Наверх На главную

	Духовный облик «ЛиКа»

Храмовый комплекс в центре Златоуста украшают два больших рельефных изображения из искусственного камня - Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского. Работу над скульптурными иконами выполнили мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК». Точнее, молодые художники, которыми руководит один из создателей предприятия, заслуженный художник РФ Александр Лохтачев.

В статусе патриарших

Более десяти лет в составе «ЛиКа» существует скульптурная мастерская, а ее продукция известна уже во многих уголках России. В творчестве скульпторов доминирует православная тематика. Это связано с христианским мировоззрением их наставника. Работу мастерских «ЛиК» оценила Русская Православная Церковь: после изготовления дарохранительницы для храма Христа Спасителя они получили статус патриарших.

 

	Духовный облик «ЛиКа»

Александр Лохтачев передает своим ученикам не только творческий, но и духовный опыт

 

В деятельности Александра Лохтачева несколько лет назад появилось необычное направление - малая скульптура духовного содержания. Это направление своим истоком связано с многолетним поиском образа великого святителя Иоанна Златоуста, духовного покровителя города мастеров. Наиболее удачную модель на предприятии воплотили в металле. Автор предложил использовать ее в качестве наградного приза в дополнение к премии имени Иоанна Златоуста, учрежденной Русским народным собором и Союзом писателей России. Предложение было принято. Вслед за этим высокохудожественным изделием последовали малые скульптуры других святых, архангелов Михаила и Гавриила.

В мастерской работают верующие молодые художники, разделяющие духовные искания своего учителя. Сегодня их уже пятеро: Наталья Лохтачева, Ольга Зубкова, Ирина Абрамова, Наталья Лапина и Яна Шаравина. Одна из значимых работ, выполненных ими совместно с руководителем мастерской, - оклад к чудотворной иконе Иверской Богоматери, изготовленный для монастыря на Валдае. Потребовалось около года, чтобы опытный мастер и его ученицы, осмысляя роль оклада в духовном воздействии иконы, создали достойный великого образа эскиз, пластилиновый и гипсовый варианты. Затем также в течение года на их основе был сделан оклад из серебра, инкрустированный драгоценными и природными камнями. Именно такое обрамление святыни пожелали иметь в своей обители валдайские монахи.

Бригадным методом

Творческому амплуа Александра Лохтачева не чужда и другая тематика. В областном краеведческом музее представлена его скульптурная композиция «Европа и Азия». Автор изваял ее для сооружения монумента на границе двух частей света. Был и проект благоустройства площадки на месте нынешней стелы. Предлагалось создание архитектурного ансамбля с демонстрационным залом, торговым комплексом. Масштабный проект пока не нашел поддержки областных властей и потенциальных инвесторов.

 

	Духовный облик «ЛиКа»

 

Другой пример широкого охвата территории в творческом воображении мастера - проект памятника Иоанну Златоусту «на стрелке» в центре Златоуста. Между тем новые заказы стимулируют духовные искания коллектива. В том числе черненный медный барельеф Спаса Нерукотворного для одного из подмосковных храмов. Его копию мастерские «ЛиК» преподнесли в дар златоустовскому храму Серафима Саровского. Гораздо более сложную и ответственную работу предприятию предложили монахини Спасо-Преображенского монастыря во имя Преподобного Варлаама Хутынского: изготовить серебряную раку для мощей святого. В обители остались довольны выполненным заказом. И вскоре перед златоустовскими мастерами встала новая задача: сделать для этого монастыря шестиметровые входные врата, украшенные рельефными картинами из жизни преподобного. Многоэтапный кропотливый труд, в котором имеет значение не только творческий, но и духовный опыт каждого из молодых скульпторов, позволил успешно справиться и с этим заказом. В том числе и потому, что рядом всегда Александр Лохтачев.

 

	Духовный облик «ЛиКа»

 

Параллельно они выполняют светские заказы. Например, реконструировали барельеф воинов для памятника в центральном сквере Сатки. При этом творчески доработали композицию.

- Когда поступает заказ, мы все пятеро участвуем в создании эскиза или скульптурной модели, - говорит Яна Шаравина, одна из первых учениц Александра Лохтачева. - Та, чей замысел одобряет заказчик, становится ответственным за предстоящую работу. Например, врата для Варлаамо-Хутынского монастыря были «головной болью» Натальи Лохтачевой. Но делали это скульптурное изображение впятером под руководством Александра Ивановича. Он учит нас сначала думать, потом включать воображение и руки.

Не покладая рук и сердца

Сам мэтр тем временем создал оригинальную скульптурную композицию, которую назвал «Цивилизация»: две женщины - египтянка и римлянка - вместе держат шар, символизирующий Землю. До этого Александр Иванович изготовил композицию «Воссоединение церквей», изобразив патриарха Алексия II и митрополита Лавра. Продолжая духовное направление, создал модели скульптурного изображения святой Татьяны для златоустовского филиала ЮУрГу, святой Веры - для острова Веры на озере Тургояк. При этом он стремится к древним канонам, следуя манере иконописцев.

 

	Духовный облик «ЛиКа»

 

Работая над серией малых скульптур, Александр Иванович некоторые из них мыслит изготовленными в дорогом металле, украшенном гравировкой. Одно из таких красивейших изделий на стыке двух искусств объемно копирует икону XV века с изображениями святой Параскева Пятница и трех великих святителей.

- Художник состоится, если развивается как личность. Это основополагающий принцип нашей мастерской, - говорит Наталья Лохтачева. - Следуя духовным и творческим наставлениям Александра Ивановича, коллектив достиг уровня, когда можно говорить о собственном изобразительном языке и творческом стиле, об определенном влиянии на развитие искусства скульптуры. Как в области, так и в России.

Валерий Еремин

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla