит! «Я есть путь, истина и жизнь», - говорит Христос (Ин.14:6). И человек, следующий за истиной, идет за Богом!

Вот нам с вами нужно помнить эти слова, когда начинают что-то вокруг нас говорить люди неверующие, нам надо так же, как этот слепец, отвечать: «я был слеп, а теперь вижу». Я был слеп, не знал ничего о Боге, я не знал, как нужно правильно жить, я не видел смысла в своей жизни, не видел своих грехов. Я не знал, не видел и не понимал, как любит меня Господь. А теперь я вижу это и понимаю. Так же, как этого слепца, Господь призывает и нас с вами к купели: пойти и умыть свои глаза, чтобы мы прозрели, наши родные и близкие прозрели. С большинством из нас это уже случилось однажды, и тоже в купели, только не в Силоамской, а в купели крещения: когда омывается человек её водами, он прозревает, рождается вновь, рождается от воды и Духа, омывает с себя скверну греховную, одевается в одежду бессмертия.

Но для наших родных и близких людей, далеких от Церкви, такая встреча со Христом ещё впереди. Поэтому для нас с вами эти слова о купели должны звучать, как слова о слезной купели покаяния, в которой мы свою душу умоем, очистим сердце свое от греховной грязи. И увидим мир вновь таким, какой он есть, и себя такими, какие мы есть. Начинаем видеть ясно и четко и путь свой, и Христа, стоящего впереди, – за Кем и надо нам идти. А для наших окружающих родных и близких об этой купели речь идёт через крещение, через осознание, принятие истины. Вот это самое разделение до составов и мозгов, до разделения души и духа, как апостол Павел говорит, оно непререкаемо. Это меч обоюдоострый, и об этот меч многие, споткнувшись, пали и погибли, не приняв истину.

Разделим этим мечом себя на человека «до» и на человека «после», отвергнемся ветхого человека и облечемся в нового, который идет за Христом. Будем следовать этим путем, путем спасения, и тогда и на нашем пути всегда будем четко видеть перед собой путь спасения и Господа нашего, глядящего на нас с любовью и говорящего такие же слова, какие сказал он сегодня слепцу: вот Он – Я, говорящий сейчас с тобою. 

Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla