Наверх На главную

В следующем году исполнится 200 лет Златоустовской оружейной фабрике. Ее возникновение и развитие неотделимы от истории края, роста его промышленного потенциала и значения в экономической и политической жизни России. Миасс и Златоуст, входившие в один горный округ, имели тесные экономические связи.

Строить в Златоусте первую в России государственную оружейную фабрику начали вскоре после перевода градообразующего завода в казенное ведомство. 16 декабря 1815 года она официально отрылась в его составе. Для становления фабрики из-за границы, в основном из немецкого города Золингена, стали приезжать в Златоуст мастера-оружейники, с которыми российское правительство заключило контракты. Используя опыт и знания европейских оружейников, фабрика начала выпускать завидного качества сабли, шашки, палаши, кинжалы, кортики для армии и флота. Причем немецкие мастера обучали местных юношей художественному украшению оружия. Сами они владели техникой, которая основывалась на использовании стальной иглы. Ею на покрытом лаком лезвии выцарапывались контуры орнаментов и рисунков, наносимых на клинок фрагментарно. Затем рисунок закреплялся методом травления. Русские подмастерья быстро впитали азы нового для России искусства и начали совершенствовать его.

 Легендарный мастер Иван Бушуев наряду с иглой стал использовать кисть. В украшении клинков он дошел до сложных сюжетных изображений, в том числе батальных сцен. Они поражали высоким художеством и патриотическим содержанием. Бушуев украсил множество клинков, некоторые из них сохранились и находятся в лучших музеях мира. Он же - автор знаменитого крылатого конька, ставшего символом Златоуста. Удивительный мастер, с легкой руки писателя Павла Бажова, получил красивое прозвище Иванко-Крылатко.

И другие златоустовские художники-граверы, обучавшиеся у немцев, шагнули дальше своих учителей. Вместо разрозненных рисунков они стали создавать законченные композиции, удивлявшие чистотой и точностью линий, рельефностью тщательно прорисованных изображений, активно применяли синение и воронение, а не только золочение через огонь, в котором преуспели немецкие оружейники.  Отдавая дань господствовавшему тогда художественному стилю - классицизму, они настойчиво шли к реализму, привнося в изображения сцены и дух народной жизни, рабочей среды, красоту уральского пейзажа. Так возникла и развивалась своеобразная школа златоустовской гравюры на стали.

Одно из дошедших до нас величественных произведений искусства златоустовских оружейников XIXвека - рыцарские доспехи, выполненные для будущего наследника российского престола Александра II.  Сегодня они под названием «Древнее вооружение» признаны памятником науки и техники. В 2013 году этим уникальным доспехам исполнилось 180 лет.

История их создания на Златоустовской оружейной фабрике относится ко времени правления императора Николая I. В качестве подарков царские особы всегда получали от златоустовских мастеров лучшие образцы украшенного холодного оружия. Для Александра Николаевича был выполнен полный комплект рыцарского обмундирования, но в миниатюре. На тот момент цесаревичу исполнилось 12 лет.

«Древнее вооружение» включало шлем с забралом, нагрудные и наспинные латы, поручи, поножи, щит, меч и копье. Что касается техники, были применены все известные в то время виды обработки металла: литье с позолотой, синение с травлением, чеканка, резьба, огранка и просечка. И спустя почти два столетия замки в доспехах остаются функциональными. Это была не просто игрушка, а движущаяся модель.

Самым уникальным оказалось художественное оформление. Автор изображений – Иван Бушуев. Символика «древнего вооружения» имеет глубокий смысл, в ней смешаны два стиля - античный римский и средневековый рыцарский. И это не ошибка автора. На шлеме, стилизованном под греческий,  - барельефный двуглавый орел, символизирующий самодержавие. Он несет щит с вензелем цесаревича. Орел держит лапы на дубовых ветвях – символ будущих побед. Шлем украшает скульптурный сфинкс – знак благородства. Под ним с боков шлема два барельефных крылатых коня,  поднимающих воинский дух. Они же - личное клеймо Ивана Бушуева. Правда, это уже не легкие летящие кони, а мощные и вздыбленные, готовые к бою. Все украшения шлема отлиты из бронзы и позолочены.

Плечи, наподобие эполет, покрывают чеканные, бронзовые с позолотой маски льва, который символизирует крепость и мужество. Нагрудные латы украшает голова мифической медузы Горгоны - своеобразный оберег, знак неуязвимости. Есть шестиконечная звезда Давида, которая указывает на Божественное происхождение мира и царской власти, и пятиконечная звезда, которая во все времена была символом воинской славы. Словом, все под стать будущему императору. Задумку и эскизы Ивана Бушаева воплощали в металле кузнецы, полировщики, резчики, граверы - всего 32 мастеровых.

Николай I высоко оценил искусство златоустовских мастеров и щедро наградил создателей подарка его сыну. Правда, цесаревичу Александру Николаевичу примерить доспехи не удалось. За три с половиной года, пока их изготавливали, наследник вырос. Сначала доспехи поместили в Царскосельском арсенале, а затем в Эрмитаже. В коллекции последнего «древнее вооружение» находилось до 1928 года, а когда высокое искусство «пошло в народ», рыцарские доспехи цесаревича вернулись в Златоуст. С тех пор они являются достоянием городского краеведческого музея. Однако, на родину их вернули с потерями, в комплекте не оказалось щита, меча и копья. Судьба двух первых не известна до сих пор, а копье, как выяснилось совсем недавно, отыскалось в фондах Эрмитажа.

Оружейная фабрика того времени наряду с выпуском холодного оружия начала в нарастающем ассортименте изготавливать всевозможные предметы быта, сервировки стола и украшения интерьера. Особым спросом пользовались гравированные столовые приборы, портсигары, ножи для бумаги, спичечницы, охотничьи ножи и топорики. В украшении бытовой утвари все чаще применялись отделочные камни.

Заметный след в истории фабрики оставил великий русский металлург Павел Аносов, одно время возглавлявший предприятие. Результатом его научных и практических изысканий стало открытие секрета древнего булата, небывалая прежде крепость клинков златоустовского оружия. И в дальнейшем оружейники Златоуста не сдавали своих позиций. Особенно нелегко пришлось наследникам Ивана Бушуева, Ивана Бояршинова и других зачинателей искусства златоустовской грвюры на стали. Они работали в условиях сокращения спроса на украшенное оружие. Но этот период был недолгим. Начиная с середины XIX века, продукция фабрики получила достойное признание в мире. Именно к этому времени на предприятии появляются талантливые мастера, такие, как Александр Агарков, Михаил Петухов, Николай Серовиков. Они не только виртуозно украшали оружие и предметы бытового назначения, но и значительно усовершенствовали технику, применив, к примеру, насечку золотой и серебряной нитью по синеному фону. А приемник Павла Аносова на посту начальника фабрики Павел Обухов сумел поднять спрос на златоустовскую гравюру, всемерно пропагандирую исконное искусство мастеров-оружейников Златоуста. Их изделия завоевывали медали всех достоинств на международных выставках в Лондоне (в 1851 и 1862 годах), Париже (в 1867 и 1878 годах), Вене (в 1873 году), Москве (в 1882 году), Чикаго (в 1893 году), Стокгольме (в 1855 году), Нижнем Новгороде (в 1896 году).

В Златоустовском краеведческом музее хранится уникальный альбом, содержащий виды города конца XIX века, заводских цехов, портреты мастеров и служащих. Крышка альбома -толстая стальная платина - украшена вытравкой, насечкой и накладными пластинками с гравировкой. На ней изображен гористый пейзаж окрестностей Златоуста. Травление и позолота - основные живописные средства златоустовских художников - как всегда, скупы, но и ими достигается поразительная выразительность.  Пейзаж пленяет глубиной пространства, ликованием света! В оформлении альбома, как некогда в «древнем вооружении», воплотилось все, что знали и умели златоустовские граверы. Всю любовь к родному краю, все свое мастерство вложили в эту работу Яков Коновалов, Василий Костромин и Александр Королев.  

Большой заслугой Златоустовской оружейной фабрики перед Российской империей был выпуск армейских и казачьих шашек, который продолжался до окончания Гражданской войны. В производстве шашек - драгунской и казачьей - златоустовские мастера добились высочайшего качества. Клинки с клеймами оружейной фабрики прекрасно зарекомендовали себя во многих конных сражениях, показав явное превосходство перед всем остальным холодным оружием, зачастую изготовленным кустарно. Особой популярностью у казаков пользовалась офицерская шашка, имевшая дополнительные преимущества.

На заре советской власти мастера завода имени Ленина, в состав которого вошла «оружейка», занимались в основном серийным изготовлением казачьих шашек, офицерских кортиков, ножей, требовавшихся для отдельных подразделений Красной Армии и флота. Лишь время от времени появлялись заказы на украшенное холодное оружие, снабженное новой советской символикой,  - для военачальников и видных деятелей.

В 30-е годы зародилось настенное панно в гравюре - изображения на стальных пластинах содержали природные, индустриальные, морские пейзажи, а также копии известных живописных картин, лирические сюжеты.

Яркой страницей этого периода было производство так называемых «черных ножей», в том числе для вооружения танкистов Уральского добровольческого корпуса, сформированного в 1943 году на волне большого патриотического подъема жителей Урала. Дополнительно к плану златоустовские оружейники изготовили 10 тысяч ножей для танкистов-добровольцев.  Получилось так, что название «черный нож»  дал оружию враг. После отправки на фронт свой первый бой уральские танкисты приняли под Орлом, в самом пекле войны. Там впервые и встретились уральцы с гитлеровцами. На экипировку бойцов-танкистов обратила внимание немецкая разведка, после го вражеское командование предупредило своих солдат о появлении на фронте танковой дивизии с черными ножами. Название «Дивизия черных ножей» прочно закрепилось за корпусом, которому за проявленные его воинами самоотверженность и мужество в том же 43-м присвоили звание 10-го гвардейского. Самое интересное, что в наших вооруженных силах нет ни одного воинского подразделения, которое бы имело столько наград – 54 ордена. А сам нож, символизирующий беспримерную отвагу, вдохновил на создание стихов и песни о «дивизии черных ножей», ее начали петь еще в войну. Кстати, этот нож под названием «Танковый» вновь появился в ассортименте изделий нынешнего ООО «Златоустовская гравюра на стали».

Продолжалось изготовление украшенного холодного оружия, портсигаров с гравировкой и надписями типа «Бей врага, советский воин!» Один из художественных шедевров того времени - шашка работы Александра Боронникова, украшенная сценами Сталиградской битвы. Этот мастер, украшая предметы быта, стремился к реалистичности в передаче каждого элемента, замысловато плел узоры, тонко сопоставляя бархатистую чернь с золотом, вкрапливая в золотой рисунок прожилки синения.

После ВОВ оружейный цех завода ставку сделал на выпуск стальных панно, посуды, полочек, фоторамок, настенных вешалок с изображениями природы, животных. Украшенное советскими символами, звездами и орденами холодное оружие изготавливалось в основном по заказам правительства в качестве наград и подарков руководителям государства, зарубежным правителям и знаменитостям, именитым полководцам.

Пришедшие на завод в середине XX столетия молодые художники Геннадий Берсенев, Владимир Тарынин и другие  возвращаются к декоративной манере основоположников исконно златоустовского искусства, умело сочетая ее с достижениями последователей. В этом плане особо ценны кубки и памятные мечи, винные приборы и ларцы, украшенные Геннадием Берсеневым, применившим и обогатившим творческое наследие Ивана Бушуева. А Владимир Тарынин наиболее талантливо проявил себя в украшении топориков, удачно соединив детально проработанный орнамент с жанровыми сценками охоты, в изображении которых стремился к обобщению образов, стилизации.

Мастером неповторимых анималистических композиций был в те годы Михаил Антипов. Эти художники воспитали целую плеяду замечательных учеников, в последствие вошедших в творческую элиту предприятия - Анатолий Богачев, Олег Аверкин, Анатолий Щуков, Павел Спирчинков, Леонид Валиев, Александр Шаланов, Нина Лохтачева… Молодые художники, набираясь мастерства, привносили в традиционное искусство златоустовской гравюры оригинальные изобразительные решения, сочетали разные техники. Но давили проблемы, обрушившиеся на завод в постперестроечные 90-е годы прошлого века. Спасаясь от творческого застоя и безденежья, многие из них покинули завод, некоторые основали собственные мастерские. 

 

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla