Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником Воскресения Господа нашего и Спасителя, неделей, которая именуется Неделей по Богоявлении, то есть это первый воскресный день после нашего престольного праздника Богоявления, или Крещения Господня. А также сегодня Церковь воспоминает преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника, основателя общежительного устава монастырского.

Сегодня мы с вами вновь и вновь слышали слова о покаянии в воскресном евангельском чтении. Только теперь уже нам об этом говорит не Предтеча Господень и Креститель, то, что мы слышали с вами на прошлой неделе, когда Иоанн Креститель вышел на берега реки Иордан, готовя еврейский народ ко встрече со своим Спасителем, с Мессией, и говорил им: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). И весь народ заходил в реку Иордан, каялся в своих грехах, каждый лично в своих грехах, после этого Иоанн Креститель возлагал правую свою руку (десницу, по церковно-славянски) на главу кающегося грешника и погружал его в воды реки Иордан. И человек выходил из этой реки очищенным, омытым физически и духовно.

Вот такой прообраз нынешнего крещения, прообраз того, что совершается в церкви, когда человек приходит и становится членом  Церкви, Тела Христова. Точно так же совершается погружение в воду троекратно, а перед этим человек исповедует веру свою в Иисуса Христа как в своего Бога и обязуется исполнять Его святые заповеди в своей жизни. И после этого выходит из купели уже другой человек. Вода символизирует собой, в том числе, и землю: как бы хоронят человека, погребают его и он заново восстает из этой воды, как из земли, воскресает, становится новым  человеком, вновь живым, но уже живым к вечной жизни. Тоже такой прообраз всеобщего будущего воскресения из мертвых: когда человек крестится, он рождается вновь. И вот Иоанн Креститель и говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его», - то есть достоин быть Ему только слугой, - «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:11).

Вот этим Духом Святым теперь наша Церковь наполнена, все таинства церковные совершаются силой Святого Духа, и, начиная с самого Крещения, Духом Святым и вода освящается в купели, и затем Дух Святой нисходит на человека, когда священник помазывает его святым миром, запечатывает как бы все органы чувств этим святым веществом и произносит при этом молитву, говоря: «Печать дара Духа Святаго». А крещаемый или крестный, если крестят младенца, за него говорит – «аминь», то есть «истинно, да будет так». Дух Святой затем, уже в дальнейшей жизни христианина постоянно ему сопутствует: и в молитвах, и особенно в церковных таинствах, и на исповеди мы это с вами чувствуем всем сердцем своим, когда освобождаемся от тяжести греховной. И в таинстве святого причастия – самое главное наше церковное таинство, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Господа нашего и Спасителя и соединяемся с Ним, соединяемся с Его божественной энергией именно с помощью действия благодати Святого Духа.

Хоть и называется именно «благодать Святого Духа», но благодать, конечно, это та сила, которая присуща всем Трём Лицам Святой Троицы: и Отцу, и Сыну, и Духу Святому. Но называем мы ее так именно – «благодать Духа Святого», потому что действует сейчас в мире особенно промыслительно, видимо и ощутимо именно Святой Дух. И сошел Он на землю именно  в тот день, в который Господь и обещал – в день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Воскресения Христова. И, таким образом, Дух Святой теперь уже таким осязательным, можно сказать, видимым образом действует в мире, просвещая, укрепляя, вдохновляя людей на спасение своей собственной души, давая им для этого силы, что самое главное.

Но вот с чего это все начинается – мы сегодня опять с вами услышали. Как говорит нам теперь уже Сам Христос, когда Он вышел на проповедь, уже на Свое собственное служение. Он и начал Свою проповедь с тех слов, которые говорил когда-то Иоанн Креститель: «покайтесь», - мы сегодня с вами снова это услышали, - «ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17).

А мы можем сейчас сказать, что оно уже не приблизилось, а уже настало, потому что когда Сын Божий спустился на землю с Небес, воплотился, стал человеком, жил среди людей, - Сам Бог пришел на землю! – вот вместе с Ним и Царство Небесное на землю пришло. Потому что там, где Бог, как святые отцы говорят, там и рай.  Если Бог с нами здесь на земле, значит, и рай уже здесь, и Царство Небесное уже здесь. Это надо помнить.

Господь и говорит нам, где оно – это Царство Небесное: не в какой-то звездной системе за тысячи световых лет отсюда, оно здесь. Господь говорит: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Внутри каждого человека Царство Небесное! И оно может раскрыться в человеке, но только тогда, когда человек станет способным увидеть это, почувствовать и воспринять своим сердцем, то есть войти в этот мир. А что для этого нужно? Для этого нужно самое главное и первое – измениться человеку нужно, стать другим, не таким мирским, не земным, не перстным, не смертным и греховным, но святым и чистым, или стремящимся к чистоте и святости. Много раз мы уже с вами об этом говорили, что святость – это не итог и потом нимб над головой напишут тебе на иконе, а святость – это путь, это образ твоей жизни, это борьба с грехом. Вот путь святости. Человек, который видит грех в себе и борется с ним, это человек, который живет святой жизнью. Именно так всегда воспринималась в Церкви святость. Апостол Павел в своих посланиях так прямо и говорит, называя всех последователей Христа святыми. Святые, потому что видят зло и не соглашаются с ним, борются с ним.

А с чего всё начинается? А начинается всё с осознания своей собственной греховности, с покаяния. Вот поэтому Господь и говорит с нами, как бы полагая фундамент этому зданию духовному, который каждый из нас должен построить в своей собственной жизни на фундаменте, на крепком камне покаяния.

Почему так важно помнить о покаянии и все время себя понуждать к покаянию? Потому что покаяние отрезвляет человека. Человек становится искренним перед самим собой, он учится видеть себя и оценивать себя таким, какой он есть на самом деле, не оправдывая себя, не успокаивая себя, а непримиримо, бескомпромиссно, глядя на свои собственные грехи, объявить им смертный бой. Потому что цена этой войны, этого боя – наша с вами бессмертная душа, наше бессмертие – вот цена этой борьбы. Или мы попускаем себе и позволяем себе грешить в этом мире, наслаждаясь какими-то сиюминутными мимолетными наслаждениями, мирскими, земными, физическими, но при этом теряем несравнимо больше: теряем бессмертие свое, теряем блаженную вечность, тот мир, который для нас создан изначально и который мы еще с вами призваны наследовать. И еще большой вопрос, доберемся мы до финиша победного или нет?

Всё ведь зависит, прежде всего, от нас самих. Господь нам только помочь может. Но, как говорят в народе, насильно мил не будешь. Или, если перефразировать эту фразу, за шиворот в рай человека не затащишь, если он сам не хочет. Он должен сам стремиться и прилагать силы своей души и тела для того, чтобы к этому приблизиться хотя бы, а Господь поможет, даст силы.

Да к вот, покаяние – это первая ступень. Вновь и вновь вам приведу слова нашего замечательного святителя Игнатия (Брянчанинова), все вы его хорошо знаете по книжечке, которая, наверняка, у каждого из вас дома лежит как настольная книжка, которая называется «В помощь кающемуся». Та книжечка, лучше которой еще никто не написал и не составил, - это такое руководство к покаянию настоящему, сердечному.  Очень все просто, буквально там несколько десятков  страниц. Можно сесть и за один раз прочитать ее. Но насколько там всё глубоко выстроено, продумано, прочувствовано, осмысленно. И надо, когда мы готовимся с вами к исповеди, эту книжку всегда перед глазами держать. Так вот Игнатий (Брянчанинов) в своей молитве к Богу, он – святитель, то есть епископ Русской Церкви, архиерей, - говорит: «Господи, дай мне увериться и искренне сознаться, что я грешник».

Слышите, как он говорит о себе? Увериться и искренне сознаться. Увериться, значит, понять или осознать свою греховность, а потом уже искренне самому себе сознаться, что «я грешник». Вот это самое первое, это самое главное. Искренность, бескомпромиссность, когда мы рассматриваем свою собственную совесть, свою душу! Вот святитель так и говорит, обращаясь ко Христу: «Дай мне увериться и искренне сознаться, что я грешник». Дальше что он говорит: «Даруй мне отвергнуть лукавые оправдания». «Отвергнуть  лукавые оправдания» - он просит у Господа это как дар. Он говорит: «Господи, даруй мне», то есть подари мне эту способность видеть свои грехи, сознавать их и каяться, сознавать в самом себе и искренне говорить, не соглашаться ни с какими оправданиями, которые тут же возникают. Стоит нам только увидеть в себе какой-то грех и мгновенно нам какой-то голос начинает тут же нашептывать в ухо, что «ничего страшного, ну, пойдешь покаешься» и многие-многие другие такие вещи. Сразу же начинается: «Да, это, конечно, плохо, но другие еще хуже поступают, ты не самый плохой, есть гораздо хуже тебя».

А вот святые так не говорили, они так не считали. Они всегда считали себя самыми плохими, самыми грешными. Именно так считали искренне. Казалось бы, со стороны видели, как, человек святой жизни, а считает себя грешником последним? Как это может быть? Ведь это же неправда!  Так и думаем мы, глядя со стороны. А святой так не думает. Он искренне считает себя самым грешным, самым большим грешником. А почему? А потому что, чем человек чище становится, чем его душа становится светлее, тем он яснее видит свою внутреннюю сущность, свою греховность. Видит, и ужасается, и сокрушается.

Как говорят наши учителя Церкви, отцы нашей Церкви, если бы человек мог видеть себя сразу таким, какой он есть, в полноте, во всей глубине своей греховности, он бы этого не выдержал просто. Или уныние и отчаяние наступало бы у человека, и он просто не имел бы в себе ни мужества, ни сил для борьбы с грехом – такова глубина поражения нашей с вами человеческой природы грехом. Но вот Господь по мудрости Своей, по любви к нам поступает так: Он потихонечку открывает нам самих себя, по мере нашего духовного возрастания и укрепления наших духовных сил, когда мы способны увидеть чуть дальше, чуть глубже внутрь себя посмотрев, осознав эту степень своей болезни греховной, имеем уже мужество и силы преодолеть очередное препятствие. Преодолели, приподнялись на следующую ступеньку, а горизонт открылся дальше. Чем человек выше поднимается, тем дальше видит. Так и в духовной жизни, то же самое: мы поднимаемся по духовной лестнице и начинаем видеть еще дальше, еще глубже себя начинаем видеть – это естественный путь. И этого пугаться не нужно.

Вы сами могли это заметить: когда человек занимается духовной жизнью, ходит регулярно на исповедь, исследует свою душу, свои чувства, мысли, поступки, причащается, накапливая в себе благодать Божию, силу для борьбы с грехом, он потом по истечении какого-то времени приходит в некое недоумение. Мне приходилось не раз слышать от прихожан, от вас, когда говорите мне: «вот уже столько времени прошло, а мне кажется, что я стал или стала гораздо хуже, чем до этого, когда только начинал(-а) духовный путь свой». Прошли годы, год-два-три, а человек вдруг, оглянувшись на себя, проделав весь этот путь, ужасается и недоумевает от того, что оказалось в этот момент, что всё гораздо хуже стало. И первая мысль возникает, а какой смысл тогда заниматься духовной жизнью, если только хуже от этого становится?

Да нет, не хуже, а лучше становится! Вы стали другими, вы стал выше, вы стали чище, вы стали лучше и стали глубже в себе видеть что-то, чего раньше не замечали, не обращали на это внимания, не видели этих грехов своих,  а теперь видите. То есть Господь вам показывает, что вы прошли этот путь не зря и надо двигаться дальше. Вот поэтому святые уже на исходе своей жизни, как один старец святой жизни, умирая в окружении своих учеников-монахов где-то в монастыре, говорил им: «Братья, страшусь и ужасаюсь предстать перед Христом» (зная, что уже отходит из этого мира). И ученики ему говорят: «Отче, авва, тебе ли страшиться? Ты наш учитель, ты наш авва, ты святой жизни, ты подвижник, тебе нечего страшиться». А он говорит: «Искренне говорю вам, истину вам говорю: я ещё и не начинал пути своего спасения».

Вот так говорит человек, который прожил всю жизнь в подвиге. Оценивая свою жизнь, оглядываясь на нее, делает такой вывод, что он как бы еще и не начинал ничего для того, чтобы заслужить какое-то спасение или милость от Господа. И о чем это опять говорит нам, какой это для нас урок? Что нас Господь спасает, а не мы себя спасаем. Он только, глядя на наши усилия, на наши труды в борьбе с грехом, на нашу решимость, на нашу волю, оценивает это любовью Своей и избавляет нас от тех или иных грехов, и дарит нам, просто дарит спасение! Не мы его заработали, не мы его заслужили. Сколько бы мы ни трудились и не работали бы – это бездна греха. Её никак не преодолеть нам самим, мы бы вечно в ней барахтались, если бы не милость Божья. А с Господом всё возможно. Пришел Господь на землю, распростер руки на кресте и убил этот грех, и освободил нас с вами. Теперь мы можем, именно можем по этому пути пройти, по которому Он когда-то прошел – от земли к небесам. Проложил нам этот путь обратно домой, к Себе, на родину, в мир, который для нас изначально создан.

Будем помнить об этом, благодарить Господа за это, и таких подвижников святых, как преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник, себе в пример брать. Человек, который до 105 лет дожил в пустыне в подвигах, в молитве, в посте, чудотворениями различными прославился, и вся его жизнь была посвящена Богу. Он с юности, оставив и родителей, именитых и богатых, и весь мир этот оставив, ушел в пустыню. С юности так многие годы, всю свою жизнь провел там. Для него эта жизнь была – путь домой, и он достиг этого желанного отечества небесного, как мы с вами говорим, Царства Небесного. Значит, если достигали отцы, и мы можем с вами. Этот путь проложен, нам надо просто иметь мужество идти. Возьмем себе за основу то, что сказал нам сегодня Христос: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И я вам говорю, уже настало Царство Небесное.

Значит, покаяние будем иметь для себя фундаментом. Будем исследовать свою душу, внимательно смотреть на неё, испытывать свои чувства даже, не только слова и поступки. Чувства, мысли, и контролировать их всегда. И если что-то не получается, где-то упали, где-то не выдержали, проиграли, упустили, есть такое таинство как покаяние, как исповедь. Покайтесь – и можно всё начинать сначала, двигаться дальше.

Всех вас благодарю за молитвы и поздравляю со святым причащением!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla