Наверх На главную

Поздравляю всех вас, братья и сестры, с праздником воскресного дня, а также с праздником всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господа нашего и Спасителя.

Праздник этот имеет своим основанием три события церковной истории. Прежде всего, это, конечно, непосредственно самое первое Воздвижение Креста Господня, которое произошло в 325 году, когда трудами равноапостольной царицы Елены, матери святого равноапостольного великого Константина, императора византийского, Крест Господень был обретен в Иерусалиме. Она специально предприняла нелегкое по тем временам путешествие, добравшись до Иерусалима, сама уже будучи в довольно преклонном возрасте. Но всё-таки она поставила перед собой задачу найти Крест Господень.

Это было очень непросто. На том месте, где была когда-то Голгофа, к тому времени было воздвигнуто языческое капище, посвященное идолу по имени Венера. И все иудеи тщательно скрывали это место, не хотели о нем рассказывать. Некто Иуда, один из иудеев, тоже в преклонном возрасте человек, как говорит нам священное предание, только под пытками вынужден был указать то место, где был распят Господь и были погребены три креста: Крест Господа нашего и ещё два креста с ним были там погребены, на которых были распяты когда-то два разбойника – один справа, другой слева от Христа. Начались раскопки, языческий храм Венеры был разрушен, и после поисков эти кресты были найдены.

Как говорит нам церковная история, для того, чтобы понять, какой из этих трех крестов истинный Крест Господень, было совершено два чуда Господом нашим: сначала была исцелена больная женщина от прикосновения к этому кресту, а затем был воскрешен умерший юноша. Иуда, который рассказал о том, где погребены были кресты, увидев эти чудеса и уверовав, принял святое крещение и даже стал епископом города Иерусалима с именем Кириак, принял впоследствии мученическую кончину.

Это первое событие. И вот когда был найден Крест, все верующие, услышав о таких неслыханных чудесах, как воскрешение умершего человека от прикосновения ко Кресту и об исцелении больной женщины, сошлись к тому месту. И чтобы всем было хорошо видно Крест Христов, патриарх Иерусалимский Макарий вместе с царицей Еленой поднимали этот Крест на четыре стороны света так высоко на холме, чтобы всем молящимся было хорошо его видно. И весь народ, видя Крест Христов, падал ниц и в умилении восклицал: «Господи, помилуй!»

После этого Крест хранился в Иерусалиме, и через 10 лет на том месте по повелению императора Константина был построен храм Воскресения Христова. И в этом храме в 335 году вторично было совершено Воздвижение Креста Господня, когда он был там водружен. Храм был освящен днем ранее, то есть 13 сентября по старому стилю, а Крест в нём водрузили на следующий день, то есть в сегодняшний день – 14 сентября по старому, 27-го по новому стилю. Водрузили Крест Господень и точно также его подымали на четыре стороны, воздвигали его, чтобы всем было хорошо видно – это второе Воздвижение.

И третье Воздвижение произошло спустя 300 лет. В 614 году персидский шах Хозрой захватил Иерусалим, разрушил его и забрал как реликвию Крест Христов с собой. Крест Господень 14 лет пребывал в плену у персов. И потом уже в 628 году императором Ираклием персы были побеждены и были вынуждены вернуть великую святыню. И вот когда привезли вновь в Иерусалим Крест Господень в обновленный уже, восстановленный храм Воскресения, произошло третье Воздвижение Креста. Поставили его так, чтобы всем хорошо было видно, и все покланялись ему, и так же говорили эти слова: «Господи, помилуй!»

Как говорит нам церковное предание, никто не смел прикасаться к нему руками: прикасались только лишь губами или лбом. Хотя церковные историки пишут, что были такие, кто, прикасаясь губами, пытались зубами отгрызть кусочек святого Креста, чтобы увезти часть его с собой, к себе на родину, так, чтобы и своим сородичам привезти хотя бы маленькую частичку этой величайшей святыни. Впоследствии Крест был разделен на части. Сердцевина его, само перекрестие, оставалось долгое время в Иерусалиме, а остальные части были разделены на мелкие частички и были развезены по всему миру.

Это то, что связано с историей, чтобы понятно было, что значит Воздвижение Креста, которое сегодня вспоминается. Мы, конечно и прежде всего, сам Крест прославляем, на котором Господь наш пролил Свою пречистую кровь, освятил этот Крест и превратил его из орудия самой страшной казни в орудие спасения.

Эта казнь была придумана ещё задолго до Рождества Христова - во втором веке до Рождества. Римляне переняли этот вид убийства, этой казни у диких варварских племен. Но тогда это был крест, который не имел ничего общего с нынешним крестом: это было просто перекрестие из двух бревен или двух досок, или просто даже к деревьям прибивали людей или привязывали их так, чтобы они постепенно от удушья, от потери крови погибали. Снизу под ноги прибивали ещё ступеньку небольшую так, чтобы человек, инстинктивно упираясь ногами, мог с помощью этой ступеньки приподниматься и хоть немножко воздуха вздохнуть, и тем самым только лишь продлевал свои мучения. Известно, что люди погибали на кресте не за несколько часов, а погибали, умирали медленно – до нескольких дней (известны случаи, когда человек умирал 8-9 дней!).

Почему  такой ужас внушало это орудие людям того времени? Потому что они прекрасно знали, что это такое, и что это за страшная мука – смерть на кресте. Но теперь мы с вами не страшимся креста, не пытаемся отвернуться или обойти стороной его, как они, а наоборот – крест нас к себе привлекает, и мы покланяемся ему и прославляем его, потому что теперь это не орудие смерти, не орудие казни, а это теперь оружие в борьбе со злом. Непобедимая, непостижимая сила Божьей благодати освятила крест Христов. Именно о Христовом кресте мы говорим, а не о другом каком-то перекрестии, о том Кресте, на котором Господь Свою кровь пролил.

Вот именно он является теперь этим оружием. Как Церковь его воспевает, что он «ангелов слава и демонов язва», что он «украшение Церкви». И действительно, мы видим с вами, купола наших Церквей, украшены не изображением воскресшего Господа, победителя смерти, или ещё каким бы то ни было символом, а украшены именно крестом, потому что крест - это символ победы добра над злом, символ победы жизни над смертью. Мы и на кладбищах наших видим кресты, потому что крест – символ воскресения, символ бессмертия человеческой души. Ради чего Господь на крест пошел и пролил на нем Свою кровь? Чтобы освободить нас от проклятия за грех, от вечного удела смерти, даровать нам жизнь вечную, вернуть нас в то состояние, в котором были Адам и Ева, чтобы мы могли стать вновь близкими Богу, стать Его детьми и наследовать тот мир, который для нас когда-то и был создан.

Мы теперь носим на груди маленький крестик, но в нем вся сила того Креста, на котором когда-то Господь висел на Голгофе. Вся сила того Креста – не какая-то его часть! Господь разделил Свой Крест на миллионы маленьких крестов и каждому из нас с вами вручил как оружие. И мы должны носить его как оружие. Не как украшение напоказ, или на виду: мы носим его напротив сердца – средоточия нашей души, защищая ее этим оружием. Вспомним, как преподобный Серафим Саровский советовал многим целовать свой нательный крестик и утром, и вечером, после завершения молитвенного правила. И говорил, что были даже случаи исцеления бесноватых от этого простого действия. Не выдерживали демоны такой любви, такого отношения ко кресту, когда человек целует крест. А Кто на кресте? А на кресте Господь наш. Мы Его руки, Его ноги прободенные, ребра Его, которые копье когда-то пронзило, целуем с благоговением, благодаря Его за подвиг любви, которую Он проявил к нам, грешным и недостойным.

Всю свою жизнь христианин с крестом неразрывно. Он, просыпаясь, осеняет себя крестным знамением, и в течение всего дня перед каждым делом крест Господень на себе изображает. Или перед  дорогой, когда садится за руль, в транспорт, или из дома выходит - осеняет свой путь крестом («Господи, благослови мои пути»). И так вот всю жизнь. Ложась спать, вновь осеняет постель свою, комнату на четыре стороны света – всё вместе с крестом. Потому что в кресте заключена благодатная сила Божия. Это наше с вами совершенно необходимое оружие в борьбе со злом.

И ещё одна сторона этого вопроса. О кресте можно говорить и в плане нашего с вами спасения. Когда-то говорил о кресте святитель Иоанн Златоуст, чью память сегодня мы вспоминаем. Именно в день Воздвижения Креста он отошел ко Господу, будучи в изгнании. Замечательный проповедник, видный богослов, великий учитель Церкви, патриарх Константинопольский в изгнании, в бесславии закончил свою жизнь, от голода и холода погибая, но последние слова, которые он сказал в своей жизни: «Слава Богу за всё». Именно за всё! Не только за хорошее и приятное, что может произойти и тогда мы Господа прославляем. А сказать именно так, как сказал он, это и есть несение своего креста по-настоящему.

Несение безропотное своего креста с пониманием, что всё происходит по воле Божьей, всё содействует нашему спасению. Так вот, святитель Иоанн Златоуст говорил, что невозможно достичь Царствия Небесного, как только через крест. То есть крест представляется для христианина как некая лестница от земли к небу, мост между этим миром и миром горним. Крест можно представить себе в виде ключа, которым мы открываем дверь в Царство Небесное, и у каждого из нас свой ключ, и для каждого из нас своя дверь в Царство Небесное. И не будет у нас этого креста, не донесем мы его – нечем будет открыть эти двери, не откроются они для нас. Сбросим свой крест или будем лукавить, не захотим его нести, наш ждёт именно такой печальный финал.

Поэтому надо за тот крест, который Господь нам дал, покрепче держаться, потому что это оружие нашего спасения. С ним только, держась за него, мы достигнем обителей небесных. И Господь нас этому учит и говорит: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23). Так вот сказано просто, ничего лишнего. «Отвергнись себя», то есть забудь такие слова, как «хочу» или «не хочу» – дал Господь крест, значит, Ему виднее, почему именно такой крест у тебя. У каждого он свой. У тебя такой! Значит, надо взять его и покрепче за него держаться, чтобы не уронить. Не упадешь под его тяжестью: Господь рядом – поддержит. Но только так, только таким путем достигнем обителей Царства Небесного!

Аминь!

Всех вас с праздником поздравляю! Всех поздравляю с причастием и благодарю за молитвы!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla