Наверх На главную

На острове Веры периодически водружали поклонный крест, который вандалы рушили. К этому кресту приезжали миасские старообрядцы, проводили здесь молебны. Теперь это место переполнено неорганизованными туристами

После раскола в XVII веке Русской православной церкви немало ревнителей старой веры, преследуемых властями, устремилось на окраины государства, на Урал и в Сибирь. Они обживали малонаселенные земли, открывали и развивали промыслы, составляли костяк строителей заводов и рудников. Но и здесь их вероисповеданию чинились преграды, а потому староверам приходилось вести преимущественно замкнутый образ жизни, напрягать волю и душевные силы, чтобы выжить и не изменить своим убеждениям в обстановке незаслуженных гонений.

Наиболее ревностные последователи дореформенного православия уходили в леса, вели отшельническую жизнь в потаенных скитах и монастырях, которых немало было и на Южном Урале. Одним из светильников древнего благочестия в отрогах Уральских гор был остров святой Веры, где, по преданию, с конца XVII века - времени первых гонений на старообрядцев - существовал отшельнический скит.

В номерах 2 и 4 журнала «Церковь» за 1908 год можно было прочитать очерк «Остров отшельников». Журнал этот был учрежден Митрополией Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви и после многолетнего перерыва вновь выходит в первопрестольной.

В очерке приведены любопытнейшие свидетельства того, что на острове Веры на озере Тургояк не одно десятилетие существовал старообрядческий скит. Автор архитектор Н. Филянский со своим товарищем в течение трех дней обследовали густо заросший деревьями и кустарником остров, заинтересовавшись легендами о нем и ежегодным паломничеством сюда в середине мая старообрядцев со всего Приуралья.
Вступив на остров с восточной стороны, Филянский и его спутник сразу же натолкнулись на груду камней, покрытую плитой. За ней стоял обугленный крест, на котором болтались слабо закрепленные верхняя и нижняя перекладины. На средней висели два высохших венка. Знатоки старины поняли, что перед ними сооруженный скитниками престол. Обнаруженные по бокам столики служили аналоями. Над крестом между двумя сросшимися елями была прибита дощечка для иконы. Вся площадка, усыпанная песком, была обнесена рядом камней. Будучи местом всеобщей молитвы пустынножителей, она служила еще и кладбищем усопших старцев.

Поднимаясь каменистой тропинкой, почти скрытой низко нависшими ветками, исследователи обнаружили пещеру с узким лазом. Заночевав в ней, на следующий день продолжили осмотр острова. Преодолевая густые заросли, нашли еще несколько пещер, как сохранивших свой первоначальный вид, так и полуразрушенных. В одних, по их предположению, отшельники жили, в других трапезничали, готовили пищу, хранили продукты.

 Вход в пещеры в целях их сохранения закрыт для многочисленных посетителей острова Веры

Вход в пещеры в целях их сохранения закрыт для многочисленных посетителей острова Веры

 

Вот описание одной: «Помещение состояло из двух половин. Первое занимало площадь около квадратной сажени, второе - втрое больше. Высота пещеры от 2,5 до 3 аршин. В переходе из первого во второй помещался небольшой закоулок, вроде кладовой с маленьким окошком к северной стороне, а за порогом, в левом углу второго отделения, - квадратное возвышение с выходом наружу, служившее, по-видимому, очагом. Во второй, почти прямоугольной половине был свой выход, выводивший рядом ступеней наружу на восток. Стены помещения были выложены из тех же грубо отесанных плит плотного серого камня, со следами смазки и известковой побелки.

Два окна, выходившие на южную сторону пещеры, были расположены под самым потолком и, освещая огромные плиты перекрытия, делали мрачным и тяжелым нависший потолок. Некоторые из этих плит, имевших в поперечнике более двух аршин длины, не могли весить менее двухсот пудов. Одна из таких плит поддерживалась каменным столбом, поставленным специально, по-видимому, для нее.

Несколько ступеней, по которым можно выбраться наружу только согнувшись, вывели нас на восточную сторону пещеры. И здесь мы заметили правильное четырехугольное каре из полуразрушенных стен, непосредственно примыкавших к стенам пещеры. Судя по тому, что пол его был расположен значительно выше, почти на уровне потолка главного помещения, можно предположить, что это каре покрыто было деревянной кровлей... Судя по месту и форме очага, сравнительной обширности помещения и отдельной постройке, примыкавшей непосредственно к выходу, можно думать, что оно служило общей трапезной отшельников».

Но самое удивительное открытие ожидало путешественников дальше. Углубившись в чащу, они наткнулись на развалины небольшого храма. Оценивая его площадь, пришли к выводу, что главное помещение могло вместить до 40 человек.
«Осматривая алтарную часть,- пишет архитектор, - я приподнял густой покров мха, ниспадавшего с верхней части стены, и увидел под ним лежавший во всю длину совершенно обугленный кусок бревна. Внимательно осмотрев его, я заметил ряд зарубок, указывавших на его назначение: оно служило мауэрлатом. Очевидно, этот храм имел правильное перекрытие, подобное перекрытию старинных деревянных церквей, изредка попадающихся в этой глуши уральских лесов. Какой высокой строгостью должно было веять от этой часовни, нарочито скрытой от глаз мирских в глубине острова, в зарослях вековых елей среди угрюмых пещер, приютившейся у подножия девственных скал, меж диких неизведанных лесов?..»

Записки и рисунки архитектора, воспроизводящие увиденное, имеют огромную ценность как для краеведов, могущих отыскать сегодня на острове лишь две-три полуразрушенные пещеры, так и для историков и летописцев старообрядчества, одним из центров которого на Урале, по разным свидетельствам, был Миасс. Предположения и догадки архитектора воссоздают картину подвижнической жизни отшельников, отраженной в легендах и преданиях местных старожилов. Старообрядческих скитов на Руси было немало, но описания их в немногочисленной литературе о церковном расколе встретишь редко. Тем и ценна находка миасских старообрядцев (имеется в виду старый журнал), что она приоткрывает малоизученные страницы духовного подвига людей, уходивших от мира для сохранения истинной, по их представлениям, русской православной веры.

«Кого и когда впервые приютил этот угрюмый свод, чей пламень умеряли холодные серые камни, чьи колени резали жесткие выступы половых плит?..» - вопрошает автор очерка, описывая одну из пещер. Ответа нет до сих пор. Но, может быть, эта находка и удивительные легенды об острове святой Веры подвигнут краеведов, ученых на дальнейшие поиски во имя сохранения нетленных духовных ценностей.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla