Страницы истории и культуры
Девятнадцатый век – время расцвета всем знакомой классической русской литературы. В этом, поистине, океане мы открываем для себя глубины русского духа во всей полноте и прямоте, незамутнённые вычурностью слога литературы предшествующего века. И чем для нас особенно важна литература 19 века, именно тем, что её откровения остаются современными. Писатели этого времени – это люди воспитанные, так или иначе, в традициях Православия, впервые ясно сказавшие, на современном языке донесшие до нас свои мысли и переживания. Иногда пророческие.
Да, это время не было идеальным в плане отражения народного духа: западные идеи особенно сильно стали проникать в широкие массы, и некоторые писатели проникались ими. Но те, кто понимал ценность своего лица в этом мире, с особой энергией устремились к постижению и выражению основ этого духа. И именно они оказались лучшими художниками, творцами, классиками русской литературы!
Николай Васильевич Гоголь осознанно направил великую русскую литературу к служению Богу: именно он принёс в неё этот посыл служения Истине, явленной во Христе. «Выбранные места из переписки с друзьями» являются своего рода итоговым произведением, вышедшим из-под его пера. Собственно, это уже не художественная литература: религиозная одарённость к концу жизни возобладала над художественной. Он понимал, что литература останется на земле, «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф.6,19), но каждый должен, прежде всего, стремиться к небесному, божественному. И чувствуя приближение конца жизни, Николай Васильевич все силы души и всё оставшееся время отдал Богу.
«Выбранные места из переписки с друзьями» высоко оценили митрополит Филарет (Дроздов), епископ Игнатий (Брянчанинов), оптинский старец Макарий. Произведение местами не свободно от восторженного тона, но в нём Гоголь превзошел многих своих современников в решении вопросов современного бытия с точки зрения вечной Истины Православия.
В 40-е годы он особенно усердно начинает изучать Православную веру, Священное Писание, святых отцов и статьи современных ему подвижников благочестия, посещать богослужения. Он делает ужасающий его душу вывод: современное общество, будучи формально православным, не знает веры и далеко от Христа так же, как и он не так давно был далёк!..
Гоголь пишет: «Эта Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времён апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся с своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с Неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставив у нас всякое сословье, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России изумить весь мир согласной стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, — и эта Церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!»
Чувствуя в себе призвание Божие в силу своего таланта и известности у читающей публики нести «Церковь…в жизнь», он пишет «Выбранные места из переписки с друзьями». Здесь он освещает многие стороны жизни народа в свете христианской Истины: она устанавливается Гоголем как единственный критерий правильности мысли, жизни, искусства.
Об искусстве он говорит, что оно должно стать «незримой ступенью к христианству». Совершенно так понимали высшую цель искусства знаменитые святые отцы древности, в частности, Василий Великий, написавший не один труд о пользе античных сочинений для воспитания человека-христианина. Многие современники Гоголя (как и наши с вами современники) совершенно далеки от Церкви, а литература в основной массе своей только уводит человека от Христа, внушая ложные идеи. «Христианским, высшим воспитанием должен воспитываться теперь поэт» и нести свет Христов людям. «Опасно шутить писателю со словом. Слово гнило да не исходит из уст ваших».
Неразрывна со сферой творчества и проблема просвещения. «Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду её окружавшие, и знает, зачем произносит». Как православный человек, он видит истинное просвещение в Свете Христовом - «Свет Христов просвещает всех».
Писатель много рассуждает о том, как жить правильно, то есть по-христиански. Замечательны его размышления о служении ближним своим, без чего невозможна любовь к Богу. В деле этого служения «смотрите на то – любите ли вы других, а не на то – любят ли вас другие». «Не полюбить вам людей по тех пор, пока не послужите им».
Обращаясь к мысленному другу, он советует: «Друг мой, вспомните вновь мои слова, в справедливости которых, говорите, что сами убедились: глядеть на весь город, как лекарь глядит на лазарет. Глядите же так, но прибавьте к этому еще кое-что, а именно: уверьте самую себя, что все больные, находящиеся в лазарете, суть ваши родные и близкие к сердцу вашему люди, тогда все пред вами изменится: вы с людьми примиритесь, и будете враждовать только с их болезнями».
Гоголь много размышляет о том, как во свете Истины гражданину жить в обществе, как господину обращаться со своими слугами, о помощи бедным, о том, какой следует быть женщине. «Мужья, - говорит он, - не позволили бы себе и десятой доли произведенных ими беспорядков, если бы их жены хотя сколько-нибудь исполняли свой долг. Душа жены — хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы; она есть сила, удерживающая его на прямой дороге, и проводник, возвращающий его с кривой на прямую; и наоборот, душа жены может быть его злом и погубить его навеки».
Не жалует автор «Выбранных мест» западную цивилизацию, говоря о том, что настанет время, когда Европа придёт к России за утраченными у себя духовными ценностями. «А что такое Соединённые Штаты? Мертвечина; человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит». Но при этом «лучше ли мы других народов? Ближе ли жизнью ко Христу, чем они? Никого мы не лучше, а жизнь еще неустроенней и беспорядочней всех их. «Хуже мы всех прочих» — вот что мы должны всегда говорить о себе. Но есть в нашей природе то, что нам пророчит это (Воскресение – авт.). Уже самое неустройство наше нам это пророчит».
Недаром оканчивает Гоголь «Выбранные места» главой «Светлое воскресение». Как православный христианин он чает всеобщего воскресения. И в этом общем воскресении он видит особенную роль любимого им русского народа: «Знаю я твердо, что не один человек в России, хотя я его и не знаю, твердо верит тому и говорит: «У нас прежде, чем во всякой другой земле, воспразднуется Светлое Воскресенье Христово!»
«Выбранные места из переписки с друзьями» вызвали состояние шока у большого числа читателей и критиков либерального направления мысли того времени. Известный литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский более всех «прошелся» по Гоголю, так, что в ответе к нему Николай Васильевич искренне недоумевал: «И отчего у вас такой дух ненависти?» Можно сказать, вопрос риторический: тьме всегда ненавистен свет. Высказанное Гоголем было слишком «ретроградно», «непрогрессивно». Но сказанное им отозвалось в мысли всей последующей русской литературы и философии. Пускай и в нашей душе отразятся светлые мысли великого писателя!
- Подробности
- Автор: Сергей Никифоров
- Категория: Страницы истории и культуры
- Просмотров: 2193