Наверх На главную

“Бог стал человеком, чтобы человек стал богом” — в этой мысли святителя Иринея Лионского заключено все христианство и цель жизни каждого из нас. Богом по благодати, а не по природе: творение никогда не сравняется с Творцом. Но для того, чтобы знать, как вернуться к Богу, мы должны знать, как мы были созданы и какими должны быть. 

Священное Писание говорит нам, что человек создан по образу и подобию Божию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27). Подобие – это то, что мы утратили, удалившись от Бога: это устремление ума, чувств и самого тела к Богу, это нравственное совершенство и освящение дарами Святого Духа, это святость. А что есть образ Божий, сохраняющийся в каждом из нас? 

В истории Церкви был один святой, читать о жизни которого советовал сам свт. Иоанн Златоуст – это святитель Афанасий Великий. Участник 1 Вселенского Собора, ярко выступивший там с опровержением ереси Ария, 47 лет управлявший Православной Церковью Александрии, 20 лет проведший в изгнаниях, оставивший нам массу богословских творений. Хотелось бы сказать о том, что говорил этот светильник Православия в своем наиболее известном сочинении «Слове о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти» об образе Божием, о том, какими нам надлежит быть, чтобы соединиться с Творцом. 

Прежде всего, для святителя Афанасия образ Божий - это Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, Слово Отчее. Говоря о людях и цели жизни человеческой, он пишет: "Ничем не отличались бы они от бессловесных, если бы ничего не познавали, кроме земного. Для чего бы и создал их Бог, если бы не восхотел, чтоб они познавали Его? Посему-то, чтобы люди не оставались неведущими Бога, как Благий, сообщает им собственный Свой образ, – Господа нашего Иисуса Христа, и творит их по образу и по подобию Своему, чтобы при таковой благодати, представляя себе Образ, разумею же Отчее Слово, могли приобретать понятие о самом Отце, и познавая Творца, жить благополучною и подлинно блаженною жизнию". 

Для святителя Афанасия, как и для всей Церкви, Бог и человек, созданный Богом из ничего, существуют неразрывно. "Дивишься, может быть, почему, предположив говорить о вочеловечении Слова, рассуждаем теперь о начале людей. Но и это не чуждо цели нашего рассуждения. Говоря о пришествии к нам Спасителя, необходимо нам сказать и о начале людей". Так начинается святителем Афанасием рассуждение, касающееся образа Божия в человеке.  

Святитель говорит: "Так Бог сотворил человека, и возжелал, чтобы пребывал он в нетлении...Ибо человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: «хранение законов утверждение нерастления» (Прем.6,19). Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог, о чем дает разуметь и божественное Писание, говоря в одном месте: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» (Пс.81,6-7) <...> Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу. Но люди, уклонившись от вечнаго, и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления в смерти; потому что, как сказано выше, по природе они были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати, как причастники Слова, если бы пребыли добрыми; по причине соприсущего им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тление, как говорит и Премудрость: «Бог созда человека в неистление», и во образ собственной Своей вечности: «завистию же диаволею смерть вниде в мир» (Прем.2,23–24)». 

Мы созданы по образу Сына Божьего и должны наследовать нетление, которому мы можем быть причастны, если только ум свой свободной волей своей устремим к Творцу и этому устремлению подчиним свою жизнь. Состояние образа Божия человека после грехопадения святитель Афанасий сравнивает с загрязненной иконой: "Поелику написанный на дереве лик сделался невидным от внешних нечистот, то надобно было опять прийти Тому, чей это лик, чтоб на том же веществе можно было возобновить изображение; ибо ради изображенного лика и самое вещество, на котором он написан, не бросается, но восстановляется на нем лик. Подобно сему и всесвятой Сын Отца, как Отчий образ, пришел в наши страны, чтобы обновить человека созданного по сему Образу, и как бы взыскать погибшего оставлением грехов, как и Сам говорит в Евангелиях: «прииде взыскати, и спасти погибшего» (Матф.18,11). Почему и иудеям сказал Он: «аще кто не родится» (Иоан.3,3), не рождение от жены разумея, как они понимали, но означая возрождение и возсоздание в душе того, что по образу". 

Каждый человек, по мысли святителя Афанасия, - это икона Бога, но грехами образ Божий в нас затемнен, как иная икона копотью и грязью. Однако Бог не бессилен восстановить Свой образ, поэтому и является на землю Спаситель: «прииде взыскати, и спасти погибшего» (Матф.18,11). И мы можем обОжиться, прийти к подобию Божию и наследовать вечное спасение, если умом, сердцем и волей своей последуем за Христом. 

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla