Наверх На главную

	Учитель - работник у Бога, носитель света

Шалва Амонашвили - академик РАН, доктор психологических наук, выдающий педагог, кумир не одного поколения российских учителей, родоначальник так называемой гуманной педагогики, которой он посвятил многотомную энциклопедию. Автор многих замечательных книг, владелец издательского дома. 

Он, например, за то, чтобы огорченный учитель не скрывал в классе своих слез. Его идеи любви и партнерства между учителем и учениками по-прежнему актуальны в России, ищущей духовности, борющейся с закостенелым в самом важном сейчас - образовании и воспитании. В 2001 году Шалва Александрович целую неделю посвятил миасцам. Тогда-то и состоялась у меня с ним довольно длительная беседа, содержание которой, думается, может быть полезным наставлением и сегодня...

Ездит по стране Шалва-учитель. Со своим словом - рожденным в глубине сердца, согретым любовью к детям. Обращает это слово, прежде всего, к своим коллегам - педагогам. Ездит с лекциями не расширять кругозор слушателей, а пытаться изменить в сознании учителей подходы к обучению и воспитанию. Не инновационную методику преподает, а учит чувствовать детское сердце, призывает освещать ребенку путь к постижению вечных ценностей и добрым делам.

Миасс стал 53-им городом, в котором Шалва Амонашвили работал с учительской аудиторией. В ДК «Юность» в течение недели он провел семинар на тему «Гуманно-личностный подход в педагогике». Благодарный зал трепетно внимал каждому его слову. Находя отклик, оно «возвращалось» (по выражению самого Амонашвили) радостным блеском глаз, горячими аплодисментами, вопросами, задаваемыми с волнением в голосе. После одного из занятий Шалва Александрович дал автору этих строк.

«Объединитесь в лабораторию»

- Как Вы оказались в Миассе?

- По приглашению местного движения «За культуру». То, чем оно занимается, считаю очень важным для воспитания молодого поколения, сохранения духовности. В Миассе я - впервые. Признаюсь, прежде даже не слышал о вашем городе. А вот в Челябинске был три года назад. Мне даже присвоили звание почетного профессора педагогического университета, с которым я поддерживаю связь. Миасс только на первый взгляд обычный город: историческая часть, промышленная зона, спальные кварталы. Если же взять в учет его расположение между горных хребтов, среди леса и озер, можно говорить об уникальности географии, завораживающей красоте ландшафта. Это, на мой взгляд, город с какой-то особой, еще непознанной высшей миссией...

- Ваши задачи тут ограничиваются проведением семинара?

- Можно с блеском прочитать лекции, надеть с довольным видом кепку и уехать. Но вовсе не это для меня главное, а то, что должно остаться в городе после семинара. Причем не только в сердцах и мыслях слушателей. Хочется, чтобы при какой-либо общественной организации, к примеру, при движении «За культуру», возникла лаборатория гуманной педагогики. Тоже общественная. Чтобы ее участники собирались хотя бы два раза в месяц обсудить свои творческие наработки. Я готов курировать деятельность этой лаборатории по телефону. Если потребуется, приеду к вам вновь, как это делаю в отношении других городов, где сторонники гуманизации педагогики сумели заложить в своих школах солидную основу.

- Какой Вам показалась миасская аудитория?

- Вообще учителя в малых городах заметно отличаются от своих коллег в областных центрах, в столице. Среди московских, санкт-петербургских педагогов немало прекрасных. Однако они иного склада. Я даже приписал бы многим из них такую черточку - избалованность доступностью к сокровищницам культуры, к новинкам научно-познавательной литературы. В малых же городах интерес ко всему, что представляет ненадуманную ценность, куда непосредственней, свежее и глубже. В миасских учителях я очень явственно почувствовал единомышленников, благодарных слушателей. Многие приходят на семинар пораньше, чтобы занять место поближе к сцене. Я тоже стал приходить за несколько минут до занятий, чтобы по душам пообщаться именно с этими людьми, жаждущими моих советов.

«Будьте выше невзгод»

- Как учителю духовно совершенствоваться, если он перегружен работой, бумаготворчеством, социально обделен, зачастую задавлен бытовыми проблемами?

- Не будем говорить о всех учителях. Среди них есть слой, который выражает совесть педагогики. Я нередко прошу коллег: вспомните имена любимых учителей, которые до сих пор остаются для вас примером. Не важно, первая ли это учительница или родной отец, ставший для вас учителем с большой буквы. Называют одного-двух, не больше. Вот этих учителей и отнесем к носителям света, которые ведут за собой, указывают человеку путь к его судьбе. Такие есть в каждом городе, в каждой школе.

Много в среде учительства таких, кто просто честно и добросовестно трудится, воспитывая из детей хороших людей. Это также прекрасные педагоги. Как бы трудно им ни было, они остаются верны своему призванию. Приведу пример учителей одного из небольших городов: они посещали мой семинар во время забастовки. Восемь месяцев не платили там зарплату работникам образования. И вот эти униженные, нищие люди находили силу духа и деньги, чтобы иметь возможность прослушать мои лекции. (Оплата за них идет на содержание моего издательского дома и удешевление выпускаемых им книг, в том числе моих). А теперь перенеситесь в одну из развитых стран Запада. Пошли бы, например, германские учителя, по каким-либо причинам не получившую зарплату, слушать за деньги некоего проповедника? Да ни за что.

«Дорисуем образ учителя»

- Какая педагогика негуманна?

- Авторитарная. Когда учитель входит в класс как генерал, а не как мудрый наставник и друг. У кого-то может быть два диплома, а как учитель он не состоялся. Он больше вредит, чем помогает детям взрослеть. Таких надо изолировать от школы, в которой они становятся оплотом авторитарной, негуманной педагогики.

Значительная часть учителей - за гуманизацию учебного-воспитательного процесса. Им понятны и близки идеи, которые я развиваю. А если эту часть умножить на 1,5? Если удвоить? Вот в чем должна состоять сейчас наша общая забота. И моя, в частности. Давайте объединим усилия.

- К кому относится этот призыв?

- К вам, журналистам. Меня как наставника учителей растила пресса. Мой, далеко не совершенный образ, дорисовывали «Правда», «Известия», «Учительская газета». Когда журналисты добавляли мне положительных качеств, я стремился обрести их. Если бы меня ругали, стал бы еще хуже. Рассказывая об учителях, не ищите в их работе изъяны, подчеркивайте удачи. Своим доброжелательством будете способствовать приумножению хороших педагогов. Замечаниями только навредите. Ведь учителя в большинстве своем уязвимы и ранимы, как дети. Их надо беречь как носителей слова, с помощью которого они дорисовывают характеры и судьбы ваших детей. Как носителей света...

«Экология – это и люди»

- Шалва Александрович, насколько известно, у Вас двое детей.

- Да, у меня сын и дочь. Сын пошел по моим стопам и занимается деятельностью, близкой мне и моей жене (она – профессор словесности) - издательской. Работает в издательском «Доме Амонашвили». А дочь – человек иного склада, своим делом она избрала бизнес.

- У Вас, наверное, уже есть внуки?

- Пять внуков. Я их очень люблю. Это – два мальчика и три девочки. Девочки – небольшие. Живут в Тбилиси и учатся в школе. Мальчики - студенты московских вузов.

- Им, наверное, сложно быть «внуками Амонашвили»...

- Не думаю. Они – мои добрые ангелы. Хотя, конечно, каждый со своим характером. Главное – в каждом бьется понимающее сердце. Остальное приложится.

- Что для Вас экология?

- Мы многое знаем об окружающей среде, но не часто задумываемся о роли природы в нашей жизни. Развиваем цивилизацию и пожинаем горькие ее плоды, когда удаляемся от природы. Весной, когда у меня начинается отпуск, я уезжаю в свою родную деревню в Грузию, в горы. Там пишу книги. В Москве не могу. Замечательная природа и у вас, в Миассе. Своего рода «маленькая Швейцария»: много зелени, горы. Я побывал в музее Ильменского заповедника: какие там камни! Что ни камень, то целые страницы истории человечества. Представляю, насколько интересно уметь их читать! Но экология – это еще и люди. Насколько чисты их помыслы и сердца, настолько нравственно чище, красивее и гармоничнее окружающая жизнь... Природа очень чувствительна и очень ранима. Но не только поэтому к ней надо бережно относиться. Природа еще и мудра. Она знает, что нам требуется. И дает все необходимое в виде функций, которые мы развиваем или не развиваем. Следует очень аккуратно относиться к природе, иначе она начнет сама себя «очищать», что может быть болезненно и даже смертельно для человека...

- «У России – особая миссия»

- Что Вы думаете о судьбах России?

- У России - особая миссия на планете. Если Япония и Америка дали миру образцы цивилизации, поразительные научно-технические достижения, то Россия призвана нести культуру и духовность. Мое твердое убеждение в том, что высшая цель для России - обретение высокой духовности. Удивительное русское сердце! Каждый его стук – как колокольный звон. Слушайте, люди...

- Как вы относитесь к политике?

- Не надо вопросов о политике. Не люблю отвечать на них. Я просто верю, что однажды все встанет на свои места. Главное – вера. Как высшее качество, данное нам Богом. Надо верить и надеяться на лучшее. И по мере сил формировать храм добромыслия. Учитесь прощать, дарить радость, любовь. Духовное дарение утончает сердце. Человек в ответе не только за свои поступки, но за свои мысли. Мысли материальны. Формируйте добрые мысли. Добрыми словами!! Надо игнорировать черные мысли. Для этого – уметь находить доброе в окружающих, в каждом человеке. В мысленном, духовном пространстве идет напряженная жизнь. Счастье каждого – внутри у каждого. Самыми простыми, но правдивыми словами можно изменить судьбу. Ложь обрекает на бесплодные ожидания. Давайте объединять добрые мысли. А мысли, как известно, возвращаются к своим «родителям». Значит, пространство вокруг нас будет становиться добрым...

- Каков учитель сегодня?

- Он – разный. Есть напуганный учитель. Потому что долгое время был «солдатом» партии, общества. Есть очень исполнительный, любящий поурочные методические разработки, помогающие снять с себя ответственность. Есть авторитарный, забывший, что учитель – носитель света. И есть учитель – волшебник, созидатель чуда...

 

НАСТАВЛЕНИЯ ШАЛВЫ-УЧИТЕЛЯ:

- Ты – учитель, носитель света, добра, высокой любви, художник жизни. Ты служишь работником у Бога. Помни: радость воспитывается радостью, благородство – благородством, любовь – любовью, личность – личностью.

- Принципы учителя: очеловечивать среду вокруг ребенка, утверждать личность в ребенке – единственную, неповторимую. Восполниться творящим терпением: учитель все терпит, но творит и созидает.

- Мудрость учителя: утверждающий богат, отрицающий беден. Любовь есть высшая правда. Радость – особая мудрость. Не самому знанию надо учить, а счастью знания, слияния с высшим. Не самой красоте, а счастью красоты. Не самой любви, а счастью любви. Самое лучшее знание – в твоем сердце.

- Дух должен совершенствоваться беспредельно. Нет фильма будущего, прошлого, мы – сейчас. На пути восхождения души. То, с чем я родился, - подарок Бога, то, с чем я умру, - мой подарок Богу.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla