Наверх На главную

Крестьяне признавали, что «одно спасение – пост да молитва». В христианском понимании пост есть духовное приготовление к празднику, средствами которого служат воздержание от скоромной пищи, неблаговидных поступков, размышление и молитва. Для того, чтобы представить, какое место занимают посты в жизни народа, достаточно сказать, что из 365 (в високосный год 366) календарных дней года на посты приходится около 220, т.е. большая часть года. Существует четыре многодневных поста: Великий пост, который предуготовляет верующего к встрече Пасхи – Светлого Христова Воскресения; Петров пост или Апостольский в честь святых первоверховных апостолов Христовых Петра и Павла; Успенский пост – в память Успения Божией Матери; Рождественский пост предваряет праздник Рождества Христова.

Однодневные посты соблюдались еженедельно по средам и пятницам в течение всего года, за исключением сплошных седмиц, обозначенных церковным календарем. По замечанию исследователя народной культуры Т.А. Бернштам, канонические основы поста «были сильно «разбавлены», если не сказать – перекрыты апокрифическими правилами, обусловившими развитие неканонических постовых форм». Среди таких неканонических постовых форм было установление дополнительного времени постов, например, «понедельничанье», воздержание от некоторых видов постной пищи в определённое время года, а также полный отказ от употребления некоторых продуктов.

Писатель В.Г. Короленко, в 1901 году путешествовавший по Уральской области, описал колоритного казака, старика Хохлачёва: «Он отказался выпить с нами чаю, - скромно, и не объясняя причины, но охотно взял яблоко, которое, впрочем, так и держал всё время в руке (дело было ещё до яблочного Спаса)». Объясняя его поведение, Короленко заметил также, что на Урале многие не пьют чаю, считая это грехом. То же явление отмечали приходские священники, связывая это с влиянием старообрядцев. Те, кто воздерживался от употребления чая, утверждали: «аще кто пиет чай, тот отчаялся спасения своей души», добавляя: «старики наши не пивали, да и нас не благословляли».

Составители «Полного географического описания нашего Отечества» отмечали: «Благочестие является отличительной чертой приуральской деревни, выражаясь в строгом соблюдении постов, сред, пятниц и часто понедельников». Благочинные священники доносили в Оренбургскую духовную консисторию, что посты среди сельского населения соблюдаются строго, лишь некоторые позволяют себе в постный день есть скоромную пищу. Среди них «некоторые из отставных солдат или живущие на станциях железнодорожных», то есть «вкусившие плода ложной цивилизации». Также посты не соблюдались христианами из инородцев: «чуваши нарушение постов не считают грехом».

Лишь некоторые священники писали в отчетах о духовной и нравственной стороне поста в своих приходах. Протоиерей Андрей Земляницын, служивший в одном из сел Челябинского уезда, писал о прихожанах: «посты относительно употребления постной пищи крестьянами соблюдаются, но скромность великопостного времени нарушается женскими (не без участия, впрочем, мужчин), беседками, или посиделками на второй и на третьей неделе поста, по случаю приезда в дом родителей «молодых», вышедших в этот год замуж. При обилии яств эти сборища не обходятся без угощения водкою и неизбежных при ней безобразий».

Посты вносили большие изменения в бытовую жизнь сельского населения. Так, ко времени Великого поста хозяйки заменяли котелки, посуду на «постную», в которой никогда не варили жирную, мясную пищу ( об этом рассказывала нам О.П. Архипова, родившаяся в деревне Аршинка Златоустовского уезда в 1912 году). Изменения касались и характера употребляемой ими пищи. О постном рационе крестьян Юго-западной части Шадринского уезда, соседнего с Челябинским, в середине XIX в. подробные сведения приводит священник Т. Успенский: «Пища постная: холодное из тертой редьки с луком, картофелем и огурцами; белая капуста (серая в пищу не употреблялась); пирог из рыбы или груздей; щи из толстой ячменной крупы; каша из той же, но мелкой крупы; уха из свежей, но чаще из сухой рыбы; репные парёнки и сушеная вишня в сусле; сладкие пироги с маком, толченою черемухою, вишнею; густой из сусла квас».

В.М. Черемшанский в «Описании Оренбургской губернии» отмечал, что еда крестьянина в постные дни состоит из щей из белой или серой капусты и разного рода овощных похлебок, а так же капусты, огурцов, картофеля, свеклы, репы и грибов – если есть; варят горох, кашицу, кисель гороховый, овсяный и пшеничный, разводят толокно с квасом, зимой готовят свекольники, а летом ботвинью, пекут калинники и приготовляют калиновый кисель и кулагу; по праздникам пекут пироги с рыбой, грибами, морковью, картофелем, горохом, калиной и т.п.

Приучение к посту начиналось с раннего детского возраста. По сообщению Е.И. Савельевой 1913 г.р. (Тютняры), начиная с трех-четырехлетнего возраста родители в Великий пост не разрешали детям есть молоко и журили за то, что дети пальчиком снимали сливки в кринках, которые стояли на подставке под столом. Д.Н. Мамин-Сибиряк во время путешествия по Зауралью встретил женщину-вдову, пробиравшуюся на телеге с четырьмя маленькими детьми с Соймоновских приисков в свою деревню в Челябинском уезде. Потеряв на приисках кормильца, семья голодала. Женщина просила помощи у писателя. Найдя в своих запасах хлеб и кусок жареного мяса, Мамин-Сибиряк предложил его крестьянке, но она, приняв хлеб, отказалась взять мясо, сказав, что дети есть его не будут, потому что шли Петровки.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla