Наверх На главную

На Пассию — вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым — в миасском храме Богоявления собрались наиболее глубоко верующие прихожане, дабы сопереживать страданиям Христа в последние дни Его жизни. Проповедь настоятеля храма содержала напоминания о мучениях Господа нашего и Спасителя, размышления о предательстве, о покаянии и прощении, о невозможности компромиссов в вопросах веры.

На протяжении Великого поста четыре раза, по числу евангелистов, совершается в храмах вечерня с чтением акафиста Страстям Христовым — Пассия (от латинского слова passio, что в переводе на русский язык означает «страдание»). Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти. После акафиста читается Евангелие, повествующее о страстях Христовых, когда Он принял страдания и смерть за весь грешный род человеческий.

В православном варианте Пассия представляла собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью. Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним. Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но концу XX века Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается почти повсеместно. Служба Пассии всегда находила и находит живой молитвенный отклик в сердцах верующих.

По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием.

В центре внимания Пассии — душа человека, уподобляющаяся Христу либо отвергающая Его. Через это верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом.

В православном понимании сопричастность страданиям Христа выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть «со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Служба Пассии, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, сподвигает православных христиан выверить свое духовное состояние, ответить для себя честно на непростые вопросы. Праведная добродетельная жизнь — большой подвиг, связанный с отсечением своей воли, с борьбой со страстями и уподоблением Христу. Если же мы не стремимся мы к праведности, тем самым мы отрекаемся от Христа. И наши грехи становятся подобны тем язвам, которые наносили Христу Его мучители и убийцы. Об этом и говорится в акафисте Страстям Господним: «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя» («Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя»).

Пассия вновь напоминает верующим о главной цели поста: покаянии  и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе.

Настоятель миасского храма Богоявления протоиерей Игорь Рысенко в своей проповеди подробно разъяснилприхожанам суть этого богослужения.

Христос  нам говорит:“ Тот, кто от истины, слушает слово Моё”. И в другом месте: “ Познайте истину и истина сделает вас свободными”. Как видим, не все готовы принять эти слова Христа. Вот и Пилат с усмешкой ответил Ему на эти слова: «Что есть истина?» Конечно, у человека с лукавым сердцем всегда найдется своя истина, то положение вещей или то место в жизни, где будет наиболее комфортно, чтобы можно было бы оправдать все свои греховные мысли, поступки и слова. Пилат это знал, и все его лукавство, двоедушие, проявленное при аресте, допросе и казни Христа, не помогло ему. Он уже был в черном списке императора — за свои зверства, из-за многочисленных жалоб иудеев, и после того, как отдал беззаконный приказ о распятии Христа Спасителя, не избежал наказания. Истина как раз и восторжествовала оттого, что Христос есть Истина, и Путь, и Жизнь, как он Сам о Себе говорил. В скором времени Пилат был арестован и сослан, и закончил свою жизнь бесславно…

Но в тот момент он, видимо, думал о том, как выйти из затруднительного положения, в которое его поставили вожди народа иудейского, когда грозили ему: «Если ты сейчас отпустишь Его, то ты не друг кесарю. Он себя царем называет, значит, Он возмутитель спокойствия и человек, который готовит государственный переворот. Себя царем именует, а ты покрывать это сейчас будешь. И мы донесем на тебя кесарю, и он тебя накажет за это». Пилат, понимая, что они обязательно это сделают, покривил душой, поступился истиной, и отдал Христа на двойную смерть, сказав: сначала накажу Его, а потом отпущу. Что это за наказание, мы с вами знаем: бичевание. Римские бичи —страшное оружие казни, люди не выдерживали нескольких десятков ударов. Христу, приковав Его к позорному столбу бичевания, нанесли, как позже было насчитано по Туринской плащанице, более ста ударов. Причем били эти римские легионеры, эти опытные убийцы, со знанием дела: так, чтобы не повредить сердце и другие жизненно важные органы. Били так, чтобы принести наибольше страдания Спасителю мира, отрывая бичами плоть Христа, так что и кости обнажались.

Это была первая казнь. А перед тем Пилат, услышав угрозы в свой адрес и узнав, что Христос из Галилеи,  отдал Христа Ироду, правителю той области. И тот подтвердил невиновность Спасителя, облачив Его в светлые одежды. И когда привели Христа обратно, в светлых одеждах, ясно было, что Ирод его тоже оправдал. И вывел Его Пилат к людям, и сказал: «Вот человек» / «Се, человек». То есть все, казалось бы, было сделано, но как раз в истине Пилат не устоял, не сумел, испугался. И этой Истиной он был наказан за свое лукавство.

Мы с вами знаем из Евангелия множество примеров, когда у людей возникал такой момент, когда нужно было выбрать между истиной и лукавством, избежать какого-то ответственного, важного, серьезного и страшного решения. Покривить душой — так проще. Вот приведем для примера двух предателей — Иуду Искариотского и апостола Петра, который впоследствии стал первоверховным апостолом. Они оба предали Христа.

Однако Иуда предательство совершил сознательно, тщательно его спланировав. Он предварительно пошел к вождям иудейского народа и договорился с ними об этом предательстве. «Что вы мне дадите, — сказал он, — за то, что я вам Его предам? Я найду удобнее время, когда не будет посторонних, некому будет защитить его». Сговор.

Петр же предает Христа спонтанно, не думая о том, что он делает в этот момент. И ведь Христос предупреждал его на Тайной вечере: «Петре, сегодня петух не прокричит трижды еще, как ты уже от меня трижды отречешься». «Нет, Господи, — говорит Петр, — я с тобой готов и в темницу, и на смерть». Пылкий Петр, который, как ребенок, всем сердцем принял Христа. И от лица всех апостолов объявил его сыном Божиим. Христос ему тогда говорит: «Это тебе не плоть и кровь открыли, но Дух Святой», — то есть Дух Святой жил в Петре, и он пророчествовал, открывал тайны бытия. «Ты — Сын Божий», — говорит Петр от лица всех. А здесь, во дворе первосвященника Каиафы, он вдруг как будто испугался чего-то. Всего несколько часов назад, в Гефсиманском саду, он с оружием в руках бросился на стражников, которые пытались схватить Христа и связать Его, и отсек правое ухо одному из стражников. Мог ли такой человек испугаться потом простого вопроса служанки во дворе первосвященника? И ведь он сам туда пришел...

Вот как по-разному воспринимается предательство одного и другого. Петр, апостол, который принял Христа всем сердцем, но все-таки предал Его, того не желая. Для него это предательство было, а как многие святые отцы согласно свидетельствуют, как некая военная хитрость или компромисс. Он хотел остаться со Христом до конца. И когда стали приставать к нему с этими вопросами, он для того, чтобы избавиться от спрашивающих, от этих неудобных вопросов, от внимания к  себе, вынужден был сказать, дескать, да не знаю я Его, отстаньте от меня, я вообще с Ним никогда не был, не знаю этого человека. Трижды, говорит нам апостол Лука Евангелист, Петр поклялся, что не знает Его. Ведь страшное дело совершил, а в сердце при этом не чувствовал никакого греха и был уверен, что поступает правильно. Христос перед этим ни слова не проронил в ответ на все обвинения в его адрес, на все издевательства, на избиения, Он молчал. А как только прокричал петух, Христос обернулся и посмотрел Петру в глаза. И Петр сразу вспомнил, что говорил ему Христос во время Тайной вечери: «Петре, сегодня ты отречешься от Меня». Но и успокоил его Христос там же, на Тайной вечере: «Когда обратишься, утверди братию свою», — то есть все исправится со временем. Но Петр в тот момент, во дворе Каиафы, об этом, конечно, не думал и не вспоминал. Ужас поразил его — ужас предательства. Он осознал, что он сделал, и как пишет апостол евангелист Лука, пошел домой, горько плача о содеянном грехе. Потом уже, после Воскресения, Христос воспримет, восстановит Петра в его апостольском достоинстве.

Вспомните: рыбачили Петр и все апостолы, ничего не поймали за всю ночь. А утром, на рассвете, стоит Христос на берегу, но не узнал Его никто. И когда приплыли они к берегу и привели с собой полный невод рыбы, чудесным образом пойманной по слову Спасителя, и сели у костра, Христос трижды спросил Петра: «Петр, любишь ли ты Меня?» И каждый раз Петр говорил: «Да, Господи, я люблю Тебя, Ты это знаешь, я люблю Тебя». «Паси овцы Моя, паси агнцы Моя», — каждый раз говорил ему Христос, восстанавливая его и прощая, конечно же, Он ведь уже и сразу его простил, Он знал, что это будет. Но тут, перед лицом всех апостолов, восстанавливал Петра в его апостольском достоинстве и звании.

Вот предательство Петра: он  пытался сохранить Истину в себе, пытался быть со Христом до конца. Но при этом упустил очень важный момент: нельзя пытаться остаться с Богом, при этом предавая Его, как Петр попытался сделать. Другими словами, компромис в вопросах веры, компромис со своей совестью, с Истиной невозможен. Есть Истина, а все остальное — ложь. Потому Иуда, который изначально и сознательно Христа предал, так до конца и не сумел к Истине вернуться. Не было места для Истины в его душе. И хотя, как пишут евангелисты, он раскаялся, пришел к фарисеям и бросил эти тридцать сребреников на пол в храме, под ноги им швырнул — с гневом, с отвращением и вышел. Но не нашел в себе силы, как Петр, покаяться, принять истину и осознать свое предательство и свое преступление. И конец его ужасен: он пошел и удавился.

Вот какой разный может быть конец для людей, которые вроде бы оба предатели, одинаковые злодеяния совершили, но один стал первоверховным апостолом, а другой повесился на дереве от отчаяния, не сумев принять эту истину. Потому слыша сегодня, братья и сестры, слова евангелиста об Истине, будем спрашивать сами себя и свою совесть, принимая этот урок от апостола Петра и глядя на страшный конец Иуды Искариотского, будем утверждать в себе эту мысль, эту истину: компромиссов со своей совестью в вопросах веры, по отношению к Богу быть не может. Невозможно пытаться остаться с Богом, предавая Его. Аминь.

Фото Владимира Закатова

 

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla