Наверх На главную

На фото: Шварц Вячеслав Григорьевич «Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», 1865 г.

Мы привыкли к различным благочестивым обычаям, существующим в Русской Православной Церкви, таким как устилание пола в храме травой на Троицу или освящение яств на Пасху. Но об одном древнем обряде, происходившем в праздник Входа Господня в Иерусалим, мало кто знает.

В XVI – XVII веках в России совершалось особое церемониальное «шествие на осляти», истоки которого лежат в византийской традиции. Этот обряд совершался в Вербное воскресенье в Москве с необычайной пышностью. В нем участвовали тысячи человек. Пальмовые ветви заменяли ветками вербы. Впрочем, такая замена вполне оправдана. Верба также как и пальма упоминается в Библии, её ветви использовали израильтяне на праздниках. Входоиерусалимские вербы на Руси украшали изюмом, грецкими орехами, фруктами, цветами и бумажными птичками. Столицу украшали расписными кадушками с ветвями вербы, которые расставлялись по пути шествования процессии. Приготавливали вербные сани, на которых во время действа ехали певчие. Празднование начиналось Божественной литургией в Успенском соборе и приделе собора Василия Блаженного, освященном в честь Входа Господня в Иерусалим. Затем на Красной площади начиналось «шествие на осляти». Патриарх, подобно Христу, с Евангелием и крестом садился на «осла». На самом деле, это был конь, которого при помощи некоторых деталей «превращали» в осла, к примеру, прицепляли ему ослиные уши. Царь вёл «ослятю» за узду. Открывали огромную процессию стрелецкие дети от десяти до пятнадцати лет. Они изображали иудейских отроков и устилали дорогу большими красными и зелеными полотнами. «Шествия» всегда были очень многолюдны. При царе Феодоре Алексеевиче в такой церемонии однажды приняли участие триста священников, двести диаконов, тысяча детей и многолюдная толпа народа. На обратном пути шествующих встречали колокольным звоном всех московских храмов. Звон колоколов смолкал, когда главные действующие лица «шествия» входили в Успенский собор Кремля.

«Шествие на осляти» долгое время проводилось только в Москве. А во время патриарха Никона этой чести удостоились крупнейшие митрополии страны – Новгородская, Ростовская, Рязанская, Тобольская и Астраханская. На местах главными участниками становились архиерей и воевода. Однако с 1678 года шествия там были запрещены. При Петре Первом их отменили совсем. В Москве последнее действо прошло в 1696 году.

 Действо «шествия на осляти» имело важное символическое значение для Русского государства того времени. После падения Византийской империи в 1453 году Россия утверждается как третий Рим, растет авторитет Русской церкви с принятием патриаршества в 1596 г. Со второй половины XVI века в обряд коронации русских царей включают миропомазание, как в ветхозаветном Израиле. В качестве помазанников цари становятся исполнителями воли Божией. Войны, которые Россия ведет с иноверцами, придают ее правителям особый статус – главных защитников Православия. А распространение христианства на присоединенных землях делает царей своего рода «мессиями», ведущими народы, погрязшие во тьме язычества, к Царству Небесному. Неслучайно именно в это время во многих городах России строятся храмы в честь Входа Господня в Иерусалим. Надо отметить, что и собор Василия Блаженного, построенный в Москве в память победы над Казанью в XVI – XVII веках назывался Входоиерусалимским по одному из пределов, освященных в честь этого праздника.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla