Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Христос воскресе!

«Се здрав еси: к тому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин.5:14), - слышали мы с вами сегодня, братья и сестры, слова Господа нашего и Спасителя, обращенные к уже исцеленному им расслабленному человеку.

Поразительное чудо совершил Господь над человеком, который тридцать восемь лет лежал в расслаблении, то есть был парализованным. И многие годы его приносили к Овчей купели, к той купели, которая находилась в непосредственной близости от Иерусалимского храма. Называлась она Овчей, потому что в этой купели омывали жертвенных животных, приводимых на заклание в храм. Чаще всего это, кончено, были овцы, поэтому купель именовалась Овчей. Пять крытых ходов – галерей приводило к ней так, чтоб можно было большому количеству людей приходить и выходить одновременно. Множество больных  лежало около этой купели, различного рода недугами страждущих людей: хромых, и слепых, и сухих, то есть парализованных.

И все ожидали чуда. Время от времени  сходил ангел Божий в эту  купель и возмущал в ней воду так, что она начинала как бы кипеть, бурлить. И вот в эту бурлящую воду кто первый входил из болящих людей, тот получал исцеление от своей болезни. Все ждали этого движения воды, и как только начиналось оно, старались как можно быстрее опуститься в купель. И вот мы слышим, что этот человек расслабленный, тридцать восемь лет ждал! Можно уже здесь остановиться и поразмышлять над этим фактом.

Тридцать восемь лет ожидания чуда. О чем нам говорит этот факт, как он характеризует этого человека? Мы видим, что в дальнейшем разговоре со Христом он не проявил ни тени раздражения, или обиды, или разочарования от того, что не удается первому войти в эту купель, кто-то все время его опережает. «Не имею человека, - говорит он в беседе Христу, - который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (Ин.5:7). А кто будет заботиться о нем, когда каждый заботится в этот момент о себе? Ведь если ты первый не спустишься в воду, нужно потом будет ждать следующего раза. И, конечно, его надежды были тщетными. Но мы видим, что при всём этом абсолютно спокойное состояние сердца. В нашем с вами мире, в нашей жизни кто-то не может тридцать восемь минут подождать просимого от Бога, потому что хочет, чтобы это немедленно исполнилось. Это часто похоже на капризы маленького ребёнка, который топая ножкой, хмуря бровки, требует от родителей какую-нибудь игрушку или сладость, и прямо сейчас. А евангельский расслабленный нас учит, как мы должны Бога просить, и как мы должны ждать. Господь дает не то, что мы хотим, а то, что нам полезно, прежде всего. И тогда нам это дает, когда нам это максимально полезно, когда сложатся все благоприятные обстоятельства нашей жизни. И именно в этой самой точке схождения всех обстоятельств и происходит то или иное чудесное событие.

Тридцать восемь лет ожидания. Добродетель эта - умение ждать исполнения своей просьбы, умение принять все случившееся с тобой без ропота и отчаяния, как из рук Божиих, способность сделать для себя правильные выводы - именуется смиренномудрием. И ей обладал этот расслабленный человек, смиренно ожидавший чуда исцеления так долго.

Мы можем сделать вывод из евангельского повествования, что это был грешник в прошлом. Почему можем такой вывод сделать? Потому что Господь, когда исцелил его, сказал слова, с которых я начал сегодняшнюю проповедь: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). То есть предупредил его Господь. Избавил его от болезни, но сразу же строго сказал «смотри, больше не греши, иначе случится с тобой что-то более тяжелое».

Тридцать восемь лет ожидания. Человек этот бывший грешник, а кто из нас без греха? Но вот, видимо, были какие-то особые грехи, за которые последовало такое вразумление, и Господь лишил его возможности двигаться. Больной этот, вместо того, чтобы возроптать на Бога, сказать: «Что Ты со мной сделал? За что Ты меня так наказал? Я двигаться не могу, пошевелиться даже не могу!» - человек этот приходит в состояние смиренномудрия. Он принимает это Божие вразумление, наказание. Слово «наказание» от слова «наказ», урок. Наказание Божие принимает этот человек, смиряется, осознает свое греховное состояние и за это получает исцеление. Для этого понадобилось тридцать восемь лет. Чтобы прийти в это состояние полного смирения, принятия ситуации, в которой он оказался. И мы видим с вами: Христос подходит только к нему одному. А сколько там у этой Овчей купели лежало больных? Сотни. А подошел Господь к одному, и чудо случилось с ним одним. Все остальные ждали, но они ждали другого, видимо: они ждали того момента, как я уже говорил, чтобы именно первому вскочить в эту воду. Они не думали о том, чтобы кому-то помочь, дать шанс тому, кто двигаться не может. Нет, каждый думал о себе. И у каждого в сердце, скорее всего, было вот это вот капризное желание немедленно, сейчас получить ожидаемое исцеление. У кого-то не было ещё осознания всей тяжести ситуации, кто-то ещё не смирился, кто-то не принял произошедшее с ним именно как вразумление от Господа и т.д. У каждого какие-то свои причины. И поэтому проходит время, кто-то успел в купель эту опуститься и получил ожидаемое, а кто-то ещё будет ждать, и так это может длиться годы и десятилетия.

Смиренномудрие – вот чему нас учит сегодняшнее Евангелие. Добродетель, являющаяся одной из главных в христианстве. Мы видим, Господь его спрашивает: хочешь ли быть здоров? – «хощеши ли цел быти?» (Ин.5:6) Что это за вопрос? Кто может ответить «не хочу»? Конечно, этот человек хочет. Но Господь спрашивает его не для того, чтобы услышать «да» или «нет», Он знает, что ответит этот человек, но Он хочет от него это услышать. Ведь сказать тоже можно по-разному. Но человек этот как-раз-таки не восклицает, как можно было бы предположить, «да! конечно! немедленно, сейчас хочу выздороветь!» А человек этот объясняет Христу, не зная даже, с Кем он говорит, причину своих неудач: «не имею человека, который опустил бы меня в купальню». Он даже в полной мере-то вопроса не понял. Если бы он знал, Кто перед ним стоит, и что он может мгновенно получить ожидаемое исцеление!.. Но он просто отвечает Ему как человеку, который мимо проходит: как бы, хочу, конечно, но вот не получается, «не имею человека».

Здесь отсылка такая нам с вами в двадцать первый век. «Не имею человека». Сколько вокруг нас находится людей, которые пребывают в расслаблении, в духовном расслаблении, которые не знают Бога, которые не живут по-христиански по заповедям, которых мог бы Господь исцелить от этого расслабления, мог бы их спасти! Но они не имеют человека, который бы опустил их в купель крещения. То есть не имеют рядом того, кто мог бы рассказать о Боге, кто мог бы заинтересовать их, помочь им прийти в храм, и, действительно, помочь им опуститься в эту купель, которая подает не только исцеление от духовного расслабления, которая подает спасительные, живительные токи для обладания вечной жизнью. Это как бы немой укор, когда он говорит «нет человека». Это он просто как факт произносит, что нет человека, который бы ему помог. Но это звучит как укор всем, кто был рядом. Так и до нас с вами через все века этот укор доходит.

Нужно подумать, оглянуться вокруг себя, посмотреть, не в нашу ли сторону этот укор, не нам ли лично? Что могли бы что-то сделать, но не сделали, сказать что-то, но не сказали. Образом жизни христианской могли бы как-то повлиять на человека, показать ему пример, но не сделали. Ведут себя в миру многие, как язычники. В церкви все благообразны, а когда некоторые приходят домой или на работу, зачастую забывают, как они должны себя вести в той или иной ситуации. Отвечают грубостью на грубость, хамством на хамство, раздражаются, осуждают, гневаются, сквернословят. Потом, конечно, может быть, и спохватываются, но дело-то сделано. А люди, далекие от Церкви видят это всё, и в лицо, конечно, не скажут, но подумают: какой тогда смысл ходить в церковь, если вот он ходит в церковь, а что толку? Такой же, как я. Чем он лучше? Какой тогда смысл? И крыть тут нечем…

Есть ещё одна мысль в этом евангельском отрывке. Когда Христос спросил этого расслабленного человека «хочет ли он быть здоровым?» и тот объяснил Ему причину того, почему он так долго лежит у этой купели, Господь уже просто, без всяких условностей говорит ему как власть имеющий: «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин.5:8). Всё, уже не нужны никакая купель, никакой ангел не нужен, который воду возмущает, ничего: одно только слово Творца и мгновенно этот человек встает, хотя он до этого тридцать восемь лет лежал парализованный. Мы с вами понимаем, что это значит: там уже мышц никаких нет, всё уже атрофировано давно, он и пошевелиться уже не может просто физически. А здесь он становится абсолютно здоровым, как будто он только прилег на этот одр минуту назад. Он встает, берет свои носилки и идет с ними, но идет не домой, а идет, как мы слышим с вами, в храм, чтобы Бога поблагодарить, так и не зная до сих пор, от Кого он получил исцеление.

И говорят ему фарисеи, служащие храма: «сегодня суббота; не должно тебе брать постели» (Ин.5:10). Суббота была днём покоя: нельзя работать, ничего носить – такие у них были правила. Суббота день покоя – ничего делать нельзя. А больной этот говорит: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин.5:11). А Кто его исцелил, он не знал. А Господь смешался с толпой в храме и наблюдал внимательно за этим человеком, что он будет делать. И уже в храме Он второй раз подходит к этому человеку, Лицом к лицу, и говорит: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). И человек этот понял, Кто перед ним, и возвращаясь к фарисеям: «…объявил…, что исцеливший его есть Иисус» (Ин.5:15). Объявил во всеуслышание об этом новом, сотворенном Господом, чуде.

Вот поведение человека после полученного исцеления: он идет сразу к Богу, идет в храм, чтобы поблагодарить Бога за полученное исцеление, которого он так долго ждал. И мы видим здесь, что Господь, вроде бы, с одной стороны, нарушает Закон субботы – в субботу ничего такого не должно делать. Но Господь многократно говорил, что не человек для субботы, а суббота для человека. Дела милосердия, дела любви, добрые дела они никакому закону не подлежат. Это и у апостола Павла в его посланиях мы неоднократно видим. Нет ничего выше любви. Вот и для нас должно быть так: не должно быть какого-то расписания для совершения добрых дел. Не должно быть такого, что сегодня я буду одно, завтра другое делать. Увидели, что нужно что-то сделать, требуется человеку помощь, нужно бросить свои дела, как бы занят не был, как бы ты не считал свои дела самыми важными. Ты видишь, что человек нуждается в помощи в эту минуту – он не случайно на твоем жизненном пути оказался, именно у тебя, на твоем жизненном пути. Ты мог мимо пройти, или по соседней улице проехать. Но вот получилось так. Значит, для чего это случилось? Чтобы ты сделал выбор, вмешался, проявил свою добродетель, проявил свою любовь.

Будем, братья и сестры, учиться этому. Евангелие для нас с вами – это книга жизни. В каждой строчке, в каждом предложении мы можем для себя найти урок, вразумление, совет или ответ на наши вопросы. И в этом отрывке евангельском очень много насущных, злободневных тем и вопросов. Не все мы сегодня разобрали, но вот поразмышлять уже есть над чем. Давайте, уходя сейчас домой, думать над этим, вспоминать об этом человеке, который ждал тридцать восемь лет и правильно себя повел в самый главный момент своей жизни, когда подошел к нему Господь: он ответил со смирением и потом всё правильно сделал, когда получил просимое исцеление. Смиренномудрие – то, чего многим не хватает в жизни, умение понимать, почему и что происходит в твоей жизни, умение принимать это без ропота, без сожаления, без недовольства, терпеливо ждать. Нас то, нашего покаяния и исправления Бог точно ждал дольше.

Как святые отцы говорят, Бог всегда всё подает вовремя, только мы не умеем ждать.

Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla