Наверх На главную

Христос воскресе!

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником воскресного дня, с окончанием светлой пасхальной седмицы, с днем памяти святого апостола Фомы. Сегодня воскресный день, или неделя (по-церковно-славянски), посвящена этому апостолу: Фомина неделя, как её называют, или ещё название этого праздника Антипасха. «Анти» это не значит «против» - это «напротив», с другой стороны. Праздник, который завершает собою Светлую Пасхальную седмицу, стоящий на другом ее конце. Поэтому «Антипасха» - напротив Пасхи.

Время всеобщего ликования позади, когда ежедневно с утра до вечера воспевались лишь только пасхальные песнопения в Церкви, даже чтений никаких не было – пение одно, полный свет, открыты царские врата постоянно, и это было время торжества, можно сказать, пира веры. Подошел к концу этот период. Всё проходит в этой жизни, в этом мире, и вот этот пасхальный период позади, а для нас с вами, для христиан, время подводить некоторые итоги. Время постовое, когда оно подошло, мы тоже анализировали. Теперь время проверить, оглянувшись назад, как у нас с вами прошла Светлая пасхальная неделя. Что мы каждый для себя полезного в духовном смысле вынесли из этого периода времени? Только лишь было разрешено нам всё в материальном, в физическом плане, и можно было без ограничений кушать что-то? Или всё-таки для нас это было более духовное событие, и сознание особой важности, особого значения воспоминаемого события –  праздника Воскресения Господа нашего? Время подводить итоги. И вот в этот день нам Церковь предлагает вспомнить об апостоле Фоме.

Почему-то в народе его называют Фома неверующий. И, слушая сегодняшнее Евангелие, если поверхностно посмотреть на него, можно, конечно, так подумать. Что же сегодня мы с вами слышали в евангельском чтении?

Господь явился ученикам сквозь затворенные двери, за которыми прятались апостолы, потому что боялись: так и сказано у апостола Иоанна «страха ради иудейска» (Ин.20:19). То есть боялись преследования, боялись мести, и боялись, что узнают, где они находятся, и они могут пострадать. И Господь сквозь закрытые двери приходит, становится посреди них и говорит: «Мир вам!».

Вот первое, что сегодня мы можем с вами усвоить, это обратить внимание на произнесенные Господом слова. Первое, что Христос сказал, когда явился Своим испуганным, можно сказать, разуверившимся ученикам. Что такое страх? Страх это то чувство, которое изгоняет веру, прежде всего, из сердца. Страх это то чувство, которое парализует волю человека. Человек, который боится, он неадекватен. Человек, который боится, начинает совершать ошибки, он начинает метаться, и вскоре этот страх может привести его к состоянию уныния и даже отчаяния. Состояние страха, прежде всего, опасно тем, что если нет в сердце веры, нет и благодати. Человек беззащитен. Если он боится, значит, он не доверяет Богу, не верит, что Господь может его в той или иной ситуации спасти, покрыть его Своей благодатью, вывести его из любого самого опасного положения.  

Вот в таком состоянии пребывали ученики: закрылись и сидели, боялись, «страха ради иудейского». «Мир вам!», - говорит Господь. Значит, прежде всего, Он вселяет в их сердца покой, уверенность, спокойствие вселяет. Он изгоняет из их сердец страх. Что значит «мир»? «Мир дому сему», - говорим мы, когда приходим куда-то в гости. А в ответ слышим: «С миром принимаем». Значит, мир это то, что человек приносит с собой, в себе.

Вот Господь принёс этот мир с Собой, в Себе. Он успокоил их, Он изгнал из их сердец страх, Он сделал их способными адекватно воспринимать происходящее. Увидев Его, они, конечно, были в шоке, они думали, что это призрак, что не может этого быть, что Христос воскрес. Перед этим к ним приходили жены-мироносицы. Мария Магдалина прибежала и сказала, что видела ангелов, которые возвестили Его воскресение. Мария Магдалина сама лично видела Христа, прикоснулась даже, ухватилась за Его ноги, но ей не поверили, потому что, ну, невозможно было в это поверить! Невозможно, хотя много раз ведь слышали перед этим, как Господь им говорил, что надлежит Ему быть распятому и в третий день Он воскреснет, и будет ждать их в Галилее (Мк.16:7).

Но в тот момент они, конечно, ничего не помнили. И вот накануне, пока Господь являлся к ним, другие апостолы, Лука и Клеопа, шли в селение Еммаус, которое недалеко от Иерусалима (Лк.24). Христос рядом вдруг оказался, шел с ними, беседовал, и они Его не узнали. До тех пор не узнавали, пока не пригласив Его на ужин вместе с собой, не сказали: смотри, солнце уже садится, сейчас уже закат, ночь, куда Ты пойдешь дальше? А Он сделал вид, что хочет дальше идти. Они уговорили Его войти с собой в тот дом, где они предполагали ночевать. Он зашел, разделил с ними ужин, и вот когда благословил хлеб, по Своему обыкновению, с молитвой, они в этом жесте преломлении хлеба узнали Учителя. Только в этот момент у них как бы глаза открылись, духовное зрение. Они поняли, Кто перед ними, и Он тут же стал невидим для них. Они соскочили с места, и, несмотря на то, что надвигалась ночь, бежали бегом в Иерусалим к прочим апостолам рассказать, что они видели воскресшего Господа.

К тому времени Петр с Иоанном сходили ко гробу. Мария Магдалина тогда пришла к ним и говорит, что видела Господа. Но никто не поверил, а Петр с Иоанном побежали ко гробу. Иоанн первый прибежал, так как был юношей: на тот момент ему было около пятнадцати лет, он самый молодой из апостолов, ещё безбородый юнец, так сказать. Но он не решился в гроб войти, в пещеру, заглянул только туда и остался на улице, тоже боялся. Петр пришел позже, зашел, увидел пелены, отдельно лежащий плат, который голову покрывал и Лицо Спасителя во гробе, а следом за ним вошел и Иоанн, написано: «и увидел и уверовал» (Ин.20:8).

Вот эти пелены, которые лежали на гробе, и плат, который голову покрывал, отдельно лежащий (как он голову покрывал, так отдельно свитый и лежал – исчезло тело), и Иоанн, это увидев, уверился в том, что произошло здесь чудо. Только какие-то сомнения, смущения в сердце, - и Господь приходит Сам, лично, потому что видит состояние человека, и успокаивает. Ученики удивлялись, поражались и от радости всё ещё не верили. То есть, как бы своим глазам не верили. И Господь, видя это, попросил у них что-то съедобное: «Есть ли у вас здесь какая пища?» (Ин.21:5), - говорит. Они предложили Ему свой скудный обед: немного рыбы печеной и мёд, соты. И вот, Он перед ними садится и ест – Воскресший Господь, Которому эта пища совершенно уже не нужна, но Он специально это делает, чтобы уверить их, что Он реален. А потом говорит: «Возьмите, осяжите Меня, вложите свои пальцы в Мои язвы от гвоздей, потрогайте рану от копья в Моих ребрах, поверьте, вот он Я, живой перед вами – не дух или приведение, это Я!» Вот только тогда они поверили.

А Фомы в этот день не было с ними, по Промыслу Божию не было. И вот когда апостолы потом все с сияющими лицами говорят своему другу Фоме – «видели Господа», он им что сказал? Пока сам не увижу, пока не вложу своего пальца в язвы от гвоздей, пока не вложу свою руку в ребра Его, то есть в рану от копья (там рана была такая, какую воин пробивал одним ударом  - легкое и сердце одним ударом, сбоку так вот через всё тело копье проходило, шансов уже никаких не оставляя распятому на кресте, таким образом добивали жертву на кресте). Огромная зияющая рана в ребрах. Вот, говорит, пока не вложу руку свою в ребра, не поверю. Вот за это Фому называют неверующим. Но посмотрите, а сами апостолы далеко ли они ушли от Фомы? Сколько было у них этого неверия? Жены-мироносицы, Лука с Клеопой, Петр с Иоанном. Пока Сам Христос не пришел, пока Сам не позволил им Себя потрогать, ел перед ними, уверял их в Своем воскресении – только тогда они убедились и поверили. И вот Фома, почему именно его приводят в память в нынешний день? Почему он не поверил? В чем тут дело?

Как повели себя апостолы? Давайте немного назад с вами вернемся. Даже когда они увидели Христа и услышали «мир вам!», они всё ещё сомневались. Они любили Христа, но всё ещё сомневались. А как повел себя Фома? Вот прошло восемь дней после разговора Фомы с апостолами, когда он сказал, что не поверит, пока сам не увидит. «После восьми дней», - говорит дальше апостол и евангелист Иоанн (Ин.20:27). Прошло восемь дней, и повторяется эта ситуация: опять сквозь закрытые двери приходит к ним Спаситель. В этот момент все в сборе и Фома тоже. Господь специально выбирает время, когда Фома на месте. Приходит и опять говорит: «мир вам!». А потом обращается лично к Фоме и говорит: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27). И мы видим, Фома, подойдя, уверившись, что перед ним живой, реальный Учитель, Спаситель его, он падает на колени и восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Вот почему Фома сегодня вспоминается: за эту его реакцию, за такое его поведение. Ему достаточно было только взгляда на Христа, и не нужно было больше ему никаких доказательств и свидетельств. Он уверовал, и уверовал так, что потом с проповедью о воскресшем Господе прошел полземли. Он прошел всю Палестину, Малую Азию и закончил свой путь в Индии: его там подняли на копья, и таким образом он закончил свою жизнь земную  мученически за то, что обратил ко Христу множество жителей той страны, обратил ко Христу даже жену и сына правителя одной из провинций Индии. Вот за это язычники казнили его, поразили его копьями.

Давайте еще вспомним о Фоме за две недели до этих событий, в связи с совершенным Христом чудом воскрешения Лазаря четверодневного, там тоже Фома упоминается. Вообще о нем очень мало свидетельств в Евангелии: только вкрапления, но которые очень важно вспомнить. Когда Господь  говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин.11:11), апостолы думают, что он уснул от тяжелой болезни, а раз уснул, значит, выздоровеет. И успокаивают Христа: не стоит туда идти, раз спит, значит, всё нормально, Тебя ведь только что хотели там убить. Пытаются Его остановить, но Он не слушает их, идёт. Мы знаем, зачем это так было: чтобы произошло неслыханное чудо – воскрешение четверодневного покойника. Лазарь, который четыре дня уже как был во гробе, уже тело разлагалось и смердело, мы слышим об этом в Евангелии, и один только повелительный возглас Христа, Бога и Творца: «Лазарь, гряди вон», и выходит теперь этот уже бывший покойник, обвитый всё ещё пеленами, как мумия, но уже живой, воскресший. Тридцать лет потом прожил Лазарь, друг Христов. Так у него на беломраморной гробнице и высечено на острове Кипр в городе Ларнаке, там, где он был епископом когда-то, гробница эта хранится, и вот на этой гробнице выбито: «Лазарь четверодневный, друг Христов».

Так вот, когда Христос собрался идти в Вифанию, чтобы воскресить Своего друга, все апостолы пытаются Ему препятствовать, и говорят: не иди туда, там Тебя ждёт смертельная опасность. А апостол Фома как бы останавливает все эти споры и говорит просто: «пойдем и мы умрем с Ним» (Ин.11:16).

Неверующий человек так не может сказать.  Фома – это человек абсолютно цельной натуры, личность сильная, целеустремленная, так скажем, до логического конца всё доводящая. Вот и здесь он говорит: пока сам не увижу. А для чего это нужно было ему – увидеть? Святые отцы так объясняют это. Что должна производить с человеком вера, какой результат должен быть? Какая разница между человеком, который был раньше неверующим, и вдруг стал верующим? Только в названии разница? Или что-то должно измениться в человеке?  Конечно, он должен кардинально, совершенно измениться, когда он становится верующим человеком. И изменение это происходит сначала внутри человека, потому что он борется со своими грехами, он борется со злом внутри себя, преодолевая сопротивление этого зла. Вот это и есть изменение, когда человек преображается, обоживается, становится таким, каким он должен быть. А раз он изменился внутри, он начинает поступать по-другому в жизни, и всё вокруг него меняется. И эти изменения видны. Даже на лице, так скажем, написано у человека, в глазах у него можно прочитать. У человека верующего, когда начинаешь говорить с ним о вере, ты видишь в глазах его живой отклик, как бы искорки, огонек загорается, интерес пробуждается, и говорить с таким человеком легко и просто. Вот этот отклик из сердца человека, он отражается и во внешнем облике. Если человек неверующий, то все разговоры о вере, о спасении души, о Боге, о святых, о чудесах, не находят отклика в сердце такого человека, и мы видим отсутствующий, скучающий взгляд, ничего не выражающий совершенно, стеклянные глаза, отражающие только тебя и больше ничего.

Так вот вера, она способна преобразить, изменить человека. И Фома не поверил своим друзьям, потому что пока ещё изменений в них самих не увидел. Только лишь радостные восклицания, что видели Господа, и больше ничего. Фоме этого мало. Он своим сердцем понимает, должно что-то  случиться такое, что должно было  бы преобразить учеников. Они должны были стать другими, а они ведь опять за закрытой дверью. Прошло восемь дней, они видели воскресшего Господа, а двери всё ещё закрыты на замок, всё ещё боятся, сидят взаперти. Значит, пока ещё особых изменений в них не произошло. Всего Господь к ним десять раз приходил до Своего Вознесения, десять явлений. И каждый раз Он доказывал, Он успокаивал, убеждал их, уверял в истинности Своего воскресения.

Для чего это было нужно? Они должны были пройти с вестью о Воскресшем Христе всю известную тогда ойкумену, всю известную тогда цивилизованную вселенную, всем рассказать, что они видели, чему сами были свидетелями. И сопровождали свою проповедь многочисленными поразительными чудесами: воскрешали мертвецов, изгоняли демонов из людей, исцеляли любые неизлечимые болезни. И обращали ко Христу многих и многих язычников. Через очень короткое время весь этот цивилизованный мир, который они прошли, превратился в христианское государство – в христианскую Римскую империю, затем в Византийскую империю, но именно в христианскую империю. Это тоже чудо благодати, которое сопутствовало проповеди апостолов.

Так вот для того, чтобы они сумели этот подвиг совершить, надо было самим им увериться сначала. Невозможно ведь проповедовать с такой горячностью и с таким убеждением, если ты сам в это не веришь. Поэтому апостолам необходим был период до момента Вознесения Христа, когда они многократно с Ним встречались, и Он им рассказывал о многом, говорил им то, что они пока, может быть, и не могли ещё понять. Но Господь пообещал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин14:16), который «наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13), сделает способными всё понять, «напомнит вам всё, что Я говорил» (Ин.14:25). Это действительно случилось в день Сошествия Святого Духа на апостолов. Они стали другими людьми. Настолько другими, что когда Петр после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы вышел на улицу, вышел в толпу иудеев один, ему поверили. А в этот день в Иерусалиме собиралось до миллиона иудеев со всего мира, со всего рассеяния в день иудейской Пятидесятницы, это было раннее утро, когда все иудеи шли в Храм на молитву - море людское, нескончаемый поток людей, разговоры, смех. И вот в эту толпу входит Петр один и начинает говорить им о Христе, и, причем, не просто говорить, а обличать этих людей, говорить им:  вы убили своего Спасителя, Мессию, вы Его на кресте распяли. Несколько предложений всего сказал, краткая проповедь, и что мы видим в результате? Три тысячи человек, не считая жен и детей, обратились ко Христу, были крещены – всего несколько слов!

Почему поверили ему иудеи? Потому что он изменился, потому что он стал другим. Это все увидели, это все поняли, почувствовали. Вот и с Фомой то же самое. Если бы апостолы были в тот момент, как Петр в день Пятидесятницы, Фома, безусловно, поверил бы им. Но этого не было.

Это же и для нас с вами сказано. Почему Фому вспоминает Церковь в этот день? Это нам с вами напоминание и назидание, какими мы с вами должны стать, что с нами должна вера сделать, как мы должны с вами измениться, чтобы вокруг нас что-то изменилось, чтобы наши родные и близкие, видя эти изменения в нас, поверили нам. Поверили нам, и пошли бы за нами, тоже бы стали верующими людьми. Многие ведь горюют от того, что, дескать, столько лет я в Церкви, а мои родные и близкие крутят пальцем у виска, когда я в церковь хожу, не пускают, смеются, не верят, не хотят ходить в храм. И удивляются – почему? Вот апостол Фома на этот вопрос отвечает. Пока сами не изменимся, не станем другими людьми, не такими, какими были до того, как пришли в Церковь, ничего не будет, никто нам не поверит. Потому что если мы, какими были, такими и остались, то что изменилось? Только то изменилось, что мы дополнительно ещё стали в Церковь ходить? Пытаемся посты соблюдать, на причастие ходим, а внутренне мы меняемся при этом или нет? Те грехи, которыми мы грешили до того, как стали верующими, они ушли от нас или нет? Или остались в нашей жизни? Тогда что изменилось? Они должны уйти, мы должны освободиться от этого, стать другими людьми.

Вот главная задача христианина - перемена! Покаяние, метанойя - по-гречески, перемена ума, изменение образа жизни. Стать другим - тогда поверят, тогда пойдут за нами. Вот об этом сегодня речь. Поэтому апостола Фому Церковь и вспоминает сегодня. Такое вот определенное подведение итогов христианской жизни каждого из нас. Вспоминая апостола Фому, вспоминаем и анализируем себя, смотрим вокруг себя, проверяем, насколько мы изменились, насколько нам могут поверить другие люди. Если этого нет, значит, у нас ещё впереди много работы. Много работы, унывать только от этого не нужно. Нужно идти вперед. Господь нам дает это время, дает шанс, дает и возможность. Всё от нас зависит. Господь ведь и к нам приходит с вами, тоже говорит нам - «мир вам!». Каждый раз, когда на молитву встаем, когда в церковь приходим, когда Его Тело и Кровь принимаем, каемся пред Ним – это же тоже «мир вам!».

Вот Он, входит к нам сквозь закрытые двери нашего сердца. Сейчас современное состояние нашего общества можно сравнить с тем временем, когда Христос пришел к испуганным апостолам. Сегодня тоже все сидят за «закрытыми дверями», но Господь ведь может прийти к каждому из нас, и сказать - «мужайтесь, Я победил мир» (Ин.16:33). Самое ужасное, что сейчас мы наблюдаем, это страх. Страх, который, опять же, о чем я говорил, парализует волю, который изгоняет веру, поселяет в человеке панику. Где здесь Христос? О какой вере мы говорим? Этот страх вырастает у многих до таких размеров, что заслоняет собою всё: и Христа заслоняет, и Церковь, и христианский образ жизни. Один только страх. А чего боимся? Да, конечно, есть опасность, а когда их нет – опасностей?

Но мы с вами с грехом воюем, а это гораздо тяжелее и страшнее, чем бороться с эпидемиями, потому что этот враг не спит, не дремлет, не устает. Он всегда как лев, как апостол говорит, рыча, ходит рядом с нами, ожидая только момента, как бы напасть и сожрать (1 Пет.5:8). Вот где война настоящая. Поэтому нам надо с вами бояться грех совершить, а от чего мы умрем – Господь знает. Для каждого этот момент придет обязательно. Поэтому надо спокойно относиться к ситуации, без всякого страха и панических состояний.

Поэтому сегодня, вспоминая апостола Фому, молимся ему, желая себе такого же спокойствия духа, такой же целеустремленности, цельности натуры. Он один раз сказал в своей жизни «Господь мой и Бог мой!» и ни разу потом этому не изменил. Он потом всей своей последующей жизнью подтвердил вот этот возглас, что Господь для него Господь и Бог. А что это значит, когда для тебя Господь есть Бог? Сказать такие слова – это много сказать. Он это сказал, и всей жизнью подтвердил эту мысль. Вот и мы будем, как только закрадется какая-то малодушная мысль, вспоминать апостола Фому, и говорить «Господь мой и Бог мой!». «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <…> ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:35-39), если мы сами только не позволим этому случиться.

Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla