Наверх На главную

Русских писателей обычно мы воспринимаем по произведениям школьной программы. Слыша имя Максим Горький, мы сразу вспоминаем «Мать» и « Песню о буревестнике». Но любой писатель гораздо глубже, чем мы знаем о нем со школы.

Многие слышали, но совсем немногие читали его повести «Детство» и «В людях», а между тем они много могут дать верующему человеку, человеку, интересующемуся собственной культурой и религиозными представлениями русского народа 19-го – начала 20-го веков.

С самого начала Горький рисует два образа религиозности: суровый, аскетичный и даже жёсткий тип, сродни старообрядческому, собственного деда и очень поэтичный, ласковый, сердечно-набожный - своей бабушки.

Дед стоял на молитве, «вытянув руки вдоль тела, как солдат. Потом, прямой и тонкий, внушительно говорил:

- Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мне казалось, что после этих слов в комнате наступала особенная тишина, - даже мухи жужжат осторожнее.

Он стоит, вздернув голову: брови у него приподняты, ощетинились, золотистая борода торчит горизонтально; он читает молитвы твердо, точно отвечая урок: голос его звучит внятно и требовательно.

- «Напрасно Судия придет, и коегождо деяния обнажатся…»

<…> весь он напряженно тянется к образам, растет и как бы становится всё тоньше, суше, чистенький такой, аккуратный и требующий:

- «Врача родшая, уврачуй души моея многолетние страсти! Стенания от сердца приношу Ти непристанно, усердствуй, Владычице!»

И громко взывает со слезами на зеленых глазах:

- Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, да не взыщеши дел, отнюдь оправдающих мя!»

Дед молился, что называется, истово, но при этом в жизни оставался жестоким к людям. Молитва его была больше начетническая: деда очень смущало, когда он пропускал какое-либо слово из правила.

Маленький Ленька, чтобы насолить строгому деду, замечал:

«- А ты сегодня «довлеет» пропустил!

- Врешь? – беспокойно и недоверчиво спрашивает он.

- Уж пропустил! Надо: «но та вера моя да довлеет вместо всех», а ты и не сказал «довлеет».

- На-ко вот! – восклицает он, виновато мигая глазами».

Суровость деда очень смущала юного героя повести Леньку (самого автора – Алексея Пешкова), он сразу в нем «почуял врага».

«Рассказывая о силе Божией, он (дед – С.Н.) всегда и прежде всего подчеркивал её жестокость: вот согрешили люди – и потоплены, и ещё согрешили, и сожжены, разрушены города их; вот Бог наказал людей голодом и мором, и всегда Он – меч над землею, бич грешникам.

- Всяк, нарушающий непослушанием законы Божии, наказан будет горем и погибелью! – постукивая костями тонких пальцев по столу, внушал он».

Мальчика привлекала теплота души бабушки. «Мне очень нравился бабушкин Бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: — Расскажи про Бога!

Она говорила о Нем особенно: очень тихо, странно растягивая слова, прикрыв глаза и непременно сидя; приподнимется, сядет, накинет на простоволосую голову платок и заведет надолго, пока не заснешь:

— Сидит Господь на холме, среди луга райского, на престоле синя камня яхонта, под серебряными липами, а те липы цветут весь год кругом; нет в раю ни зимы, ни осени, и цветы николи не вянут, так и цветут неустанно, в радость угодникам Божьим. А около Господа ангелы летают во множестве, — как снег идет али пчелы роятся, — али бы белые голуби летают с неба на землю да опять на небо и обо всем Богу сказывают про нас, про людей. Тут и твой, и мой, и дедушкин, — каждому ангел дан, Господь ко всем равен. Вот твой ангел Господу приносит: «Лексей дедушке язык высунул!» А Господь и распорядится: «Ну, пускай старик посечет его!» И так всё, про всех, и всем Он воздает по делам, — кому горем, кому радостью. И так всё это хорошо у Него, что ангелы веселятся, плещут крыльями и поют ему бесперечь: «Слава тебе, Господи, слава тебе!» А Он, милый, только улыбается им — дескать, ладно уж!»

«Говоря о Боге, рае, ангелах, она становилась маленькой и кроткой, лицо ее молодело, влажные глаза струили особенно теплый свет. Я брал в руки тяжелые атласные косы, обертывал ими шею себе и, не двигаясь, чутко слушал бесконечные, никогда не надоедавшие рассказы.

— Бога видеть человеку не дано, — ослепнешь; только святые глядят на Него во весь глаз. А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста. Стояла я в церкви у ранней обедни, а в алтаре и ходят двое, как туманы, видно сквозь них всё, светлые, светлые, и крылья до полу, кружевные, кисейные. Ходят они кругом престола и отцу Илье помогают, старичку: он поднимет ветхие руки, Богу молясь, а они локотки его поддерживают. Он очень старенький был, слепой уж, тыкался обо всё и поскорости после того успел, скончался. Я тогда, как увидала их, — обмерла от радости, сердце заныло, слезы катятся, — ох, хорошо было! Ой, Ленька, голуба́ душа, хорошо всё у Бога и на небе и на земле, так хорошо...

— А у нас хорошо разве?

Осенив себя крестом, бабушка ответила:

— Слава Пресвятой Богородице, — всё хорошо!»

Это тип человека чистой жизни, с глубокой, искренней верой Богу. Во всех, даже самых тяжелых обстоятельствах жизни она смиренно и с достоинством несла свет Христовой веры. И, что примечательно, вера её была живая, не формальная, Бог для неё был родным Отцом!

Она впитала в себя самое лучшее из народной культуры. Постоянно - всегда к месту и вовремя! – она приводит на память былины, песни и духовные стихи, отражающие лучшие представления русского народа о Боге и Его промысле, и тем лечит душу ближнего или закладывает правильные представления о жизни во внуке.

«Обложили окаянные татарове

Да своей поганой силищей,

Обложили они славен Китеж-град

Да во светлый час, заутренний...

Ой ли, Господи, Боже наш,

Пресвятая Богородица!

Ой, сподобьте вы рабей своих

Постоять им службу утренню,

Дослушать святое писание!

Ой, не дайте татарину

Святу церкву на глумление,

Жён, девиц - на посрамление,

Малых детушек - на игрище,

Старых старцев на смерть лютую!

А услышал Господь Саваоф,

Услыхала Богородица

Те людские воздыхания,

Христианские жалости.

И сказал Господь Саваоф.

Свет архангеле Михаиле:

- А поди-ка ты, Михайло,

Сотряхни землю под Китежем,

Погрузи Китеж во озеро;

Ин пускай там люди молятся

Без отдыху да без устали

От заутрени до всенощной

Все святы службы церковные

Во веки и века веков!

В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей медом: кажется, я и думал в форме её стихов».

Правда, начальной богословской образованности простому народу не хватало и тогда, как и сейчас: люди предпочитали веровать и понимать как кому удобней. Никто не объяснил мальчику, что дедовы молитвы из молитвослова не есть молитвы «неправильные», но как раз молитвы Церкви… Поэтому, как признается автор, «в церкви я не молился, - было неловко пред Богом бабушки повторять сердитые дедовы молитвы и плачевные псалмы; я был уверен, что бабушкину Богу это не может нравиться, так же как не нравилось мне, да к тому же они напечатаны в книгах, - значит, Бог знает их на память, как и все грамотные люди.

Поэтому в церкви, в те минуты, когда сердце сжималось сладкой печалью о чём-то или когда его кусали и царапали маленькие обиды истекшего дня, я старался сочинять свои молитвы; стоило мне задуматься о невесёлой доле моей - сами собою, без усилий, слова слагались в жалобы:

Господи, господи - скушно мне!

Хоть бы уж скорее вырасти!

А то - жить терпенья нет,

Хоть удавись, - господи прости!

Из ученья - не выходит толку.

Чортова кукла, бабушка Матрёна,

Рычит на меня волком,

И жить мне - очень солоно!

Много "молитв" моих я и до сего дня помню, - работа ума в детстве ложится на душу слишком глубокими шрамами - часто они не зарастают всю жизнь.

В церкви было хорошо, я отдыхал там так же, как в лесу и поле. Маленькое сердце, уже знакомое со множеством обид, выпачканное злой грубостью жизни, омывалось в неясных, горячих мечтах».

Видно, что Горький через всю жизнь пронес любовь к своей бабушке и её миру. Он не был политиком и ярым большевиком в стиле Ленина и соратников: видимо, эта любовь, впечатления детства, юности и молитвы бабушки позволили не утратить ему человеческий облик. Сколько он ратовал за «буржуазных» деятелей культуры и науки, пытался спасти людей от расстрела, жертвуя своим положением, рискуя попасть в круг неблагонадежных… Давайте и мы непредвзято отнесемся к личности автора и почерпнем из его произведений то драгоценное, что есть в его творчестве, может напитать нашу душу, обогатить нас новыми духовными впечатлениями и укрепить нашу веру.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla