Наверх На главную

О великом грехе осуждения других людей написано много. И все равно, учитывая важность этой темы, хочется добавить еще…

Обсуждая проступки людей без их присутствия, осуждая за грехи отсутствующего, мы совершаем что-то похожее на подглядывание в замочную скважину, что-то изначально трусливое и предательское. Делая чужие грехи достоянием многих, мы, унижая за глаза осуждаемого, прямо или косвенно способствуем  созданию у слушателей менее критического отношения к собственным грехопадениям.

С точки зрения психологии это вполне понятно. Слушая осуждающие речи про других, иные допускают успокаивающие мысли, вроде того: «а я уж не так плох по сравнению с этим осуждаемым человеком», «по сравнению с грехами этого уважаемого человека мои грешки - пустяки». Кто-то идет дальше: «весь мир погряз в сплошном греховном делании, а потому стыдиться своих плохих черт и поступков, которые, похоже, стали нормой современной жизни, глупо. Другие, да еще какие, грешат еще больше…».

Так, состязаясь в обсуждении и осуждении других людей, как правило, отсутствующих в компании сплетников, люди пытаются возвыситься, принижая достоинство и авторитет других. При этом одновременно, сознательно или неосознанно, они понижают общую планку нравственной жизни, топчут и размывают то, что общество называет духовными ценностями.

Совсем другое  дело - обличение человека в его плохих поступках и недостойном поведении открыто, в глаза. А это часто бывает необходимо, когда человек не осознает своего безнравственного поведения, не чувствует себя виноватым, не стыдится своих аморальных поступков, не хочет раскаиваться в них и исправляться. Насколько легко и приятно ругать и смаковать грехи других людей, настолько же трудно обличать грешника напрямик, глядя ему в глаза. Тем более, если знаешь, что твое обличение его неправедных дел вызовет у критикуемого острую негативную реакцию, обиду и злость. Но если критика будет мягкой, благожелательной, то человек, возможно, рано или поздно, хоть частично осознает греховность своих поступков, раскается в них, будет совершать эти деяния реже, а, может, совсем прекратит грешить подобным образом.

Но для таких смелых обличений необходимы немалое мужество и - главное - искренняя жалость к погибающей душе, привыкшей к постыдной жизни. На такие обличения способны немногие. Большинство в таких случаях оправдывает свое трусливое поведение словами: «не судите, да не судимы будете», «все мы грешны». Но сразу забывают об этих постулатах, когда начинают ругать и осуждать человека за глаза, в его отсутствие, побаиваясь лишь, как бы он не прознал про это.

Думается, трусливый отказ от продуманных попыток раскрыть человеку глаза на свои прегрешения, на грязь, которой он все больше марает свою честь, совесть и душу - это еще больший грех, чем сладострастно «обсасывать» его грехопадения и втайне радоваться гибели души, попавшие в прочные сети порочных страстей. Поскольку истинные христиане, любящие ближних (тех, кто больше всего нуждается в их помощи), видя, как человек все больше погружается в зловонную трясину (которую считает за мягкую перину, за успех, удачу, достоинство, счастье), должны хотя бы попытаться убедить его, что он живет недостойно, что ему нужно остановить свое падение, начать постепенно духовно возрождаться. А оно начинается с осознания своих греховных помыслов и поступков, появления стыда за них, желания исправить хотя бы часть своих безнравственных деяний.

Юрий Петров, доктор

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla