Наверх На главную

Территория современной Челябинской области до революции 1917 г. входила в состав Оренбургской епархии. Оренбургская епархия занимала огромное пространство Южного Урала и Северного Казахстана (Тургайская и Уральская области). По переписи населения 1897 г. на этих землях проживало 1 275 546 человек.

К началу XX века в Оренбургской епархии было 8 монастырей: 3 мужских (Богодуховский в Оренбурге, Успенский Макарьевский в селе Подгородняя Покровка, Никольский единоверческий в Уральске) и 5 женских (Успенский в Оренбурге, Одигитриевский в Челябинске, Казанско-Богородицкий в Троицке, Покровский в Орске, Покровский единоверческий в Уральске). Кроме того в епархии существовали ещё официально утвержденные женские общины: Покровская в Верхнеуральске, Николаевская в Илецкой защите, Разгуляевская близ деревни Исянгуловой Оренбургского уезда, Иверская в г. Кустанае. За первое десятилетие XX века появилось ещё 3 женских обители.

Количественное преобладание женских монастырей над мужскими мы видим и в других уральских епархиях. Так в Пермской епархии женских монастырей было 6, а мужских 3, в Екатеринбургской 8 и 3, соответственно. В Уфимской епархии было поровну 6 и 6, и лишь в Вятской мужских монастырей было на 1 больше, чем женских (6 и 5).

В целом по России до 60-х годов XIX века численность монахов и послушников была выше, чем монахинь и послушниц. Затем соотношение изменилось в обратную сторону: в пореформенное время явно обнаружилась тенденция к тому, чтобы среди монашествующих преобладал женский пол.

Оренбургская епархия не была исключением. Большинство монашествующих составляли женщины. Так, если в 1901 г. в монастырях епархии было 355 насельниц, то в 1916 г. в одном только Одигитриевском монастыре в Челябинске их было 360.

Два известных женских монастыря на территории Челябинской области -Челябинский Одигитриевский и Троицкий Казанско-Богородицкий возникают в 50-е годы XIX века.

Замечательно, что оба монастыря родились из общины келейниц, бывшей в Чебаркульской станице. Поддержанные стремлением некоторых землячек, крестьянская девушка Анна Полежаева и вдова казака Васса Щапова, получив благословение архиерея, становятся основательницами двух монашеских общин. Причем, монастыри были созданы именно в уездных городах Оренбургской губернии, так как церковное начальство надеялось с их помощью влиять на религиозность жителей этих городов и близлежащих селений. Для духовного устроения монастырей был принят устав Глинской пустыни.

Исследователь И.К. Смолич отмечал, что в женских монастырях было много инокинь из крестьянок. Отмена крепостного права принесла и изменение роли женщины в крестьянской семье. Хотя патриархальные обычаи и нравы по-прежнему сохранялись, но юридически крестьянская девушка, а тем более вдова, получила после реформы относительную свободу и самостоятельность. Она могла самостоятельно принимать ответственные решения, даже вопреки воле старших членов семьи. Русская крестьянская девушка в повседневном монастырском быту находила для себя такие занятия, которые ей были хорошо знакомы и в родительском доме: всякого рода домашнюю и хозяйственную работу.

Сёстры жили в монастырях «собственным содержанием»: занимались рукоделеем, работали на полях у собственников, читали по домам Псалтирь над усопшими. При Одигитриевском монастыре возник и некоторое время действовал маленький свечной завод, также монахини пекли просфоры для храмов – это давало небольшой, но стабильный доход для поддержания жизни обители.

Со временем оба монастыря обзавелись собственными землями и питались от них. Это были земли, подаренные монастырям благодетелями, или взятые ими в аренду. К началу 20 века в распоряжении Челябинского Одигитриевского монастыря находилось 910 десятин пахотной земли, луговой земли 44 десятины и 317 десятин лесных угодий. При монастыре были фруктовый сад, пасека и молочная ферма. В это же время Троицкий Казанский монастырь имел в своем распоряжении более 1500 десятин земли. На деньги, добываемые собственным трудом и жертвуемые монастырю благодетелями, монахини Одигитриевского монастыря содержали приют, в котором к 1918 году проживало 25 человек.

Можно утверждать, что поступление девушки или женщины в монастырь давало удовлетворение её духовным исканиям, не требуя радикальной перемены в образе жизни: основным содержанием её жизни оставался привычный крестьянский труд – на благо обители и других людей, только теперь соединенный с большим молитвенным сосредоточением.

Как отмечает исследователь Смолич, в большинстве женских обителей, в том числе и на Урале, жизнь протекала в обстановке умеренной аскезы и главное внимание уделялось служению миру, а не отречению от него. Но при этом общественное положение женщины повышалось, а вся жизнь обретала глубокий смысл.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla