Главная
17 февраля в Миассе, в поселке Строителей, в Доме народного творчества открылась выставка талантливых художниц, объединенных в творческий союз. Они представили публике свои необычные творения. Работы интересны не только сюжетом и стилистикой исполнения, но и самой техникой.
Тем не менее, история этого художественного промысла свое начало берет в глубокой древности.
Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
На ткань — шелк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения четких границ, на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии. В Европе — с XX века.
Википедия
Речь идет о батике, ручной росписи ткани. Именно в этом виде искусства с особой силой проявляется характер мастера, его эмоции, мечты, воспоминания и опыт. Здесь нужно не только чутье, вдохновение, средоточие, но и способность отвлечься от повседневных хлопот, абстрагироваться от назойливой сухости важных дел.
За окнами выставочного зала смеркалось, редкий и уже несколько весенний снег белыми «мошками» бесшумно устилал улицы города. А в самом помещении, наоборот, становилось все светлее. Теплый, желтоватый свет ламп разлился в воздухе, наполняя зал уютом. Гости, неспешно расхаживая и внимательно всматриваясь в каждую работу, ждали знакомства с мастерицами, что подарили зрителю не просто кусочки раскрашенной ткани, а тонкие, концептуальные работы, ни чем не уступающие по уровню исполнения масляной живописи.
Перед началом официальной части Ирина Тамплон, организатор выставки, представила нам и нескольким первым гостям Марину Анатольевну Халиманович, женщину с приятной улыбкой, добрым, приветливым взглядом. Она оказалась руководителем творческой группы.
Марина Анатольевна живет в нашем городе, и около 15 лет творит свои замечательные произведения в этом непростом жанре изобразительного искусства. С 2010 года занимается валянием из шерсти. Ежегодно участвует во всероссийском Бажовском фестивале. Неоднократно принимала участие в областных выставках в Челябинском краеведческом музее и музее искусств. Она и ее ученики выставляли свои работы в городах области Миассе, Чебаркуле, Златоусте, Кыштыме, Южноуральске. Мастерица проводит курсы и консультирует по батику.
Рядом с руководителем стоят ее подруги. Галина Деревнина – также представившая здесь свои работы и мечтающая организовать детский театр. Светлана, когда-то пройдя курсы у Марины Анатольевны, уже десять лет совершенствуется в мастерстве батика.
Наставник творческой группы делится своими мыслями об этой экспозиции:
- Зима была серой, темной, как и обычно для наших краев. Мало солнца, тепла, мало ярких красок. Так не хватает позитивных эмоций!
На вопрос, почему именно батик, Марина поведала о том, как приехала в город много лет назад:
- Сначала определила дочь на курсы по батику, но она отказалась, я в итоге стала ходить сама. Так как в городе была настоящая проблема с работой, использовала эту возможность, чтобы зарабатывать в отсутствии возможности трудоустроиться. Это очень поддержало. С 2003 года, набрав группу учениц, вела длительно обучение, с удовольствием делясь своим опытом. Потом ученицы уходили в «свободное плавание», но всегда возвращались ко мне. Мы все сдружились. Стали близки. Чем бы мы ни занимались, наши пути всегда пересекаются.
В нашей группе все женщины - не профессиональные художницы. Это, скорее, порыв души, вдохновение, желание найти себя в этом увлекательном творчестве.
Руководитель группы рассказала про подруг, про их увлечения, про то, как они нашли себя в этом виде искусства.
- Сейчас Маргарита, наверное, самая старшая в группе из тех, кто сейчас здесь, и кто проходил курсы у меня, она окончила их в 2006 году. Ирина сама уже обучает батику и совмещает это с воспитание детей в детском доме.
Рассказывая про Алису Серову, наставник обращает внимание на яркую, «африканскую» работу.
- Начинала Алиса с неярких, темных красок, но со временем работы становились все светлее, краски все свежее, ярче, сочетания – контрастнее. Алиса готовит работы в основном на продажу.Для нее это теперь и способ пополнить семейный бюджет.
Светлана Борисовна не только создает великолепные картины, но также возглавляет народный музыкальный коллектив «Оберег». У нее много внуков, она любит детей.
После беседы с руководителем ведущая и организатор выставки Ирина собирает всех гостей для вступительного слова. Она благодарит всех за то, что, оставив свои дела и заботы, гости пришли сюда, чтобы приобщиться к прекрасному. Ирина рассказала о том, что в нашей повседневной жизни слишком мало ярких красок: серая, унылая погода, серые улицы, серые коробки домов…
- Мы решили организовать эту выставку, чтобы поделиться с вами яркими, позитивными эмоциями. Батик - древняя техника, возникшая в юго-восточной Азии. Тогда, да и сейчас не многие могли позволить себе шить одежду, расписанную в этой технике. Это дорогой ручной труд.
Горячий батик
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают ее распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Холодный батик
Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый) и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлиненным носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью.
Википедия
После вступительного слова гостям представили 10- минутный фильм, в котором мастер по батику создает картину на ткани, мазок за мазком появляется образ красочной рыбы.
Представив мастериц посетителям выставки, Ирина стала спрашивать об этой технике, ее особенности. Так, например, выяснилось: чтобы изготовить одну работу средней сложности, имея опыт, можно управиться за день.
Каждая из участниц творческой группы немного рассказала о себе и своем творческом опыте, особенностях изготовления работ.
Галина Деревнина представила работы: «Царевна-лягушка» и «По мотивам Пикассо». Светлана выставила на обозрение работу с яркими цветами. Ирина Коннова пишет реалистично, и ее работы напоминают то живопись, то акварель. Что особенно выражено в работах «Тургояк и снегопад», «Рассвет». Работы с философской задумкой - у Алисы Серовой.
У каждого мастера свое лицо, свое видение мира. Все картины разные и по стилю, и по цветовой гамме. Так как у художниц нет академической подготовки, это даже позволяет более непосредственно и нестандартно выразить художественную идею.
Галина рассказала гостям о своем художественном видении и творческом кружке:
- Меня притягивает наша русская красота. Русь-матушку можно определить как Царевну. Все больше в моих работах стали появляться детские мотивы.
Мы - не просто кружок творческих людей, а гораздо больше. Мы помогаем друг другу, поддерживаем и даже плачем вместе.
Ирина рассказала о том, что в кружок по батику ходили мальчишки. Рассказала о том, что вначале это были мрачные работы:
- Были в работах мальчишек и клыки, и когти, и даже кровь… Но постепенно, темные сюжеты сменялись жизнеутверждающими идеями, светлыми тонами. Происходила очевидная трансформация. Работы становились добрее.
Из зала прозвучал вопрос:
- Но что нужно, чтобы начать творить, не имея опыта?
- Для того чтобы начать, - поведала Ирина, - нужно просто вооружиться тканью, специальными красками, это отличный досуг для женщины. Возможность уйти от надоевшего быта, возможность отдохнуть душой. Это еще и гармонизация – в дом приходишь отдохнувшей и чуточку добрее!
Одна из посетительниц задала вопрос об обучении, сколько это занимает времени, и нужен ли какой-нибудь начальный опыт. Марина Анатольевна ответила, что полный курс занимает 20 занятий.
- У меня была экспериментальная группа, в ней я старалась полностью передать свои навыки. Остались не все, но кто остался, овладел этим мастерством.
В завершении организатор и ведущая Ирина представила музыкальный коллектив «Оберег». Он исполнил русские народные танцы и песни. Выступление получилось веселым, энергичным, добрым.
После завершения официальной части, когда у зрителей сформировалось общее впечатление об этом вечере. Здесь, в этом выставочном зале чувствовалось что-то большее, чем просто очередная выставка художника. Можно было ощутить, что изобразительное искусство может подарить частичку добра и может говорить на языке любви и счастья.
***
Так в Доме народного творчества открылась выставка, которая завершится в праздничный день 8 марта. Это не только «подарок» женщинам города, но и всем жителям вообще. Ведь это искусство, родившееся в далекие времена в юго-восточной Азии, но посеянное в русской земле, дало всходы в синтезе русской культуры, азиатской декоративности и индивидуального мироощущения замечательных художниц.
Фоторепортаж автора
- Подробности
- Автор: Владимир Закатов
- Категория: Жизнь храма
- Просмотров: 10626