Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником Воскресения Господа нашего и Спасителя, и с днем памяти святителя Петра, митрополита Киевского и Московского, всея России чудотворца!

Осталось буквально несколько дней до того великого момента, когда Церковь будет воспоминать, ликуя, Рождение в мир Сына Божия – Христа Господа нашего. Пять с половиной тысяч лет ожидало человечество этого события! Вот и Рождественский пост по числу этих лет установлен - пять с половиной недель он продолжается. Все эти тысячи лет, пока человечество ожидало пришествия в мир Христа Спасителя, рождались и уходили из этого мира люди, чью память сегодня Церковь прославляет. Мы сегодня вспоминаем святых отцов. Это те люди, о которых мы сегодня в Евангелии воскресном слышали. А начиналось это Евангелие так: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф.1:1). И затем перечисляются люди: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова» (Мф.1:2) и так далее и так далее. 14 родов от Авраама до Давида, 14 родов от Давида до вавилонского переселения, когда иудеев увели в Вавилон на 70 с лишним лет в плен и Иерусалим, и Храм его были разрушены, и затем 14 родов уже после переселения вавилонского, когда они вернулись и восстановили и город, и Храм – до Рождения Христа.

Вот все эти люди послужили, так или иначе, своей жизнью тому, чтобы случилось это событие. Это как бы длинная такая бесконечная череда человеческих судеб, цепь переплетенных человеческих жизней. О многих из тех, имена которых мы сегодня слышали, мы мало что знаем, а многие из здесь стоящих, может быть, и вообще ничего о тех людях и не знают, но ведь каждое имя, которое мы сегодня слышали – это целая человеческая жизнь. И эти имена не случайно сегодня Церковь вспоминает. Конечно, далеко не все из этих людей, перечисленных сегодня в евангельском этом отрывке, были святыми в том смысле, в котором мы с вами святость понимаем.

Достаточно вспомнить царя Манассию, который тоже сегодня был упомянут, а ведь он был ужасно плохим человеком, и под конец только своей жизни, претерпев многие скорби и лишения, побывав в плену в Вавилоне, – я вам рассказывал о нем, как он в глубокой яме несколько лет провел скованный медными цепями так, что голова была прижата к ступням, не мог разогнуться даже, - и потом он раскаялся, Господь принял его молитвы и вернул его на трон, и он вновь стал Иерусалимским царем, но уже совсем другим человеком. А его молитва, молитва царя Манассии, служит до сих пор примером покаяния для современных христиан. И вот так вот из поколения в поколение эти люди жили, можно сказать, обычной человеческой жизнью. Но в сердце у них, как мы видим, даже у этого прежде нечестивого царя Манассии все-таки держалась искра веры в Бога и верности Ему.

Через все грехи, через все падения эта вера, эта искра не угасала, и в самый критичный момент жизни того или другого человека, когда уже вопрос жизни и смерти стоял, эта искра разгоралась в яркое пламя. Ведь, собственно, этот пример, то, что мы слышали, длинную вереницу имен и судеб человеческих – это ведь и нам с вами назидание и напоминание о нашей с вами жизни. Мы ведь тоже с вами во временном потоке находимся, как когда-то и они.

Вот прошел год, 2020 год, и с каждым годом лично для меня все острее встает вопрос: а чему так, собственно, так безумно радуется мир, провожая один год и встречая другой? Вот, в том году, когда наступал 2020 год, все так же ликовали и кричали, с радостными, счастливыми лицами поздравляли друг друга с наступившим уже 2020-ым. И что он нам принес этот 2020 год? Вот и сейчас опять это безудержное, безумное, я бы сказал, ликование: по поводу чего? – всегда хочется спросить, - чему так радуемся? Мы вступили в новый год: что там нас ждет? Мы не знаем. Мы даже не знаем, что нас в этом дне сегодняшнем ожидает – Господь знает. Вот мы сегодня молились как раз об этом. Мы просим Господа не помянуть наших грехов, и просим Его, чтобы Он не наказал нас по нашим грехам, а по Своей милости благословил этот год, благословил его и провел через все возможные испытания, которые нас там ждут в этом неизвестном для нас будущем. Так провел, чтобы мы достойными оказались звания христианина, чтобы не унывали, чтобы не роптали, чтобы не падали во грех, а если случилось это, не носили бы в себе это родившееся зло, а срочно уничтожали его, обезвреживали,  шли на исповедь. То есть надо с определенным чувством и радости, но и ответственности вступать в будущее. Мы с вами вступили в это будущее, наступил 2021 год, и дай Бог, чтобы он был для всех нас благоприятным летом, как он называется по-церковнославянски, лето или год, «лето благоприятное», то есть год, благоприятный во всех отношениях, чего я искренне всем я, конечно же, желаю.

Но мы с вами знаем, что нужно для того, чтобы год этот был благоприятным. Нам всем с вами надо быть под кровом Божьим, под Его всесильной десницей. Тогда мы будем с вами иметь надежду в сердце, что будущее будет для нас благоприятным, когда мы с Господом.

Вот об этом сегодня хотелось тоже сказать. Святые отцы, которые жили в Ветхом Завете, вот, сегодня мы вспоминали всех до Рождества Христова проживших свою жизнь, именно так действовали. Они, может быть, забывали тоже когда-то о Боге, но все-таки, как я уже сказал, искра  веры жила в их сердце. Нам с вами надо постараться, чтобы это не искра была, чтобы огонь постоянно горел в нашем сердце. А как он должен гореть? Преподобный Феофан Затворник этому учит, когда он сравнивает сердце человека с печкой: огонь, который в печке горит – это вера наша, а дрова, которые огонь этот поддерживают – это молитвы, добрые дела. Вот он так и говорил, этот великий подвижник Феофан Затворник: подкладывай ровно столько в печку дров, чтобы огонь не погас.

Значит, нам надо не забывать и о молитве, и о добрых делах, и особенно, когда все благополучно в нашей жизни. Не успокаиваться на этом и не радоваться, не говорить себе – «ну, всё, теперь можно расслабиться, теперь можно вернуться к прежней своей жизни, можно уже и молиться пореже, и в церковь пореже ходить, и на исповедь можно не спешить, и на причастие… Так ведь часто бывает. Как только наступили времена благоденствия для человека, он о Боге забывает, и вспоминает опять только тогда, когда гром опять грянет. Вот, если бы помнили всегда о Боге, так реже бы таких дней в нашей жизни было бы тяжких. А если бы и наступали они, мы бы уже с готовностью в них вступали, с твердостью духа, а не растерянные, не испуганные, как это было прошлой весной, когда наступила эпидемия. Сколько было страхов у людей, да и сейчас еще есть. А где же вера в Бога? А где вера в промысел Божий? Посмотрите, как этот вирус действует: он ведь избирательно действует, он не всех подряд  ведь косит – в одной семье, бывает, один человек болеет, а другой совершенно здоров. Значит, это что-то особенное, и заставляет нас с вами задуматься, задуматься о своей жизни и всегда находиться в состоянии напряженных духовных своих сил, не расслабляться. Значит, нам всегда надо помнить о том, что зло всегда активно, оно всегда действует. Почему мы тогда расслабляемся? Значит, мы забываем, что зло всегда рядом, и оно в любой момент может нанести свой удар. Будем помнить об этом и будем, как воины, никогда оружие из рук не выпускать. Молитва, добрые дела, крест Христов чтоб всегда перед глазами стоял, и тогда можно в будущее смотреть с надеждой.

Осталось несколько дней до Рождества, и я вас всех призываю провести эти дни достойно. Так, чтобы, если не было возможности, или времени, или сил, решимости на пост, проведите эти дни оставшиеся до Рождества по-настоящему, как и следует христианину. Встретим Христа, как когда-то волхвы, которые принесли ему дары в вифлеемскую пещеру. И мы принесем в Рождественскую ночь свои дары – кто что сможет принести. Вот осталось немножко времени, потрудимся над этим. Кто-то помолится, кто доброе дело «лишнее» сделает, кто-то удержит себя от какого-то зла, от греха, кто-то на исповедь, наконец-то, сходит, на причастие – тоже ведь подарок Христу. Наша душа для Него самое важное. «Даждь Мне, сыне, твое сердце» (Прит.23:26) – больше Ему ничего от нас не нужно. Будем помнить об этом, и готовиться достойно встретить Рождество Христово!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla