Наверх На главную

Трудно себе представить что-то красивее и в эмоциональном плане влиятельнее церковного хора. Как признаются прихожане храма Богоявления, «как зазвучат песнопения, тут же и входит в тебя Божественная любовь. Пение завораживает и заставляет задуматься о смысле жизни». Особый настрой во время служб хор создает уже более 10 лет.

Регент

Хором регентует 27-летняя Ирина Конева. Невзирая на внешнюю хрупкость, управляет «авторитетно»: со знанием певческой специфики и психологии исполнителей.  В хор Ирина пришла в 2005 году по приглашению подружки, с которой училась в Миасском колледже культуры и искусства. – Она позвала меня, студентку 2 курса в ансамбль (тогда хора как такового не было), -  вспоминает Ирина. - Я пришла в храм, осмотрелась, послушала, сама попробовала, и поняла – это мое дело, мне здесь интересно.

С вокалом и сольфеджио Ирина «на ты»: закончила музыкальную школу, колледж, ЧГАКИ (дирижерское отделение). Старательно осваивала специальные дисциплины: историю музыки и искусств, сольфеджио, гармонию, полифонию, дирижирование, хоровое пение, музыкальную информатику. Регентом стала еще во время учебы в колледже: девушка-студентка уехала на учебу, вот и заменила ее.

Регент (от лат. regens, род. п. regentis — правящий) — руководитель церковного хора. Название возникло в петербургской Придворной певческой капелле. Регентами именовали опытных певчих, которым временно поручали управление хорами в церквах придворного ведомства.

Согласно второму толкованию термина, Ирину можно именовать дирижёром. Она руководит разучиванием и исполнением ансамблевой музыки. Дирижирование – один из наиболее сложных видов музыкального исполнительства. Именно ему принадлежит художественная трактовка произведения. Ирина выполняет ответственную задачу: обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения.

- Ирина, чем отличается регент от дирижера?

- Манерой работы. От дирижера требуется больше артистичности, там присутствуют «яркие» движения рук. Для регента важнее обеспечить «небезразличное пение». И жест дирижерский более скупой: кисть чуть согнута, палец приподнят. Так показываю, чтобы пение в какие-то моменты звучало легче и тише. А вообще-то, регент - это духовное понятие.

- Многим кажется, что если песнопения исполнят камерный или академический хор, различия с церковным не будет. Это так?

- Нет. Духовные песнопения любой хор может спеть. Но важно понимать главный смысл, что это молитва. Если даже петь грамотно, музыкально, но ничего не имея в душе - до человека не дойдет состояние молитвенности.

- Для кого поют регент и хор?

- Прежде всего, для Бога, потом уже – для прихожан. Помню, как-то пришли в храм, а прихожан мало. Растерялись, спрашиваем: «Для кого петь-то?» А батюшка отвечает – для Бога.

- Для чего пение необходимо в храме, какая роль отводится духовной музыке?

- Музыка усиливает воздействие молитвы, помогает молящимся сохранить сосредоточенность, или, когда это требуется, несколько расслабиться. В данном случае она вторична, первичны – молитвенные слова.

- Какие требования предъявляются при наборе певчих?

- Для церковного хора подбираются те же голоса, что и для светского: басы, баритоны, тенора, сопрано и альты. В первую очередь, должно быть музыкальное образование, хотя бы музыкальная школа. Человек должен знать сольфеджио и нотную грамоту, читать «с листа», бегло читать на церковно-славянском языке, знать «гласы».

- …и обязательно быть верующим?

- Верующие приветствуются. Но это не является жестким требованием. Я, например, уже работая в хоре, приобщилась к вере, хотя с детства была крещеная.

- Петь во время многочасовой службы – не легкая физическая работа…

- Это так. За 2-3 часа устает не только голос, но и спина, ноги, поэтому мы и стоим, и сидим.

 

- Распевки часто проводятся?

- По субботам, воскресеньям перед службами, но больше в будни репетируем.

Ирина много поведала о специфике занятий. Основные распевки – по вечерам, поскольку певчие – это студенты и работающие люди (возраст с 17 до 50 лет). Со «старенькими» хлопот меньше, с новичками – больше. На занятиях оттачивают точность попадания в нужную ноту, направление звука, дикцию, дыхание, громкость, многоголосие. Поют без инструментального сопровождения и это достаточно сложно.

Важный момент: церковное пение «не имеет права» походить на оперное или «народно-залихватское». Оно должно оставлять ощущение светлого, величественного, умиротворяющего.  

- Очень многое зависит от певчего. Он призван помогать другим в духовном труде, в раскрытии глубинного смысла происходящего в храме, - говорит Ирина. - Главное правило церковного хора: не увлекаться красивой гармонией, помнить, что слова первичны, и, повторюсь, - музыка вторична.

- Насколько я поняла, батюшка особо благоволит исону. Исон придает пению какую-то особенность?

- Исон в переводе с древнегреческого — ровный, одинаковый, подобный, неподвижный. Это тянущийся нижний, басовый голос в византийском и новогреческом церковном пении. Исон исполняется отдельной группой певцов, когда остальные поют в унисон мелодию распева. Он создаёт молитвенную атмосферу.

- Да уж: «петуха пустить» нельзя…

- Неточность, фальшь недопустима в любом хоре, в церковном – особенно. Поэтому приходится много репетировать, соблюдать важные принципы.

- Какие?

- Принципы подчинения ритма музыки, ритму богослужебного текста, произношения словесного текста в пении с чувством осмысления, молитвенности и покаяния, ансамблевой согласованности и эмоциональной сдержанности пения.

- Песнопения каких авторов исполняете? Кроме духовной музыки, что еще в вашем репертуаре?

- В нашем репертуаре знаменные песнопения, духовные канты и гимны. Композиторы: Лапаев, Файнер, Шагиахметов, Юнек, Денисова, Архангельский, Бортнянский. На праздниках для работников храма в репертуаре композиторы-классики Глюк и Гендель, их духовные канты.  

Живой звук

Глюка услышать не довелось. Зато повезло с не менее сильными впечатлениями. В верхнем храме шла служба, народу было много. Прекрасная возможность познать суть хора «изнутри». Проникновенно читал Евангелие батюшка, прихожане, внимая ему, крестились. И вот запел хор. Благодаря усилительной аппаратуре и акустике храма, песнопения разливались по всему пространству «волнами», наполняя души молящихся особой энергетикой. Это было видно по изменившимся лицам, у некоторых на глазах были слезы. Каждый молился о своем, но эмоционально все были подчинены молитвенному музыкальному потоку.

Удивительно: объемы здания «не стирали» смысла песнопений, слова звучали четко. Кроме того, совершенно не верилось, что это a capella (пение без музыкального сопровождения). Было ощущение наличия каких-то музыкальных инструментов. Многоголосие распространилось в стороны, потом устремилось вверх, туда, где «родилось».

{youtube}zbILXSgWiHM?list=PLAxiXspkm19JwOF0cs2QhpwJdl6XaCKi0{/youtube}

Удивившись столь мощному влиянию хора на людей, способности этого вида искусства подчеркивать суть молитвы, я пошла навстречу звуку. Они привел меня по крутой лестнице на третий этаж, на балкон. Специальные микрофоны, акустические установки, внушительный пюпитр с нотами, яркая лампа, Ирина, певчие – и никаких музыкальных инструментов! Синергия молитвы, вокального мастерства и современной техники…

 

Полнота жизни

- Довелось послушать ваш хор во время службы. Поразилась, как вы взаимодействуете со священством. Как  вы ориентируетесь, когда хору вступать?

- Знать порядок службы – обязанность регента. Я уже чувствую, что за чем следует, какое молитвословие, где делать паузы. Вроде привыкла, но все равно переживаю за общую гармонию, за все благолепие службы, чтобы все прошло гладко, без сбоев.

- Вы же и сами поете?

- Да, у меня сопрано.

- Где-то еще поете, кроме церковного хора?

- В коллективе «Любители пения» от ДК Динамо: он имеет звание народного, множество наград за участие в различных конкурсах.

В храме также веду музыкальные занятия в воскресной школе для взрослых, у нас существует хор прихожан. Туда принимаются люди без музыкального образования.  Требования: наличие голоса и музыкального слуха. Хор прихожан всегда участвует в праздничных службах, на Рождестве, Пасхе, также принимает участие в концертах, устраиваемых храмом.

- Ирина, что вам дала работа в церковном хоре, чему научила?

- Моя работа дает ощущение полноты жизни. Я получила новые знания и опыт, как в музыкальном плане, так и в общении с певчими – они все такие разные, к каждому подход найти надо. Кстати, мы часто общаемся и вне служб, общаемся. Каждый может послужить Господу молитвой, помощью ближнему, а нам предоставлен как бы дополнительный шанс. Когда понимаешь, что ты часть организма, с помощью которого церковь служит Богу, становится радостно. Словом, я довольна своей творческой судьбой.

{youtube}DaXGa_ooMHk?list=PLAxiXspkm19JwOF0cs2QhpwJdl6XaCKi0{/youtube}

{youtube}KUeePpdECdc?list=PLAxiXspkm19JwOF0cs2QhpwJdl6XaCKi0{/youtube}

Фото автора и Владимира Закатова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla