Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с наступившим великим и праздничным днем Входа Господня в Иерусалим, или как ещё он иначе называется – Вербным воскресением, или Цветоносной неделей. Цветоносной, потому что в этот день освящаются вербы. Мы освящаем то древо, которое первым просыпается у нас, в нашей местности от первых ласковых весенних солнечных лучей, символизируя тем самым воскресение – воскресение из мертвых. Как природа засыпает в зиму, как бы умирает, так весной пробуждается, воскресает. Вербочка первая.

Что за событие празднуется Церковью в этот день? Вход Господень в Иерусалим. Два события - Лазарева суббота и следующее за ним Вербное воскресенье является своеобразным рубежом, которым заканчивается Великий пост и начинается уже особое время, особая неделя, которая называется Страстной седмицей, и каждый день этой недели называется Великим: Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда и т.д. И всё потому, что каждый из них посвящен последним дням земной жизни Христа Спасителя. И каждое богослужение в Церкви на предстоящей неделе будет заканчиваться священнослужителем такими словами: «Грядый Господь на вольную страсть». Вот для чего входит Христос сегодня в Иерусалим. При всеобщем ликовании народа, при громких восклицаниях «Осанна в вышних Сыну Давидову!», то есть «благословен будет Сын Давидов», «славьте Вышнего на небесах», так ещё это можно перевести на русский язык, когда мы слышим «Осанна в вышних».

Народ ликует. Только накануне Христос совершил неслыханное, величайшее чудо, воскресив четверодневного Лазаря, друга своего, который уже четыре дня как умер, лежал во гробе. Но один только повелительный возглас Божий «Лазарь, гряди вон!», и душа возвращается в тело, тело избавляется от тления, и Лазарь воскресает, выходит из гробницы, весь обвитый погребальными пеленами. И Лазарь, как мы знаем из истории Церкви, еще потом тридцать лет жил: был епископом на острове Кипр, епископ Китийский, как он именовался, и скрывался на Кипре от преследования иудеев, которые и его хотели убить, чтобы даже память стереть о нём в народе.

Великое чудо – воскрешение четверодневного Лазаря. Многие, многие иудеи были свидетелями этого чуда и многие уверовали во Христа. Но мы слышим, как вожди народа иудейского говорят: «Что нам делать? Он столько чудес сотворил?» Две мысли, которые противопоставляются одна другой. Казалось бы, здравый смысл подсказывать должен был, что им делать. «Ещё немного, - они говорят, -  и весь народ в Него уверует». Казалось бы, это ведь хорошо! «Что нам делать? Он столько чудес сотворил?» - Уверовать в Него вместе с народом и принять Его как Мессию! Нет, ненависть, зависть душили этих людей, и они делали всё возможное от себя, чтобы только остановить распространяющуюся славу Христа в народе и погубить Его.

А Господь все это, конечно, прекрасно знал и много раз своим ученикам говорил, что Ему предстоит претерпеть. «Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет», - говорил Христос о Себе (Мк.9:31). Вот они идут в Иерусалим, и Христос говорит об этом Своим ученикам. Они идут сзади в ужасе, в трепете, не понимая, как это может быть. Они уже воспринимают Его как Сына Божия, как Мессию, но «разве Мессия может умереть?» - они думают. Разве Сын Божий может умереть? И что значит – «в третий день воскреснет»? Всё это не укладывалось в их голове. Они ещё не были просвещены благодатью Святого Духа, и неспособен был их разум пока это всё воспринять.  

Господь, воскрешением Лазаря, утверждал общее воскресение из мертвых, как мы слышали сегодня в тропаре праздника: «Общее воскресение уверяя прежде Своей страсти, воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Четверодневный разлагающийся уже труп, лежавший во гробе, вышел живым человеком - одно только слово Божие!

И вот мы видим, Господь входит в Иерусалим, как это и было предсказано, не на боевом коне, не в великолепном вооружении и не с пышной свитой.  Он, Царь миров, Владыка всей вселенной, кротко едет на ослике, на которого апостолы положили свои пыльные одежды. Именно как в пророчестве и было предсказано пророком Захарией, что именно на ослике въедет в Иерусалим Мессия (Зах.9:9-11). И народ это видя, помня те чудеса, которые были на их глазах сотворены, понимает, что происходит.

Они уверовали, они увидели и поняли, что, действительно, это Мессия и Сын Божий. И они ликуют, они кричат «Осанна в вышних!» Они постилают прямо на дорогу Ему и апостолам под ноги свои одежды, а кто победнее, срезают с пальм ветви и кладут на дорогу, потому что сами не имеют даже верхней одежды. Кладут ветви деревьев на дорогу так, чтобы сделать дорогу более мягкой, более удобной для своего Спасителя. Фарисеи пытаются остановить эти крики и вопли, и подходят и говорят: «Ты слышишь, что они кричат? Они Тебя Сыном Божиим называют, Мессией». А Господь не мешает им. И говорят фарисеи: «Останови их, что они творят?»

Но Христос отвечает: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк.19:40). То есть камни будут кричать об этом, потому что это истина.

И, действительно, камни потом кричали. Когда случилось это страшное злодеяние на Голгофе – Христос был распят, и испустил Свой Дух на кресте, то расселись камни, каменные гробы, землетрясение случилось в Иерусалиме, завеса в храме надвое разорвалась. И, как говорится в Евангелии, «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф.27:52-53). Вот это расседание самой земли и есть - «возопиют камни».

Мы можем представить себе это дивное зрелище: огромная людская толпа окружает Христа. Вся эта процессия торжественно движется в сторону Иерусалима и останавливается на вершине Елеонской горы, с которой открывается прекрасный вид на этот древний великий город. В центре красуется великолепный храм. Белокаменные мраморные стены, врата, покрытые золотом, всё это сияет и переливается в лучах восходящего солнца. Толпа, всё это видя, ликует и кричит: «Наконец-то сбылось предсказание пророков, наконец-то мы освобождены, наконец-то мы сбросим с себя это ненавистное римское иго, и наш Мессия покорит нам все народы земли! Наконец-то мы будет владычествовать на этой земле!» Вот чего ждал иудейский народ.

Они ликовали и радовались, но радовались не о том. Они по-другому совсем себе представляли Мессию, каким Он должен быть и что Он должен для них сделать. Они ждали себе освобождения на земле – здесь и сейчас от ненавистного владычества. Ждали, что теперь они будут всем миром управлять, что все блага земли будут принадлежать теперь им. И Мессия должен для них всё это сделать. Как они глубоко, как страшно ошибались! Может быть, это и не их вина: их так научили, так воспитали те самые «слепые вожди слепых», как Христос называл вождей народа иудейского, фарисеев. А если один слепой ведёт другого слепого, то оба упадут в яму. Так оно и случилось.

Этот духовно ослепший народ не увидел и не услышал того, что хотел сказать, к чему призывал их Сын Божий: к освобождению от греха, ко спасению своей души, к наследию другого Царства, не этого, не от мира сего, а Царства вечного, того, где нет никакого зла, и нет смерти, и никаких болезней, того Царства, к которому человек изначально предназначен – к вечности, бессмертию. Но не нужно было им это Царство, им нужно было царство здесь, на земле.

И вот, самый потрясающий момент этого праздника, который сочетает в себе, с одной стороны, вроде бы, радость, а с другой стороны глубокую печаль и боль. Вся эта прекрасная картина – ликующая толпа, восклицающая «осанна!» Спасителю, Он, восседающий на ослике в окружении Своих апостолов, дивная, торжественная, красивая процессия, все смеются, друг друга целуют,, поздравляют и обнимают, все радуются всё равно, как после многолетней войны вдруг объявлена победа… Но посреди этого ликования и веселья мы видим, как у Христа по Лицу текут слёзы.

Он плачет среди радующегося, ликующего народа, и плачет Он не о Себе. Плачет Он не о тех страданиях, которые предстоит Ему скоро перенести, всего лишь несколько дней пройдёт. Он знает, что дальше произойдет, что впереди Голгофа. И Он заходит в Иерусалим именно для того, чтобы потом взойти на крест. Но не об этом Он плачет. Ведь Он ради этого и пришел на землю и к этому готовился всю Свою земную жизнь. Это Его предназначение, Его спасительная миссия на земле - убить смерть на кресте и вместе со смертью уничтожить власть дьявола над человеком, все грехи человечества вместе с  Собой прибить к этому древу позорному и уничтожить власть греха над человеком, освободить человека, сделать его способным выбирать между добром и злом, вернуть ему эту власть.

Плачет Бог! Плачет об этом народе, который Его окружает. Плачет об ослеплении их сердца. Всё, что мог, Он сделал, но даже Бог бессилен, как бы это ни звучало парадоксально для нас с вами – «Бог  бессилен», против воли человека, против слепоты и глухоты человеческого сердца.

Невозможно заставить любить, невозможно заставить поверить – только сам человек способен это сделать своим сердцем, своим умом. И вот всё, что было сделано для этого народа, Господь видит, что для большинства из этого народа не имело никакого успеха. Да, в Него поверили, да, за Ним пошли. Но это горстка, совсем небольшое количество людей по сравнению со всей этой массой иудейского народа. И Христос плачет.

Вот это самый тяжелый, самый потрясающий момент в этом празднике Входа Господня в Иерусалим. Глядя на этот город и на этот народ, Спаситель говорит: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне… » (Мф.23:37-39) Как должно быть страшно услышать эти слова! И, действительно, так и случилось: после Своего Воскресения Господь уже являлся только уверовавшим в Него, только Своим ученикам и апостолам, и никому больше.

«Не увидите Меня больше», - сказано было жителям этого города, этому народу богоизбранному. Об этом городе, великом и красивом, и об этом храме великолепном Соломоновом Господь сказал однажды Своим ученикам, когда они выходили из храма: « Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф.24:1-2). И действительно, прошло несколько десятилетий, и в 70-м году император Тит с войском из Рима, пришедшим, чтобы подавить бунт, восстание иудеев, окружил этот город, держал его долгое время в осаде, а потом штурмом этот город взял, и было убито, по свидетельству летописцев, более миллиона человек при штурме. А до этого сколько было ещё погибших от голода, от различных болезней во время осады! И, по преданию, Тит со своим войском, готовясь к штурму Иерусалима, стоял тогда именно на том месте, на котором когда-то Христос плакал, глядя на этот город. Как всё взаимосвязано, как всё друг с другом переплетено в истории!

Вот и нам с вами, братья и сестры, вспоминая сегодня эти священные события, представляя себя рядом со Христом, идущим на вольную страсть, предстоит задать себе вопрос: где мы с вами вот в этой толпе, окружающей Христа, с кем мы там? Мы с апостолами, рядом с учениками? Да, они пока ещё не всё понимали. Они трепетали всем своим существом, но они шли за Христом. Они не знали, что их ждет впереди, они не понимали, что значит «воскреснуть из мертвых», и поэтому, видя страдания Господа на кресте на Голгофе, они были потрясены. Всё рухнуло, в их представлении, весь мир перевернулся. Они прятались в Сионской горнице «страха ради иудейского», боялись, что и до них доберутся вожди народа иудейского. Но всё-таки они шли за Христом и были Ему преданы. Или мы будем с основной массой людей, которая шла вокруг Христа, превратно понимая происходящее? С теми, кто ждали своего? Каждый из них ждал что-то своё. Кто-то просто ждал чудес, что-то необычное увидеть и услышать. Кто-то ждал исполнения своих желаний, именно своих.  А как только поняли, что этому не суждено сбыться, любовь и восторг, «осанна в вышних», обернулись совершенно другими словами: через несколько дней эта же самая толпа во дворе Понтия Пилата кричала уже не «осанна в вышних», а кричали: «нет у нас царя, кроме кесаря», «возьми, возьми, распни Его!» (Ин.19:15). «Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник» (Ин.18:39-40).

Почему так произошло? Потому что они ждали своего. Они встретили, но не того, кого ждали, и они разочаровались, возненавидели Христа. И сейчас такое можно видеть, когда человек, вроде бы, считает себя верующим, ждет чего-то от Бога, просит, но когда не получает или получает что-то другое взамен того, что просит, вместо сладкого получает горькое, то вместо того, чтобы осознать, что случилось, сделать выводы, принять это горькое как спасительное лекарство, в душе такого человека возникает ропот и даже ненависть. И охладевает человек в вере или совсем становится неверующим. Богохульничать начинает и роптать на Бога, предъявлять Ему претензии: почему, дескать, Ты не выполняешь мои просьбы? А это уже не просьбы, это уже требования! Как капризный ребенок: дай мне вот сейчас, немедленно то, что я хочу, а иначе верить в Тебя не буду.

Но вот, братья и сестры, мы ведь все себя считаем верующими, и идем, вроде бы, за Христом, но каждый пусть задаст себе вопрос: чего мы ждем от этого? Наши какие ожидания? Что для нас с вами Он значит, и что, как мы считаем, Он должен для нас сделать?

Преподобный старец Серафим Саровский говорил так: не проси никогда у Бога ничего, кроме прощения своих грехов и спасения своей души – всё остальное, необходимое для тебя, Господь знает. Но Он подает это тогда и так, чтобы это было для тебя полезно. Не тогда, когда ты этого хочешь! Вот это тоже нужно запомнить. Как говорили многие старцы наши: Господь всегда всё подает вовремя, только мы не умеем ждать. Вот нам надо этому учиться, уметь ждать.

В это день в храме за богослужением поётся такая молитва «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Впереди Страстная седмица. Господь входит в Иерусалим для того, чтобы взойти на Голгофу – пойдем вместе с Ним.

Как апостолы шли за Ним в трепете, в страхе, но шли, так и мы с вами пойдем за Христом и проживем с Ним вместе последние дни Его земной жизни. В среду воспоминание предательства Иуды, в четверг – установление Евхаристии на Тайной вечере, а вечером страстные Евангелия будут прочитаны, в пятницу будет распятие Христа вспоминаться, «царские часы» читаться будут, затем в центр храма будет изнесена плащаница Христова и совершится чин погребения. Мы вместе с Иосифом Аримафейским, Никодимом и женами-мироносицами пойдем провожать Христа до гроба, идти крестным ходом с плащаницей вокруг храма. Затем Великая суббота – день покоя, тот день, когда Спаситель будет Телом Своим во гробе, человечеством Своим, а Божеством - во аде проповедовать Царство Небесное. Наконец и Святая Пасха – светлый радостный Праздник, к которому мы шли так долго, почти два месяца. Поэтому очень важно для нас сейчас не ослабевать в молитве, не ослабевать в движении за Христом, тогда и радость от встречи с Воскресшим Господом будет особенной!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla