Наверх На главную

Мы все знаем о том, что первые века по Рождестве Христовом – это время гонений властей Римской империи на христиан: суровые императоры, которые отдают их на казни, происки языческих жрецов... Но реальная картина событий тех времен не такая однозначная.

Историками общепризнано, что до первого массового гонения на Церковь Христову со стороны императора Нерона (54-68 гг.), единичного у этого императора и ограниченного только Римом, нападки и противодействия проповеди христианской идут в основном от иудеев. Увы, ненависть иудеев к христианам в первом веке не прекращается. Нередко именно иудеи провоцировали языческие власти Рима на гонения против христиан. В Иудее в таких преследованиях участвовали храмовое саддукейское священство и царь Ирод Агриппа. Римские же власти в то время ещё не отличают христиан от иудеев: христиане им видятся как некая секта внутри иудейства, либо как просто представители новых философских идей в среде фарисеев.

Проповедь христиан была воспринята враждебно, прежде всего, консервативным иудейским священством, видевшем в новом учении нарушение иудейской традиции. Иудейский царь Ирод Агриппа I поддержал реакцию духовенства: в ход шли и уговоры, и клевета, и прямое насилие – так были убиты св.апостол Иаков Зеведеев и св.архидиакон Стефан.

При императоре Клавдии (41-54 гг.) христиане впервые подверглись гонениям вместе с иудеями, с которыми государство ещё отождествляло христиан. Мера была направлена против производящих беспокойства иудеев столицы Римской империи. Клавдий запретил религиозные собрания иудеев в Риме, и часть иудеев сама покинула город, часть была выдворена. В том числе, по свидетельству историка Светония, выдворили «иудеев, производящих беспорядки и волнения по почину Хреста» (именно, «Хреста»).

В целом ситуация для распространения христианства была благоприятная. Империя была терпима к иным верованиям. Есть сведения о том, что ещё император Тиберий (14-37 гг.) пожелал поставить у себя статую Христа. Вообще это была частая практика среди правителей Римской империи – поставлять в своем пантеоне статуи богов народов империи.

Однако сами христиане отличались тем, что не желали покланяться иным богам, кроме как своему Богу. Надо сказать, что, когда явилось христианство, цивилизованный мир язычества уже изверился в свою религию. Язычники в своих богов верили меньше, чем сами христиане, не признававшие их. Для христиан эти боги были, по крайней мере, демонами, тогда как интеллигентный язычник склонен был считать их просто за выдумку. В религии римлян вера не имела такого значения, как в христианстве: язычник держался за язычество не потому, что эта вера соединяла его с Богом (хотя бы только в его представлении), а потому, что это была вера его предков, и соблюдение её ритуалов как бы удерживало установившийся порядок в обществе. Мотивы были чисто земные.

Но, раз явилось христианство, препятствовавшее исполнению этих постановлений,– народу стало ясно, что боги ввиду этого прогневаются и накажут всех. Таким образом, христианство явилось в их представлении опасной религией, с которою нужно было бороться.

Закрытый характер христианского богослужения и христианских таинств имел ту невыгодную сторону, что народ в этих тайнах заподозрил худое. Мы находим много аналогичных явлений, когда народ склонен в таинственности подозревать всегда недоброе. Бытовало мнение, что раз христиане питаются какою-то кровью, следовательно, они закалают младенцев. Если же они и говорят о каком-то хлебе, то это значит только, что они посыпают младенцев мукою, чтобы убить их, так сказать, более смелою рукою.

Иудаизм не вызывал таких подозрений и ненависти, поскольку эту религию античный мир знал давно. И хотя иудеев недолюбливали, презирали, им разрешали строить синагоги и не поклоняться гению императора и языческим богам. Иудеи были понятны, предсказуемы и, самое главное, - не претендовали на вселенский характер своей веры, ограничиваясь собственным народом. Были у иудеев прозелиты – те, кто приходил в иудейство из язычества, но в первые века рост прозелитизма был ограничен законами и сам по себе невысок, чтобы представлять какую-то угрозу государственному язычеству.

И во втором веке, хотя преследования христиан уже санкционировались государством, они были продиктованы больше необходимостью удовлетворить преобладающую языческую часть общества ради сохранения в нём гражданского спокойствия, недопущения бунта. Это было, по сути, ответом власти на ненависть к христианам со стороны языческого народа и радикально настроенных иудеев. Императоры вводили преследования в рамки закона, в какой-то степени даже защищая христиан от самоуправства толпы.

Согласно рескрипта Траяна (98-117 гг.), властям на местах велено было не прислушиваться к анонимным доносам и не организовывать самим розыска христиан. Такое распоряжение было бы невозможно, если бы император видел в христианах действительно опасных государственных преступников.

Император Адриане (117-138 гг.) ограничил судопроизводство против христиан. Один из его чиновников Серений Граниан спрашивал у императора, нельзя ли судить христианина без обвинителя, на что Адриан ответил категорическим отказом: суть его ответа состояла в том, что если христианство и есть преступление, то это преступление следует доказать, т.е. нужен, как в любом суде, обвинитель. А поскольку ложное обвинение, согласно римскому праву, каралось тем же наказанием обвинителя, что предполагалось преступнику, если бы он был виновен, обвинителей находилось немного. Ведь могло случиться так, что человек на самом деле не был христианином или мог отказаться от Христа, принеся жертву богам, и тогда смертной казни подвергся бы обвинитель.

Император Септимий Север (193-211 гг.) в отношении христиан был весьма противоречив. Как пуниец, уроженец Африки, в отличие от чистокровных римских императоров, он не имел привязанности к традиционной римской языческой религии. Более того, Септимий освободил из темниц несколько сенаторов-христиан, несмотря на вопли своих подданных язычников, требовавших их казни. По свидетельству Тертуллиана, он был благодарен христианину Проклу, исцелившему его елеем от болезни. Но в 202 году он запретил переходить как в христианство, так и в иудаизм.

Только в конце второго века и далее – в третьем - начале четвертого веков мы находим действительную ненависть к христианам со стороны императоров и планомерную политику уничтожения христиан.

Император Марк Аврелий (161-180 гг.) повелевает разыскивать христиан, убеждать отказаться их от своих заблуждений, и если они останутся непреклонными, предавать пыткам, которые следует прекращать только тогда, когда они откажутся от своих заблуждений и принесут поклонение богам. В это гонение христиане заявили себя особенно ревностно к вере. Никогда в предшествовавшие преследования не было столько мученников, сколько теперь.

Особенно отличились императоры Декий (249-252 гг.) и Диоклетиан (284-305 гг.), которые в эдиктах 250 и 304 годов взялись за то, чтобы уничтожить поголовно(!) всех христиан, не отступивших от Христа. А уже Константин Великий (306-337 гг.) эдиктом 313 года освобождает христиан от гонений, а в последующие времена император Юстиниан (527-565 гг.) делает христианство единственной религией империи.

Конечно, нельзя сказать, что многие императоры первых двух веков были беспристрастны по отношению к христианам. Тот факт, что христианин не чтил государственной религии, не признавал божественность императора, а значит, по его мнению, и законность его власти, делал христианина преступником. Но столь жесткий ответ на доказанное обвинение в следовании Христу - непременно смерть(!), это также уступка давлению языческого общества. Ведь существовали иудеи, которые также отказывались почитать гений императора и, однако, не были преследуемы.

Император, как беспристрастный чиновник, часто равнодушный к вопросам веры, поступал согласно выгодам настоящего момента. Как в своё время римский префект Иудеи Понтий Пилат, уступивший мнению большинства. Это при том даже, что юридически вина Христа не была доказана: главное обвинение иудеев против Христа перед представителем римской власти заключалось в том, что будто бы Он объявляет Себя царём, тогда как один царь над иудеями – римский император, как об этом ответили Пилату обвинители.

Мы видим, начало гонений на христиан, их основы были заложены и зиждились в самом народе Римской империи. Он привлёк внимание и возбудил недоверие к христианам теперь и со стороны императоров. По мнения известного историка Церкви Евграфа Ивановича Смирнова, если бы народ имел свободные руки, то история христианства обратилась бы в уличную бойню, но само государство поставило на первых порах свою державную силу между христианством и простым народом и свело ярость народа до минимума. Свет всегда ненавистен тьме, а Христос есть Свет истинный.

Если обратиться к недавней истории, не сам народ ли в начале 20 века разрушал храмы, сжигал иконы, предавал на расправу священнослужителей, благочестивых мирян, творил другие преступления? Не совершилась бы «Великая» Октябрьская революция, да и Февральская, если бы народ не был равнодушен к религии, озлоблен на неё, понимая, к чему призывают его революционеры. Не пришли бы к власти новые декии и диоклетианы. История повторилась.

Но народ – это и мы, христиане. Поэтому во многом от нас зависит наше же будущее и будущее наших детей. От того, какой пример мы будем показывать миру и, прежде всего, ближним своим, будет зависеть то, будут ли стоять у власти новые константины великие и юстинианы, будет ли Церковь свободна и вера не угнетаема.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla