Наверх На главную

О городе судят не только по площадям и проспектом, но и по состоянию кладбищ, по тому значению, которое им придается при развитии инфраструктуры. А формирование духовной личности невозможно без поминовения усопших, без этого духовного труда и ухода за могилами.

 «Спасибо, друг, что посетил последний мой приют. Постой один среди могил, почувствуй бег минут».

Владимир Высоцкий в стихотворении «Последний приют», написанном за два дня до смерти, как бы напомнил о том, что ждут от нас умершие на кладбище – «почувствуй бег минут». То есть подумай о быстротекущем времени, о том вечном, что ждет нас после смерти. Верующий бы добавил: помолись за меня.

Но возможно ли думать об этом, молиться, когда взгляд выхватывает покосившиеся памятники, сломанные кресты, мусор, высокую траву, заросшие могилы, следы нашествия вандалов или скота? Зачастую люди идут на кладбища, чтобы вспомнить умерших родных или друзей скорбным молчанием, покаянием, добрым или молитвенным словом. Этот настрой «смазывается», если наблюдаешь небрежение к последним приютам земляков.

Сегодняшний разговор не о действующих кладбищах, где есть проблемы, но где можно увидеть и результаты старания арендаторов – похоронных фирм. Поговорим о закрытых для захоронений погостах, некоторые из которых достойны быть объектами культурного наследия, мемориальными и достопримечательными местами.

Сначала - о старообрядческом кладбище в старгороде. В свое время много было разговоров о том, что здесь похоронены знатные люди дореволюционного Миасса, необходимо не просто сохранить, но и отреставрировать погост с целью придать ему статус объекта культурного наследия. Попытки местной властью, общественностью и старообрядческой общиной предпринимались, но дело до конца не доведено.

- Старообрядцы во главе с отцом Вячеславом несколько лет назад обнесли кладбище оградой, местные жители ее сломали, чтобы беспрепятственно пасти тут скот, - рассказала краевед Галина Наумова. – Потом был вырыт ров, но и он не преграда для коров и предприимчивых горожан, использующих раритетные надгробия в хозяйственных целях. А ведь тут покоится прах родителей и братьев известного дореволюционного фотографа Вениамина Метенкова, сохранились надгробия с могил купцов Юркиных, лежат предки Звездиных, Жмаевых, Подрядовых и других известных в городе семей. Но сохранившиеся и поднятые на поверхность надгробия так и остаются разбросанными – не дай Бог, будут растащены.

Еще более плачевная картина – на старом кладбище в южной части города. Хоронить здесь перестали с 69-го года прошлого века. Между тем это кладбище, основное в дореволюционном Миассе, заслуживает отношения к себе как к мемориальному месту. Мало того, что тут похоронены известные люди, можно сказать, цвет тогдашнего населения. Оно еще и сосредоточие уникальных памятников и надгробий (в большинстве разрушенных, разбросанных по территории), по которым можно «читать историю» города. Кроме того, они дают представление о завидной кладбищенской архитектуре прошлых столетий. Если ничего не предпринимать, пройдет немного времени, и город лишится ценного культурного наследия.

- В 80-годах прошлого века на кладбище проводились общественные субботники, на которые собиралось до 200 человек, - продолжает Галина Михайловна. – До трех машин мусора вывозили за день. Участвовали, коллективы местных предприятий, горкомовские работники, общественники. Потом массовый энтузиазм поутих, что печально. Недавно одна женщина собирала деньги на уборку мусора, обрезку деревьев. Кое-что сделали, но это мизер на фоне того, что требуется. Спасибо предприятию «Мемориал», которое по просьбе работников музея восстановило памятник супругам Романовским, родителям известных сестер-благотворителей Лидии и Надежды.

Журналист убедился: кладбище зарастает, его архитектурные раритеты повалены и теряются в гуще травы и кустов, разрушаются, исчезают.

Краеведы Галина Наумова, Нина Чухарева, исследователь старины Виктор Столбиков поднимают проблему поиска и обозначения старинных и иностранных захоронений – возле Петропавловского и Свято-Александровского храмов, что стояли в старом городе, а также на месте бывшего старообрядческого Никольского монастыря, на острове Веры.

- На острове Веры, признанном объектом культурного наследия, есть таблички, обозначающие, где были трапезная, церковь и так далее, а вот место, где находилось захоронение раскольников, не указано, поскольку, видимо, не обнаружено. Но небольшое кладбище, как свидетельствуют документы начала прошлого века, там было. Чтобы показать это, известный энтузиаст Иван Артемьев поставил там поклонный крест, - заметил Виктор Иванович.

- Когда-то давно на улице Крестиковой (сейчас Крестьянская) во время прокладки водопровода были обнаружены долбленые гробы, в которых хоронили покойников старообрядцы, - рассказала старший научный сотрудник краеведческого музея Нина Чухарева. – Об этой уникальной находке и этом месте в городе, к сожалению, знают немногие.

По состоянию кладбищ можно судить о том, насколько мы «Иваны, не помнящие родства», уважаем ли традиции и святыни прошлого, дорожим ли культурой и духом старины. Это о нас, родственниках. А властным структурам не только по совести, но и по закону надлежит должным образом содержать кладбища, не взирая на скудость казны. О городах судят не только по площадям и проспектам, но и по местам захоронений.

Как-то собрался на кладбище прибрать на могилах родных. Время шло к вечеру, идти одному было не с руки.  Сказал об этом верующему приятелю на остановке: я ждал нужную маршрутку, он возвращался домой с работы.

- Давай поеду с тобой, - предложил приятель. – Для укрепления души с удовольствием побываю на святом месте, помогу тебе. Тянет постоять среди могил, подумать о самом главном в жизни.

- Усилия по сохранению и уходу за могилами- это, прежде всего, наш личный долг, - замечает настоятель храма Святого Богоявления протоиерей Игорь Рысенко. -  Необходимо не сетовать на бездействие властей, а делать что-то самим. И главное: не забывать молиться за усопших. Просто сохранять памятники и не поминать усопших - это похоже на музей. А между двумя мирами существует реальная прочная связь. И умершие нуждаются в наших молитвах, и их дальнейшая судьба даже может зависеть от степени нашего духовного усердия. Да и для нас очень важна такая молитва, такой духовный труд. Молясь, мы совершаем доброе дело, исполняем заповедь Божию о любви и совершенствуемся духовно. За такой труд Господь простит нам и многие наши собственные прегрешения. 

Фото автора

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla