Наверх На главную

Древнейшая история человечества: сглаживание острых углов школьного курса

Моя старшая дочь перешла в пятый класс. Добавилось много новых предметов, но я бы хотела обратить внимание читателей на историю как школьный предмет.

Ничего нового в преподавании истории древнего мира я не заметила. И в этом проблема: древняя история по-прежнему рассматривается в марксистской парадигме, где краеугольным камнем является происхождение человека от обезьяны. Но ведь мы, верующие родители, с младенчества рассказываем детям о том, что человек является прекрасным творением Божьим. Мы знаем, что психологически в подростковом возрасте слова учителя воспринимаются детьми как истина и не подвергаются сомнению. Как быть в такой ситуации? Как снять противоречие между преподаваемым в школе и рассказанным дома (в храме), чтобы это не отвернуло ребенка от предмета, а послужило толчком к пониманию истории, как пути людей в этом мире?

Полагаю, начать нужно с того, что история – это наука, и как в любой науке в ней существует несколько теорий, т.е. вариантов объяснения тех или иных явлений. Притом часто бывает так, что мы не можем ни доказать, ни опровергнуть ни один из вариантов. Приходится принимать их на веру. Так случилось и с древнейшей историей человечества. Ребенку нужно объяснить, что в истории, как в «серьёзной» науке, одни ученые придерживаются теории эволюции, другие - теории творения. Для особенно любознательных детей можно назвать её и в латинском варианте – креационная теория, тем более что наши дети сейчас привыкли использовать слово «креативный» вместо «творческий».

Ну, а дальше – самое интересное. Эволюционная теория утверждает, что, спустившись с пальмы, обезьяна потихоньку превратилась в человека: стала подбирать подходящие камни, стучать ими друг об друга, таким образом изобретая примитивнейшие орудия труда, через много тысячелетий люди узнали свойства меди и научились её выплавлять, ёще спустя тысячелетия – научились плавить железо и т.д.. И главное, изучая мир, мозг обезьяны совершенствовался и превратился в человеческий.

Что же говорит об этом теория творения? Люди были созданы Богом совершенными и жили в совершенном мире (Эдемском саду), где не нужно было охотиться, убивать животных, не надо было возделывать землю, не нужно было заботиться о крове и одежде. Но в результате катастрофы всемирного масштаба, каким явилось отступление от Творца, люди лишили себя этой благостной и радостной жизни. Земля стала другой: растения стали давать более скудную пищу, чтобы прокормиться, нужно было учиться добывать их, правильно выращивать. А в северных широтах этой пищи было недостаточно и приходилось ради выживания убивать животных, которые стали враждебны человеку.

Перед лицом жестокой природы человек был наг и беспомощен, нужно было как-то выживать. Приходилось искать себе жилища (первоначально – пещеры), придумывать одежду (звериные шкуры), учиться добывать огонь и делать орудия, чтобы в поте лица добывать себе пропитание.

А для образного и яркого представления об этом периоде человеческой истории покажите детям несколько передач из цикла «Дикарь» Тимофея Баженова, идущие на телеканале «Моя планета», и предложите ребенку представить себя (вместе с Вами, конечно же, дорогой родитель), поселившимися в лесу хотя бы на полгода без одежды, пищи, спичек, топора. Тогда и станет понятна вся правда того начального периода человеческой истории. При этом надо помнить, что никакого представления о колесе, копье или луке со стрелами и проч. у человека просто не было, чтобы, как сегодня, можно было бы сразу приняться за изготовление таких предметов…

И в заключение для закрепления материала не лишне будет вспомнить, чем люди отличаются от животных, как с позиций креационной теории (разум, речь, свобода воли и умение творить), так и с эволюционистских позиций (прямохождение, умение производить орудия труда, владение речью). Человек не был ни глупее, ни слабее современного своего потомка, как и сегодня ребенок, взятый в европейскую семью из австралийского или африканского племени на воспитание, вырастает полноценным европейцем. Просто наши предки начинали с «чистого листа».

Ольга Никифорова, многодетная мама, кандидат исторических наук.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla