Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником Воскресения Господа нашего и Спасителя, и с днем памяти святых отцов - участников 7 Вселенского собора, тех святых, чьими трудами была опровергнута и осуждена иконоборческая ересь, которая раздирала Церковь многие десятилетия перед этим. И право иметь иконы в своей жизни личной, домашней и в богослужебной теперь у нас заслужено трудами этих святых отцов, чью память мы сегодня прославляем.

Действительно, обращаясь к иконе, мы не иконе молимся, а, глядя на образ, который изображен, возносим свой ум, свое сердце к первообразу, как сказано было в постановлении этого собора. То есть, глядя на образ святого, изображенного на иконе, мы молимся самому святому. Можно это, наверное, сравнить с обычной нашей мирской жизнью, когда мы глядим на фотографию родного и близкого нам человека. Может быть, кто-то даже прижимает к сердцу и целует эту фотографию, особенно, допустим, мама своих детей, или любящий любимую свою. Это не говорит о том, что фотографию мы любим, а мы любим именно того, кто изображен на ней, и через эту фотографию мы свои мысли и чувства все возносим к тому самому первообразу, как святые отцы говорят, к тому, кто изображен на этой фотографии. Так же и об иконах мы говорим.

Эта ересь имела под собой некоторое основание. Действительно, были перегибы в отношении икон, действительно, были случаи, когда сами иконы пытались обожествить и именно самим иконам приписывали ту или иную чудодейственную силу. Доходило до такого даже, что соскребали краску с икон и ссыпали потом эту краску в чашу с Телом и Кровью Христовыми, так, чтобы ещё этой краской причаститься как бы, часть этой святыни как бы получить. Конечно, всё это было неправильно.

Но вот, из одной крайности в другую, как это часто бывает. В результате, по указу императора Льва Исавра в 730 году совсем запретили иконы.

Мы с вами знаем, что икона – это средство, или способ передачи благодати, но благодать-то нам дает Господь. И независимо от того, к какому святому мы обращаемся или молимся, все святые служили в своей жизни Господу нашему, их цель и смысл жизни был в этом. И поэтому они лишь только испрашивают для нас эту благодать, но испрашивают они её все у Господа нашего Иисуса Христа. И поэтому, когда мы получаем ту или иную благодать от иконы святого, или святой, или Матери Божьей – благодать исходит от престола Божия, от Самого Создателя нашего.

Поэтому икона, как некоторые святые говорят, - это окно в иной мир. И когда мы смотрим на икону (она, действительно, как окно в раме), из того, потустороннего мира на нас смотрят наши святые, и мы с ними, таким образом, можем общаться, видя их, созерцая их, лобызая их, поклоняясь им. Это действительно очень важно, что сохранились иконы, и наше право и возможность, обращаться и молиться к святым через них. Поэтому святых отцов 7 Вселенского Собора так Церковь и прославляет, специально воскресный день им посвящен.

В сегодняшнем воскресном Евангелии мы с вами слышали о чуде воскрешения сына вдовы города Наина, наинской вдовы. И вот некоторые мысли тоже хотелось бы обсудить от прочитанного сегодня евангельского отрывка.

Господь подходит к городу Наин, а из городских ворот выходит навстречу Ему похоронная профессия: несут хоронить единственного сына  некой вдовы, которая жила в этом городе. Господь наш, увидев эту процессию, увидев убитую горем женщину, вдову к тому же, сжалился  над ней, подошел к ней и сказал: «не плачь» (Лк.7:13). Потом Он подходит трогает носилки Своей рукой, на которых лежит тело умершего, процессия похоронная останавливается, и Господь, уже обращаясь к этому мертвецу, говорит: «юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7:14). И вот юноша воскресает: душа его возвращается в тело, он садится на носилках и начинает говорить, и все в ужасе, все в страхе, видя такое непостижимое чудо. И здесь первое, что мы видим с вами, - это всемогущество слова Божия. Одно слово сказал Господь и душа послушно повинуясь, возвращается в умершее тело. Всесильно слово Божие! Мы с вами должны помнить, что для Господа нет ничего невозможного. Он даже больше нам говорит: для верующих ничего невозможного нет (Мф.17:20). Это именно слова Самого Иисуса Христа. «Всё возможно верующему» (Мк.9:23).

В чем смысл этой фразы? Верующий человек живёт Богом, он живёт с Богом, живёт в Боге. И поэтому как любой святой, чьими молитвами мы получаем те или иные чудеса в ответ на свои просьбы, он ведь тоже эти чудеса совершает именем Божьим, благодатью Божьей. Так вот и верующий человек, когда живет в Боге, с Богом, для него нет ничего невозможного. Всё, что необходимо и потребно для спасения, Господь подаст.

Вот мы с вами видим неожиданность некую. Господь подходит к воротам этого города и навстречу Ему выходит похоронная процессия. Вышли бы они немного раньше или позже из города, они не встретились бы со Христом. Но именно вот в этот самый момент встреча происходит. Здесь тоже для нас с вами назидание, такая мысль спасительная, что всё происходит в свое время. Господь приходит в определенный час, в определенный миг: как и в тот город Он пришел, к воротам этого города, так и в нашей с вами жизни так бывает. Господь приходит тогда, когда это необходимо, и наша с вами задача не пропустить этот момент, оказаться в этот самый момент внимательными, так, чтобы Господь мимо не прошел, или мы чтобы мимо Него не прошли, чтоб встретиться нам с Ним. И такая встреча может произойти в любой момент. И нам не нужно с вами думать, что какие-то особые условия для этого нужны, что вот необходимо такое-то количество поклонов выполнить, молитв прочитать, ещё что-то сделать, как бы потрудиться и вот потом только можно надеяться на встречу.

Надеялась ли эта вдова на такую встречу, когда шла за носилками, на которых лежало тело её любимого сына единственного? На что вообще она в этот момент надеялась? Наверное, уже ни на что. Тут уже не на что было надеяться. Собственно, невозможно было уже ничего изменить, всё уже случилось, и уже похороны. У неё впереди одинокая и, скорее всего, бедная, нищенская жизнь. Потому что вдова в иудейском обществе в то время – это человек без средств к существованию. Потому что женщина не занимала такого положения в обществе еврейском как мужчина. Она была сначала дочерью и как бы собственностью отца, а потом, когда вырастала, становилась женой и собственностью мужа. Самостоятельной жизни, как правило, не имели женщины еврейские. Поэтому и не было ни имущества, ни собственности у неё – всё принадлежало мужчине.

И вот вдова, не имея собственных средств к существованию, теряет ещё и кормильца своего единственного – сына, на которого последняя надежда была. А встреча произошла! А почему? Наверное, потому, - здесь можно так ещё поразмышлять, - что, скорее всего, в её сердце не было ропота, не было обиды, не было зла ни на кого, и ни на что, она смирилась с этим, она спокойно приняла всё, что случилось.

Господь всегда приходит именно в такой момент в жизни человека, когда человек смиряется, когда он не кричит «за что Ты меня так наказал?», не ропщет и не машет кулаками в небо, не проклинает своего Создателя. Иначе, конечно, о какой встрече можно было бы говорить?

Здесь тогда только бунт против Творца. Но вот когда он принимает сердцем спокойно приходящее как должное, как волю Божию, тогда Господь действовать начинает в жизни человека.

И вот здесь нам с вами тоже урок. Научиться принимать всё, что Господь посылает, со смирением, спокойно, понимая, что Господь нам зла никогда не желает. Если что-то происходит в нашей жизни для нас неприятное, горькое, обидное, конечно, по попущению Божию происходит, но это происходит не потому, что Господь так захотел. Чаще всего бывает в нашей личной жизни то, в чём сами мы виноваты: мы от Бога ушли, мы о Нем забыли, носим в себе нераскаянные грехи, совершаем новые, уходим от Него всё дальше и дальше. Из-под защиты уходим, из-под благодатного покрова Божьего уходим, а дьяволу только этого и надо. И как только ушел человек на страну далече, как тот блудный сын из притчи, он становится игрушкой в руках дьявольских, и дьявол что хочет с человеком, то и делает. Потому что сам человек так решил, выбор такой сделал.

Так вот, если Господь попустил тому или иному случиться, Он каждый раз оставляет для нас шанс возвратиться. Всегда есть такой шанс, всегда, когда мы принимаем какое-то решение, у нас есть два варианта: одно наше решение, а другое – как надо было бы сделать. Но чаще всего человек принимает решение в свою пользу, как он считает правильным. А наше решение как раз чаще бывает неправильным, потому что наши воля, чувства, наш разум – всё повреждено грехом. И мы рассуждаем, размышляем, принимаем решение исходя из поврежденной своей природы. Мы не слышим голос Божий, который зовет нас совсем к другому, и часто ошибаемся. И ещё сильнее запутываемся.

Вот если бы научиться слышать голос Божий в минуту принятия решения! А что нужно для этого сделать, чтобы нам услышать голос Божий? Господи, как мне поступить в данной ситуации? Сказать или промолчать, сделать или нет? Или прогнать эту мысль, или эта мысль от Тебя? Как поступить, как сделать? Нам надо научиться слышать Бога. А слышать Бога, Его голос в своем сердце, можно только когда в сердце тишина. Вот как у этой женщины-вдовы, видимо, тишина на сердце была. Она смирилась. Вот когда смиришься, свои мысли все утихомиришь, своё «я» поставишь на место и скажешь: кто ты, чтобы рассуждать о том, что случилось? Как когда-то Бог сказал Иову многострадальному: «Где ты был, когда Я этот мир  творил: звезды, планеты, землю эту прекрасную? Где ты был, и кто ты, чтобы спрашивать Меня о Моих путях? Мои пути – это не твои пути, и Мои дела  - это не твои дела». Пропасть лежит между Создателем и созданием. И тогда Иов, смирившись, сказал, что «я персть земная и, действительно, умолкаю в смирении и принимаю всё, что Ты мне посылаешь».

Мы знаем эту историю о праведном Иове. Кто не знает или подзабыл, прочтите в Ветхом Завете: кто такой Иов многострадальный, и что он перенес в своей жизни, какое потрясение страшное. Именно он так сказал: «Господь дал, Господь и взял <…> да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21), потеряв всё в минуту.

Вот и будем помнить, братья и сестры, ещё и это назидание. Состояние сердца нашего должно быть таким. Постоянно контролировать его нам нужно, постоянно свои эмоции, чувства проверять: как мы реагируем на то или иное обстоятельство в нашей жизни, что в нас в этот момент шевелиться начинает, что там закипает? Как мы реагируем? Мы со смирением принимаем? Мы помним о том, что Бог нам зла не желает или нет? Или мы начинаем сомневаться, как Ева в раю засомневалась, что Бог может обмануть. Дьявол ей сказал, что Бог вас обманывает, а она поверила. «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3,4-5). И Ева поверила… Вот в нашем сердце шевелятся такие мысли, что возможно, действительно, Бог против нас выступил сейчас и наказал нас так вот жестоко, и несправедливо, и ни за что?

Надо ещё одно помнить, что слово «наказание», когда мы о Боге это говорим, корень этого слова «наказ». А что такое «наказ»? Это урок. И Бог нас, когда наказывает, Он нас учит. Учит! И Он нас учит, любя и желая нам спасения! Это мы, когда наказываем других людей – детей своих или близких, - мы другой смысл в это слово вкладываем. Нам хочется побольнее сделать другому, так, чтобы он «прочувствовал», чтобы он это «всё понял», ещё там нотации почитать полчаса («ты понял? чтобы больше этого никогда не было!») и так далее. Бог так никогда с нами не общается и не поступает. Он нас приводит в какую-то ситуацию жизненную с одной только целью, чтобы мы всё сами поняли. Чтобы сами всё поняли, исправили и вернулись на свои пути.

Вот урок сегодняшнего воскресного дня и евангельского чтения: Господь всегда рядом, Он прийти к нам может в любой момент нашей жизни. Нам надо быть всегда предельно внимательными и не ожидать какого-то особого состояния своей души, какой-то эйфории. Ждать какого-то прикосновения благодати к своему сердцу, стремиться ощущать это  – не нужно! И святые отцы всегда говорят: не стремитесь ни к каким ощущениям во время молитвы, не ждите какого-то особого благодатного состояния, так, чтобы слёзы текли и так далее. А то так ещё будем ждать, чтобы невесомыми становиться, в воздух подниматься во время молитвы, чтобы ангелов начать видеть, чтобы голоса нам приходили ангельские. Тогда вот это будет состоянием прелести, духовного ослепления – это самое страшное.

Ничего не нужно ждать, ощущений никаких искать и во время молитвы, и во время каких-то других духовных подвигов своих. Мы делаем свое дело, мы выполняем свою работу, мы боремся со злом – вот наша задача. А уж если Господь решит кого-то посетить и наградить, это происходит всегда внезапно. Как вот и у вдовы наинской произошло это: она ничего не ожидала, и произошло удивительное, потрясающее событие в её жизни, Господь в её жизнь вошел, в её смиренное, принявшее это горе сердце.

Если мы будет так выполнять свое послушание, христианское делание в своей земной жизни, и Господь будет к нам так приходить. А уж если придет, мы не ошибемся. Мы это точно почувствуем, и увидим, и услышим. На сердце так станет легко и хорошо: действительно, будешь себя чувствовать как в невесомости, не будешь ног под собой, как говорят, чувствовать, летать будешь по воздуху – такое будет ощущение. И вот в этот самый момент, когда произойдет такое посещение, стоишь ли ты на молитве, творишь ли ты поклоны или ещё что-то делаешь духовное, остановись, говорят святые отцы. Вот оно то, ради чего ты старался, оно случилось. Все молитвы наши, духовные подвиги, они ради этого, ради того, чтобы Господь ответил, чтобы Он нас посетил, встретился с нами. И если эта встреча произошла, надо прекратить и молиться, и поклоны класть, а просто встать и насладиться этим моментом общения со своим Создателем. А то ведь некоторые продолжают дальше листочки переворачивать молитвослова.

Вот оно: благодать коснулась сердца твоего, Господь пришел к тебе, а ты на Него не обращаешь внимания! Тебе надо правило дочитать… Кому нужно это правило в данный момент? Господь уже здесь, не надо уже никакого правила больше читать. Всё, Он пришел к тебе: стой и наслаждайся этим моментом, общением со своим Создателем! Это так редко бывает.

С праздником вас ещё раз вас всех поздравляю, со святыми тайнами! Благодарю за молитвы. Да хранит вас всех милость Божия!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla