Страницы истории и культуры
Крестные хождения
В праздничное утро Покрова Пресвятой Богородицы в погоде обозначился перелом: небо расчистилось, на освободившуюся от преждевременного снега землю хлынул обильный теплый свет. На лицах горожан то и дело читалось радостное удивление перемене в природе, словно вернувшейся в лето.
В деревянной церкви на окраине города на богослужении присутствовало необычно много народа. Даже в прихожей и кухонке приспособленного под храм дома стояли с опущенными головами в светлых платках женщины разного возраста, крестились и кланялись с неким отдохновением, успокоено и радостно. Мужчины, иные с бородами, находились ближе к алтарю и священнику, по правую сторону храмового помещения. Стояли собранно, но без излишней подтянутости, напряжения, со светлыми лицами, озаряемыми зарницами, пробивающимися из оконцев храма. Среди них я увидел незнакомца, вернее, его большую рыжую шевелюру. Во время короткого перерыва перед проповедью мне, показав на него, шепнули: тот самый паломник по святым местам, пронесший через всю Россию железный крест весом в два пуда. Я еще накануне узнал о его приезде в Миасс, но не предполагал, что увижу в церкви.
На тот день я намечал командировку. Но отменил и направился в храм. С редким упоением слушал молитвы, читаемые высоким красивым женским голосом. Почти неотрывно смотрел на большую икону Богородицы, лик которой освещался свечами с лампады. Усиливалось и нарастало радостно-спокойное ощущение веры. Казалось, попроси Пресвятую Богоматерь о чем-то важном, непременно исполнится. Едва закончились песнопения, мысли неудержимо устремились к паломнику. Воображение уносило меня в далекие края, за таежные леса и широкие сибирские реки, за непроходимые болота, туда, где на дальневосточной сопке Орлиной курганский фермер Алексей Орлов водрузил свой крест. Очень хотелось вместе с ним молиться за Россию...
На плакате, который он нес во время своей подвижнической акции, значился такой текст: «Крест пронесен по России для Духовного подъема населения, приобретения Надежды, что Богородица не оставит свой Избранный Народ на краю пропасти и даст Любящим ее Духовную силу, Свет, Мудрость и Спасение! Верующие разных конфессий! Объединимся в Духовное Народное Ополчение. Организуем выборы Народного Президента, который будет любить Родину и ответственен за нее перед Богом, Народом и Богородицей-Покровительницей».
Первое свое путешествие по стране с крестом на плече он предпринял в конце 1995 года, когда набирала обороты очередная кампания по выборам Президента РФ. В течение месяца прошел и проехал по маршруту: Челябинск - Екатеринбург - Пермь - Нижний Новгород - Москва - Курск - Харьков - Ростов-на-Дону - Волгоград - Челябинск. В следующем году пронес крест по всей Сибири до Дальнего Востока, начав путешествие в Миассе и закончив в Комсомольске-на Амуре.
- Если на карте России обозначить пройденный мной путь, - рассказывает Алексей, - получится контурное изображение Евангельской Чаши. Для себя я толкую этот символ так: России суждено испить чашу нелегких испытаний. В новое тысячелетие она войдет, полагаю, духовно возмужавшей при условии, что наш народ не вступит в который раз на ошибочный путь.
- Ты и затеял свой «крестный ход», чтобы в силу своих возможностей предостеречь от этого? - спрашиваю Орлова.
_ Да. В селе Нижнетобольное, где живу, меня попросили участвовать в предвыборной работе. Вникнув в агитки и призывы некоторых политических деятелей, вступивших в борьбу за пост президента, ужаснулся, представив, в какую пропасть могут завести они Россию. Только один из кандидатов внушил мне уважение и своей программой, и открытой душой, чуждой политической демагогии, корыстолюбия и тщеславия.
- Но не надо думать, - продолжил Алексей,- что по стране с крестом я пошел агитировать за него. К тому времени я уже немало повидал, и понял, что главная беда многих - слабость духа. Не преодоленное народом бедствие - неверие в заступничество высших сил за тех, кто живет по совести, пренебрежение духовным опытом предков. Продолжаем вкушать горькие плоды почти векового отступничества большинства россиян от православия. Я взялся пронести по городам и селам 36-килограммовый крест, чтобы хоть маленькую толику от себя внести в запоздалый процесс духовного пробуждения. Во время этих двух моих путешествий на вокзалах, улицах, в поездах и электричках ко мне подходили люди. В разговорах с ними я рассказывал о том, как сам пришел к вере, о святых местах, в которых побывал, о своих взглядах на задачи власти, советовал ходить в церковь и просить Бога о милости, читать Евангелие и книги святых отцов.
- Кстати, откуда этот крест?
- Я нашел его возле кузницы в своем селе. Потом узнал, что он - с купола разрушенной церкви соседней деревни. Крест кованый, сделанный мастерски. Когда был в Москве, в часовне на территории строившегося тогда храма Христа Спасителя крест освятили. Я подарил его верующим во Владивостоке, у которых крестился.
- Алексей, наверное, не у всех, кто видел тебя с крестом, ты находил доброжелательство и понимание?
- Встречались люди, которые принимали меня за ненормального. В Москве, например, милиционеры чуть не отвезли меня в «психушку», но отпустили, когда со своим двухметровым крестом я не поместился в их автомобиль. Несколько раз меня ссаживали с поездов и электричек, ведь ездил-то я бесплатно. Но я особо не унывал, понимая, что это неслучайно. Так, когда меня высадили под Курском, на следующей электричке приехал в момент, подаривший мне замечательную встречу с тамошним священником.
«Благодатнее небо»
- Расскажи о себе, - прошу Алексея.
- Родом из Казахстана. Заочно учился в Миасском геологоразведочном техникуме. Работал в Якутии, начав рабочим и закончив мастером бурения. Вернулся на родину, но жизнь там для русскоязычных стала тяжелой. Переехал в Белозерский район Курганской области, где живет мой старший брат. Устроился сантехником. Когда начались реформы, взял 8 гектаров земли под овощные плантации, приобрел на ссуду трактор и зарегистрировал фермерское хозяйство. Женился, родился сын, но семейная жизнь не заладилась: жена не приняла мою тягу к духовному.
- Когда ты, говоря языком верующих, узрел Бога?
- Родители мои - целинники, приехавшие в Казахстан по комсомольским путевкам. Воспитывался я в атеистическом окружении. Впервые подумал о сверхъестественных силах, когда в Якутии во время сильного отравления мысленно произнес «Матушка Божья, помоги» и почувствовал мгновенное улучшение. Потом о присутствии вокруг нас невидимого мира задумался, когда однажды в Кургане ранним утром шел на вокзал. Дорога, которая меня вела, единственная в округе была освещена уличными фонарями. На вокзале, под единственно горящей лампой увидел священника, с которым разговорился. Стало ясно, что это для меня знак. С тех пор многозначащие символы не раз направляли меня и даже определяли повороты в моей жизни. К примеру, перед вторым путешествием по России посетил православный храм в Кургане. Прихожане словно по чьему-то велению расступилась, когда я со свечой в руке шел к иконе Божьей Матери. Поразило необычное, никогда не виденное мной прежде изображение Богородицы и с ней Младенца Христа. Он простирает руки к людям, созерцающим икону, будто зовет к лучезарному небу за Его спиной. Икона называется «Благодатнее небо». Когда в Комсомольске-на-Амуре увидел в киоске большие календари с репродукцией этой иконы, словно окаменел от чудесной догадки: это мне знак свыше, что путешествие мое закончено.
Чимеевская святыня
В приснопамятные времена жители деревни Чимеевки выловили в реке довольно большую икону Казанской Божьей Матери. Было это, рассказывают, так. Вокруг воронки крутилась доска, на которую с берега обратили внимание люди. Когда она на мгновение приподнялась в воде, их взору предстало изображение Богородицы. Люди попадали на колени, а затем выловили икону. В деревенской церкви эта икона заняла подобающее место. Стали замечать, что она творит чудеса: молящиеся подле нее больные и калеки исцеляются, просящие от чистоты сердца находят желаемое, плачущие утешаются, а бесноватые успокаиваются. Во время пожара в церкви огонь икону не тронул. В период атеистического мракобесия ее укрыли в заколоченном досками помещении, а когда из склада вновь восстанавливали церковь, увидели, что тайник целехонький.
Десятилетиями Чимеево принимало паломников отовсюду. О чудотворной силе иконы прослышали и светские власти, стали уговаривать курганское священство вывозить ее в крупные города. Так, чимеевская Богородица побывала в Челябинске и Екатеринбурге, где к ней выстраивались длинные очереди жаждущих благодатного участия. Публикации в газетах и телесюжеты рассказывали о невероятных исцелениях и других чудесах, происходивших с людьми, помолившимися от всего сердца подле чимеевской святыни. Так возникал чуждый сокровенной сути иконы ажиотаж вокруг нее.
- Когда в очередной раз местный епископ затребовал икону для всеобщего показа в Кургане, жители Чимеева воспротивились, - поведал Алексей. - Тогда в их церкви запретили проводить богослужения, отозвав священника. Эта незаслуженная кара отозвалась болью в душах многих верующих не только Курганской области. Посчитав, что что-то смогу сделать для чимеевцев, отправился за советом к почитаемому всей Россией старцу Николаю, который живет на полуострове Псковского озера. Это был мой второй паломнический визит к убеленному сединой отшельнику-чудотворцу. О том, какие чудеса он творит, можно прочитать в журнале «Русский дом» и других изданиях. Он приветливо обошелся со мной и сказал, что икону не следует вывозить из Чимеева. Кто хочет испить от нее благодатную силу, пусть не поленится преодолеть положенный путь до нее.
- Когда я вернулся домой, - продолжил он, - узнал, что проблемы с иконой решены. Не знаю, есть ли мое в этом участие. По дороге я останавливался в разных храмах, беседовал со многими священнослужителями, которые, возможно, по своим каналам связались с Курганом и высказали свое несогласие с гонениями на чимеевских прихожан. А главное - молились за восстановление Правды Божией.
- Алексей, тебе 33 года (беседа велась в 1998 году - В.Е.). Ты паломничаешь уже три из них. Насколько это перевернуло твою жизнь, заставило отказаться от прежних привычек и увлечений?
- В духовном плане я переродился, можно сказать, основательно. Стал глубоко верующим человеком, взявшим за правило смирение, покаяние в грехах, постоянное обращение к Господу и Матери Божьей. Богородице я молюсь очень часто, поскольку считаю ее покровительницей всей России. Я чувствовал ее материнское участие не только в моей, но и судьбах многих людей, которые делили со мной еду, ночлег, тяготы дороги. А прочитав в духовной литературе про историю России, нашел немало свидетельств того, что в трудные кризисные времена помощь нашему народу оказывала именно Пресвятая Дева Мария. Верю, что содействия в избавлении от нынешних бед нам надо ждать прежде от Нее, если будем усердны в молитвах, честны в делах и помыслах перед Богом.
Что касается занятий, продолжаю работать на земле. Не забросил спорт, в котором имею некоторые достижения. Воспитываю сына. Словом, мой крест - не только духовные, но и земные заботы.
P.S. Алексей Орлов совершил еще несколько хождений по Уралу, призывая сплотиться против наркомании, деструктивных сект. В конце концов, осел в Миассе, работал сторожем в храме Святого Богоявления. В это время он несколько раз пешком обошел город, молясь за избавление его от порочных воздействий. Женился на хорошей женщине с ребенком, устроился на приличную работу, изменился внешне, став из юродивого путника солидным мужчиной.
- Подробности
- Автор: Валерий Георгиев
- Категория: Страницы истории и культуры
- Просмотров: 4624