Страницы истории и культуры
Святая земля для русского человека всегда была духовной родиной, мечтой. Недаром в просторечии особенно красивые места называли «палестинками»: например, у Пришвина в «Кладовой солнца». Путешествия во Святую землю были не частым явлением и сопровождались сборами всей общиной. Особое христианское единство общины обнаруживалось, когда кто-то из её членов собирался на богомолье. По воспоминаниям иерусалимского паломника Александра Брюхова, его односельчане, узнав, что он едет во Святую землю, стали просить помолиться за них, кому где нужно: и на Живоносном Гробе Господнем, и на месте Успения Божией Матери, и у святых угодников Божиих.
Остающиеся жертвовали деньги на святыни, передавая их с паломниками. Так, например, когда казак Пётр Лосев отправлялся из Оренбурга на святую гору Афон, генералы Катенин и Подуров, некоторые купцы, поручали ему отослать на Афонскую гору по нескольку десятков рублей на вечное поминовение душ за литургиями.
До 1821 г. Святую Землю из России посещало до 200 человек в год, в начале 40-х годов — до 400, а в 1858 г. - уже до 800 паломников. И число их стало ежегодно увеличиваться (за период с 1865 по 1899 г. Святую Землю посетило 75 596 человек).
Следует отметить, что увеличению потока наших богомольцев способствовало много факторов. Это удобство сообщения, его дешевизна и приспособленность помещений на месте, в Палестине. В 1857 году были устроены рейсы пароходов Российского общества пароходства и торговли от Одессы до Яффы и обратно. Кроме того, строительство железных дорог в южном направлении сокращало время в пути.
Огромный приток паломников из России в Палестину - только на Пасху 1914 г. их там было около 6 тысяч! - объясняется и заботой, которой они были окружены с самого начала своего путешествия во Святую Землю. Кроме специальных рейсов пароходов от Одессы до Яффы это и бесплатное визирование паспортов. В Яффе их встречали русские люди в том числе и чиновники консульства. Предоставлялся ночлег, питание, госпиталь. По Святой Земле паломников водили группами по определенному маршруту. По окончании паломничества сажали на пароходы, идущие в Россию. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война надолго прервала связи России со Святой Землей.
В Государственном архиве Оренбургской области я обнаружила сводную ведомость паломнических билетов за 1908 год. Дело в том, что после учреждения в 1882 году Императорского Православного Палестинского общества в 1883 году были введены удешевленные паломнические книжки с пониженным на 35% тарифом за проезд по русским железным дорогам. Эти документы выдавались паломникам через губернатора. В этих документах фиксировался пол, возраст, семейное положение, сословная принадлежность и особые приметы человека.
Так, в 1908 году из Оренбургской губернии Святую Землю посетило 144 человека, среди них 82 женщины и 62 мужчины. Средний возраст паломников составлял 51 год; средний возраст мужчин — 54 года, женщин — 49 лет; самому молодому богомольцу было 17 лет, самому пожилому — 76; среди женщин 20 и 70 соответственно.
Семейное положение можно определить только у женщин: в билетах встречаются отметки либо «вдова казака/крестьянина», либо «девица, дочь казака/крестьянина...» Если нет пояснения, то можно предположить замужний статус женщины. Вдовы составляли большинство от всего числа паломниц — 36 человек (44%), их средний возраст — 55 лет; за ними следовали замужние женщины - 29 человек, (35%, 44 года), девицы - 14 человек (17%, 38 лет) и монахини - 3 человека (4%, 57 лет).
По социальному положению паломники разделялись следующим образом: 64 крестьянина, 54 казака, 17 мещан, 7 духовного сословия (2 белого и 5 черного).
Возможность на время отстраниться от суеты повседневной жизни, погружение в жизнь монастыря, основанную на строгом уставе и богослужебном ритме, принятие таинств и поклонение святыням создавали в богомольцах особое настроение открытости к восприятию религиозных истин и желание воплотить их в жизнь. Чем дольше длилось паломничество, тем это воздействие было сильнее. К примеру, для молодого крестьянина Александра Брюхова путешествие на Афон и в Святую землю стало временем, изменившим всю его жизнь, утвердившим его на пути следования евангельским заповедям.
Паломничество как акт свободный и, чаще всего, не вынужденный никакими иными причинами кроме веры в Бога и Его благодатную помощь, встреча с чтимыми святынями, неизменно обогащали душу массой духовных впечатлений, разнообразили и укрепляли религиозный опыт человека. Печально, что Первая мировая война и две революции 1917 года (февральская и октябрьская) совершенно отсекли этот канал приобщения человека Богу.
- Подробности
- Автор: Ольга Никифорова
- Категория: Страницы истории и культуры
- Просмотров: 3033