Наверх На главную

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому и была его келейной иконой. На иконах «Умиление» (в греческой традиции - "Елеуса") Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс. Она держит младенца Спасителя на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну. Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных: на ней Божия Матерь изображена одна. Ее руки крестообразно сложены на груди, а весь облик передает состояние радостного смирения перед благовествуемой Ей архангелом Гавриилом тайны рождения Спасителя мира.
Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл эту икону – «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима Саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители.
Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз. Над головой Её на иконе обычно делается надпись - слова из акафиста: "Радуйся, Невесто Неневестная!"
История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века. В Дивеевской обители для иконы был специально отстроен придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.
В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.
Образ, находящийся в нашем храме, был вышит в 2016 году в золотошвейной мастерской под руководством Натальи Мухаметовой. Кропотливая работа над ним велась в течение пяти лет, так как несколько раз всю работу, по разным причинам, приходилось начинать сначала. Икона украшена жемчужными бусинами и самоцветными камнями, переливающимися светом, сверкающими при попадании на них солнечных лучей. Вышитые иконы пришли к нам из Византии ещё во времена принятия христианства на Руси, и использовались в основном как походные иконы, но повсеместное распространение они получили в 15 веке, а в 17 веке вышивка икон становится царским занятием: вышивали иконы Ирина Годунова и Анастасия Романова. На Урале вышивкой икон в 17 веке занимаются в артели купцов Строгановых. Наша золотошвейная мастерская продолжает эту древнюю традицию.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской:

К Богоpо́дице с умиле́нием пpипаде́м,/ вси, гpехми́ обpемене́ннии,/ чудотво́pную Ея́ ико́ну Умиле́ния облобыза́юще/ и вопию́ще со слеза́ми:/ Влады́чице, пpиими́ моле́ние недосто́йных pаб Твои́х/ и пода́ждь нам, пpося́щим,// ве́лию Твою́ ми́лость.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla