Страницы истории и культуры
Каждый год нас посещают разные "поветрия". Но наши предки часто встречались с гораздо более грозными болезнями, эпидемиями. Как они относились к ним и как боролись с ними?
Эпидемические заболевания были широко распространены в XIX веке, но не было ни эффективных средств их лечения, ни достаточного количества врачей. Да и сами крестьяне не владели гигиеническими знаниями и навыками, чтобы не допускать распространения этих болезней.
В деревне самым образованным и часто самым авторитетным человеком был священник, к которому можно было обратиться за помощью в сложных жизненных обстоятельствах, в том числе и в случае болезни. Ввиду этого в некоторых семинариях в XIX веке стали преподавать основы медицинских знаний. Чаще всего крестьяне соборно, вместе со священником обращались к «Врачу душ и телес наших».
Так, в августе 1892 года в селе Сукулак Оренбургского уезда началась холера, которая унесла 57 жизней (примерно десятую часть всех жителей села!). Крестьянами это было расценено как Божие наказание за грехи. Жители этого прихода все вместе обратились за помощью к Божией Матери. Священник Александр Богоявленский «добродушно, благоговейно исполняя нашу просьбу, приказал поднять иконы и со тщанием служил общий мирской молебен, и приняли Владимирскую Божию Матерь икону в свои дома, и служили молебны», - писали крестьяне этого села в общественном приговоре, отправлявшемся к епископу Оренбургскому. (Государственный архив Оренбургской области Ф. 173).
По свидетельству жителей, после служения молебнов в каждом доме, болезнь отступила, и в благодарность Богу за это событие крестьяне решили каждый год устраивать крестный ход вокруг села с Владимирской иконой Божией Матери, служить молебны в тех домах, хозяева которых этого пожелают. С просьбой о разрешении молебнов они и обращались к Оренбургскому архиерею. Описанный случай не был единичным. Например, в станице Буранной Оренбургского уезда в 1887 году во время эпидемии дифтерии «не один раз поднимали образа и обходили село», - сообщала газета «Оренбургский листок».
Отрывки Евангелия, которые читаются за литургией, принимались прихожанами с твердой верой в истинность всего сообщенного в Священном Писании: «Учение Христа о том, что Бог печется о птицах небесных и лилиях полевых, укрепило в них большую уверенность, что все, что ни делается, делается по воле Божией… Покорность воле Божией настолько сильно укоренилась в крестьянстве, что всякого рода явления, грозящие крестьянской жизни или хозяйству, встречая как проявления карающей Божьей воли, крестьянин не сразу противодействует «насланию Божию за грехи наши», боясь «прогневить Бога». «Все равно ничего не поделаешь, больше Бога не будешь»… Так рассуждает крестьянин», - сообщал наблюдения за своими прихожанами в Оренбургские епархиальные ведомости священник села Саратовки Оренбургского уезда В. Покровский.
Осознавая, что смертельно опасная болезнь, уносившая порой целые семьи, — наказание Божие за грехи, не имея средств к её излечению, люди смирялись перед волей Божией, и не исключая вероятность скорой смерти, прибегали к исповеди и причастию «почти целоприходно».
Так было в Челябе, уездном городке Оренбургской губернии в 1871 г. во время эпидемии холеры, о чем сообщал благочинный Челябинских церквей преосвященному Митрофану, епископу Оренбургскому и Уральскому (Российский Государственный исторический архив, Ф. 796).
В станице Буранной Оренбургского уезда в 1887 г. во время эпидемии дифтерии было решено всем сельским обществом держать пост в течение недели, а затем, «все, от мала до велика, причастились, готовясь к смерти, которая не щадит ни детей, ни взрослых», - сообщала газета Оренбургский листок. Кроме этого, «перестали совершенно играть свадьбы, вечеринки запретили вовсе. Все перестали петь песни и запевшему запрещают петь».
Надо сказать, что подобное поведение характерно для любых народных бедствий, будь то эпидемические болезни, голод или война. Так, челябинский дореволюционный историк Е.Ф. Шмурло, опираясь на воспоминания дочери священника, описывал события 1892 года, когда на Южном Урале был неурожай и начался голод: «Стон страшный. Голод застигает... близится смерть. В одну неделю до трехсот человек было исповедников голодных».
Нужно сказать, что до революции 1917 г. нормой были редкая исповедь и причастие: как правило, один раз в год Великим постом. И только беда могла растопить лёд формального (что было характерно для многих людей в то время) отношения к Богу. Как говорится в народной пословице: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Думается, не стоит ждать настолько же грозных посещений Божиих, чтобы Он растопил лёд наших сердец. Нужно самим вперед прибегать к Нему в покаянии. Глядишь, Бог избавит нас и от прочих «належащих бед».
- Подробности
- Автор: Ольга Никифорова
- Категория: Страницы истории и культуры
- Просмотров: 2505