Наверх На главную

Зная, что в храм нельзя опаздывать и на службу лучше прийти пораньше, чтобы приложиться к иконам никого не отвлекая, с вечера  все приготовила, чтобы утром не задержаться. Из дома вышла как обычно, но  у подъезда встретила соседку. Пока обменивались любезностями и последними новостями, опоздала на трамвай. Прибежала в храм, когда уже читались Часы. Отдышалась, разделась. К праздничной иконе не пошла, потому что вышел батюшка с кадилом.  Успокоилась и начала вслушиваться в слова молитвы. Взгляд невольно остановился на прихожанках, которые подходили целовать иконы. В голове сразу возникли мысли: служба уже началась, а они ходят, отвлекают от молитвы. Немного порассуждав об этом, успокоилась: «Я же не такая, я если и опоздала, то не пошла даже к праздничной иконе». От этих мыслей отвлек громкий возглас батюшки: «Благословенно Царство Отца и Сына  и Святого Духа». Слава Богу, началась литургия. Теперь буду молиться. Только сосредоточилась, какая – то бабушка, прося у всех извинения и расталкивая людей локтем,  стала протискиваться вперед. Опять мысли потекли не в том направлении. И вот уже открыты Царские Врата и поют «Блаженны..»  Сердце стало внимать словам Господа, и в это время кто –то постучал мне по плечу, прося передать свечку.  Взяв свечку в руки, пытаюсь дослушать песнопения, но опять этот же голос уже требует, чтобы я передала свечку дальше. Чтобы не пререкаться, пришлось  отвлечь впереди стоящую женщину, а она – остальных по цепочке до самого подсвечника. Как пропели тропари, я даже и не заметила. Апостол читали тихо, было не совсем понятно и опять в голове мысли: «Как было бы хорошо, если бы был микрофон. Все было бы слышно и понятно». И опять фантазии на эту тему. Слава Богу, Евангелие прослушала со вниманием, и никто меня не отвлекал. А вот  на Херувимской рядом со мной заплакал ребенок, плакал громко и долго. Мама пыталась успокоить его, но выйти из храма не догадалась. И опять у меня вместо молитвы роились мысли осуждения. А потом в храм стали заходить мамочки и бабушки с маленькими и не очень маленькими детьми, стали их раздевать, успокаивать. И им было все равно, что сейчас происходит самое важное Таинство, что в это время на службе надо стоять затаив дыхание. Да и мне уже было почти все равно. Среди этого шума и гама я не могла сосредоточиться на словах молитвы. Была скорбь от того,  что я не умею не отвлекаться на посторонние шумы, что не могу полностью погрузиться в молитву, когда меня не отвлекают и стоит тишина.

Служба закончилась. Я ушла из храма так и не поняв, была ли я сегодня на службе. Такое мое посещение храма лишний раз доказывает мне, что я как фарисейка телом нахожусь в храме, а сердце далеко от Господа. Господи, помоги мне полюбить Тебя.

И помоги понять, как правильно вести себя в храме, когда нет в нем идеальных условий для сосредоточенной молитвы, когда мои мысли и окружающие люди отвлекают меня от богослужения. Наверное, мне не хватает в этих случаях смирения, терпения, чтобы отвлечения мои были более краткими, мешающие мне люди не вызывали у меня осуждения, а возвращение к молитве было скорым и безропотным.

Комментирует настоятель миасского храма Богоявления протоиерей Игорь Рысенко:

То, что переживала эта женщина в храме - далеко не единичный случай. А потом - естественные терзания и мысли о своем несовершенстве. Хочу подчеркнуть, что проблема-то не в храме и не в людях в храме. Проблема всегда в нас самих. Нам ведь что-то все время мешает. И поэтому надо всегда начинать с себя. И, прежде всего, спросить себя: что ты ждешь от посещения храма? Ясно ведь, что никогда не будет идеальных условий для молитвы, если молитвы -то как таковой нет. Есть все, что угодно: мысли о том, что все мешают, ходят, разговаривают, не могут догадаться увести плачущего ребенка из храма, просят о чём-то… Если у тебя в душе нет мира и ты готов отвлекаться мгновенно на любой пустяк, теряя при этом покой сердечный, то значит, ты весь поглощен этими пустяками, как бы ждешь уже, что вот-вот что-то случится и тебе помешает. Слова молитвы проходят сквозь твое сознание, не задевая его, не находя отклика в твоей душе. Потому что душа занята другим. Она тщательно следит за всем, что приходит извне, но не для того, чтобы отогнать и не пустить в себя все это, а с готовностью отдается поднимающимся из глубины отрицательным эмоциям: раздражительности, гневу, осуждению. А служба идет себе… И вот уже время уходить из храма, а в душе пусто. Почему? Потому что, зайдя в храм, человек вместе с собой принес то, что всегда живет в его душе. Вихрь мыслей, разнообразные заботы и переживания, часто - неисповеданные грехи, и все это активно продолжает действовать в человеке, не давая сосредоточиться, почувствовать присутствие Божие, ощутить благотворное воздействие благодати. Значит, когда мы идем в храм, то должны, прежде всего, вспомнить, что мы хотели услышать Бога. Получить ответ на свои вопросы, почувствовать действие благодати - умиротворяющее, целительное, укрепляющее. Но как нам услышать голос Божий, если в нашей душе стоит поистине гвалт, нестройный ор раздирающих нас страстей? Буря, громы и молнии! Мы кипим и бурлим!

Вспомним историю с пророком Божиим Илией. Как ему являлся голос Божий? Не в буре, не в шквальном ветре, не в громе и молниях. А в дуновении легкого ветерка, который и льна курящегося не угасит… Здесь Бог. И как нам Его услышать? Самим замолчать. И заставить умолкнуть в себе страстям.

Человек, когда молится, ничего вокруг себя не слышит. И никого не видит. Не всегда это получается. Вижу, что некоторые специально становятся прямо перед стеной в храме. Чтобы никого не видеть и не  отвлекаться. Можно закрывать глаза. Но как закрыть уши? Вот для этого и существует так называемая умная молитва. Когда она совершается в сердце человека. А он при этом может разговаривать с кем-то, выполнять свою работу и т.п. А молитва идет! Научиться такой молитве непросто. Но начать можно именно с того, чтобы уметь сосредоточиться на словах той или иной молитвы. Для этого надо проговаривать их специально медленно, с паузами после каждого слова. Например: “Господи… Иисусе Христе... Сыне Божий… помилуй мя...грешнаго.” Не тараторить молитву, считая, сколько же раз ты ее прочитал, а вникать в ее смысл! И пусть будет меньше молитв в ежедневном правиле, пусть их будет всего несколько. Но зато каждая из них принесет тебе пользу! Даст тебе желаемый результат.

И когда в храме ты стоишь на службе, а кто-то тебе мешает, надо также поступать. Если не получается сосредоточиться на самой службе, начинать молиться своей молитвой, с паузами, входя как-бы в себя при этом. Помните, в молитвослове в самом начале написано: “Когда хочешь помолиться, войди в клеть свою, затвори за собою дверь, постой, подожди, пока все твои чувства не утихнут и не успокоятся. А затем, не спеша, начинай…” Лучше и не скажешь. Особенно, если под той клетью понимать свою душу.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla