Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником Воскресения Господа нашего и Спасителя, неделей, которая именуется Неделей по Воздвижении Креста Господня. Сегодня у нас отдание этого великого, важного двунадесятого праздника, когда мы вспоминали Крест Господень и искупительный подвиг Сына Божия, пришедшего на землю нас ради, восшедшего на Крест и освободившего нас от проклятия греха и от смерти вечной, даровавшего нам с вами возможность вновь стать детьми Божиими - из чад гнева превратиться в чад Божиих, и наследовать уготованное нам от начала Царство Небесное. А также сегодня воспоминается митрополит Димитрий Ростовский, сегодня его память, и вот с этими событиями вас всех сегодня поздравляю, благодарю за совместные молитвы.

Сегодня в воскресном евангельском чтении мы слышали с вами историю об исцелении Христом Спасителем язычницы женщины-хананеянки, как её называют, или сирофиникиянки (племя такое существовало в те годы). Хананеи – языческие  племена, которые населяли Палестину до того, как эти земли были завоеваны иудеями. Это древнее племя. Но настолько они были развращены, что, по слову святителя Иоанна Златоуста,  сами основания природы извратили! Настолько пагубной была их низкая греховная жизнь. Иудеи, конечно, не могли мириться с этим и изгнали хананеев из земель палестинских. Жили они в пределах городов, о которых сегодня воспоминает евангелист, в пределах городов Тира и Сидона.

В сегодняшнем Евангелии повествуется как раз о том, как Христос шел поблизости от этих больших крупных центров, славящихся своим многолюдством и торговлей.  Господь проходил мимо этих языческих земель, как мы понимаем с вами, неспроста, по Своему предведению зная, конечно, о том, что должна случиться та история, которую мы сегодня слышали. И эта история настолько назидательна, что, конечно, и апостолам было очень важно увидеть всё это и услышать, и нам с вами тоже.

А что случилось? А случилось то, что женщина язычница из племени хананеев (хананеянка её называют), вышла из какого-то из этих городов и шла навстречу Христу Спасителю. То есть, она сознательно вышла, чтобы видеть Его и, как мы слышим из дальнейшего повествования, попросить Его о милости, попросить Его о помощи: дочь у неё была бесноватая. Как она сама сказала: «дочь моя зле беснуется» (Мф.15:22). Страшно мучил её бес, который в ней пребывал. И мать, глядя на страдания своего любимого ребенка, своей дочери, не могла, конечно же, оставаться равнодушной. И как мы понимаем, никаких способов избавиться от этой беды у неё,  язычницы, конечно же, не было.

И вот она находит единственный верный способ избавиться от этого недуга. Но поразительно то, что делает этот шаг язычница, которая не знала, во всяком случае, не принимала ту веру, которой жили иудеи, веру во Единого Бога. И если иудеи, к которым, по слову Самого Христа, Он был послан, распяли Его на кресте, то эта женщина-язычница показала такую веру, которую можно было бы поставить в пример всем окружавшим Христа, оказавшись более достойной внимания и милости Творца, чем дети дома Израилева.  

Она шла издалека, она даже не смела приблизиться ко Христу, издалека шла и кричала: «помилуй меня, Господи, сын Давидов» (Мф.15:22). Посмотрите, как она просит. Она не говорит сразу о беде, она просит сначала помиловать её лично. «Помилуй меня, Господи, сын Давидов», - она говорит. Она называет Иисуса Господом и называет Его сыном Давидовым, а это в понимании народов тех лет равносильно было слову «Мессия», «Спаситель». Потому что все знали тогда, и язычники, окружавшие Палестину и жившие недалеко от Иудеи, знали об этом пророчестве, что Мессия должен произойти из рода Давидова. И вот когда она называет Его Господом и сыном Давидовым – равнозначно тому, что она говорит Ему «Спаситель». И обращается к Нему - «помилуй меня».

Это нам с вами сегодня первое назидание в этой истории. Когда мы о чем-то Господа просим в своих молитвах, в своей собственной жизни, мы ведь чаще всего начинаем именно с просьбы. А у некоторых эта просьба в виде требования, или капризным тоном, чтобы немедленно и именно сейчас получить просимое. Конечно, ни одна человеческая жизнь на земле не обходится без скорбей, без болезней, без несчастий, без печали. Потому что именно скорбями человек и спасается. Только тогда, когда Господь посещает нас какой-либо скорбью, мы приходим в себя, мы вдруг понимать начинаем, что мы-то сами не боги, и что на самом деле мы ничего в этой жизни такого знаменательного, значительного сделать не в состоянии – только с помощью Божией. Как и Господь нам в Евангелии говорит: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф.6:27), а «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:30). Этим самым Господь как бы даёт нам отрезвление, прозрение этими скорбями. Если бы всё было сладко и гладко всё в нашей жизни, мы бы о Боге, скорее всего, и не вспоминали.  А зачем? И так всё хорошо.

Так вот, эти скорби они неизбежны, они необходимы как лекарство, горькое, конечно, лекарство, но полезное, спасительное лекарство, которое как бы возвращает нас на землю, ставит нас на ноги и напоминает о том, кто мы есть. Так вот, когда эти скорби посещают человека, первое, что должно приходить на ум христианину, верующему человеку – речь сейчас о нас с вами, о нашем времени, - значит, куда-то не туда я ушел, кривыми путями ушел от Господа, забыл о Нем. Где-то в моей жизни была какая-то червоточина, так, что я стал доступен силам зла, и броня, которая меня покрывала, благодать Божия, испарилась. Потому что там, где зло, Бога не может быть: что общего может быть у Бога и дьявола, между светом и тьмой? Значит, если в нас есть какая-то тьма, благодать в нас не может находиться, она будет отходить от нас. А если мы без благодати, мы беззащитны перед злом.

Нам нечем в таком случае защититься, потому что этот мир намного могущественней, сильнее и опытнее, чем мы. Любой бес, любой демон имеет огромный опыт уничтожения человека. Они же бессмертные существа, они настолько опытные: по выражению наших глаз, по движению, по жестам, по запахам, которые издает человек, они уже знают и чувствуют, могут предположить, о чем мы думаем, чего мы хотим. Конечно, всячески они будут пытаться нас натолкнуть на тот или иной грех, добиться своего, чтоб мы упали, чтобы обессилить нас и овладеть нами.

Так вот, когда мы попадаем в какую-то сложную жизненную ситуацию, мы должны вспомнить об этом. И как вот эта женщина-хананеянка, первое, что мы должны сказать: «Господи, помилуй меня грешного/грешную». То есть, открыть свое сердце, посмотреть на себя, вспомнить свою жизнь, на исповедь пойти, если необходимо, то есть просить сначала Господа о милости себе самому, о своих грехах, очистить сначала свое сердце, а потом уже дерзать о чем-то вообще просить. Потому что когда просит человек из нераскаянного сердца, нося в себе какие-то грехи, а часто бывает, что и тяжкие грехи, и находит в себе дерзость молиться не только за себя, но ещё и за кого-то возносить свои молитвы!.. А насколько эти молитвы достойны, насколько они вообще действенны такие молитвы?

Вот сегодня нам первый урок. «Господи, Иисусе, сыне Давидов, помилуй меня!», - сказала эта женщина. Но смотрите, ведь Господь не обращает на неё внимания. Он идёт, как будто бы не слышит её, а она идет сзади и продолжает вопить. Она идет и до тех пор кричит, пока апостолы уже, утомившись от её криков, не подходят сами ко Христу и говорят: «отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф.15:23). Вот опять притчу напоминает это нам с вами о неправедном судии, который простил и отпустил женщину только потому, что она докучала ему, то есть надоедала ему и говорит: отпущу её, чтобы уже отстала.

И вот здесь что-то подобное. Апостолы подходят ко Христу и говорят: отпусти её уже наконец, ибо идет сзади и надоедает своими криками. А Господь останавливает эти их мысли неправедные, но сразу не подаёт исцеления, чтобы их вразумить ещё. И говорит им: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24). То есть, Я пришел спасать только Свой народ, тот народ, который сохранил веру в Единого Бога. Послан только к ним. Но это Он делает только для того, чтобы продлить время, дать возможность женщине ещё раз себя проявить. И мы видим, пока Он им это говорит, а они в недоумении, в смятении в ответ не знают даже, что Ему ответить, эта женщина находит в себе дерзость подойти к Нему уже вплотную. Она понимает, что сейчас наступил уже решающий момент, и если сейчас она уйдёт, всё закончится. Она слышала, что Христос сказал: что Он послан только к иудеям, а она к этому племени не относилась, и, казалось бы, всё ясно, тебе прямым текстом сказали, что тебе нечего тут ждать, ты чужестранка, иноплеменница, ты язычница и иди себе, откуда пришла, но она сопротивляется. Она не соглашается с этим и подходит ко Христу вплотную и опять повторяет Ему: «Господи! помоги мне» (Мф.15:25). Она не говорит «помолись за меня» или что-то ещё, она говорит «помоги мне». Она обращается к Нему как к Господину, к власть имеющему.

Вот здесь опять неотступная молитва, удивительное усердие, посмотрите. И такое поведение можно объяснить, конечно, только горячей любовью этой женщины к своей несчастной дочери. Хананеянка понимает, чувствует, что дочь страдает за тяжкие грехи своей матери. И в то же время она чувствует, что Христос - единственная ее надежда. Но Господь прогоняет её, по сути, говорит ей впрямую: нет, не будет тебе никакой помощи. А она продолжает просить. Вот и в нашей жизни, мы должны это себе за урок взять. Иной раз человек просит, молится, а в ответ тишина. И кажется человеку: ну, видимо, не слышит меня Господь. Или: недостоин я по своим грехам помощи. Или ещё какие-то мысли возникают. И некоторые бросают молиться. Уныние или даже ропот на Бога возникают: вот, молюсь, молюсь и толку никакого. Даже сомнения вообще в существовании Бога возникают. Какой смысл молиться? Вот, молился, молился и ничего не получил.

А вот посмотрите, как хананеянка действует: не будет тебе ничего, а она всё равно - «помоги мне, Господи». Неотступность в молитве говорит о силе человеческих страданий и безусловной вере в то, что она может получить эту помощь. Может. Она чувствует это, и она не уходит. Так сильно мучается, видя страдания своей дочери. И её любовь материнская преодолевает всё, даже слыша такой прямой отказ.

Но это ещё не всё. Дальше ещё больше усугубляется ситуация. Смотрите, что Господь ей отвечает. Он очень жестко ей ответил, непривычно даже, может быть, жестоко. Посмотрите, Он говорит в ответ на её просьбу: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15:26). Он её сравнил с собакой, а свой народ с детьми. Нехорошо, говорит, забрать хлеб у детей и бросить собакам. Как отреагировать можно на такие слова?

Нас с вами зачастую гораздо менее оскорбительными словами кто-то может обидеть, и мы закипаем прямо от гнева и хотим, вроде бы, праведно отстоять справедливость, доказать или отомстить человеку, который нас оскорбил или унизил. А  здесь эту женщину Христос собакой называет, сравнивает её с псом. Нехорошо, говорит, так делать. Для чего Он это сделал? Он ведь видел её сердце, Он читал её мысли, Он всё понимал и делал это даже не ради неё. Он это делал для тех, кто окружал Его, смотрел и слушал. Потому что тот ответ, который потом прозвучал, поистине потрясающий. Потрясающий по глубине своего смирения и по силе веры этой женщины.

Она соглашается со Христом: «так, Господи!». То есть она ставит себя вровень с псами, о которых сказал Христос. Так, Господи! Согласна, потому что вы знаете о Боге, а мы ничего о Боге не знаем. Вы дети Божии, а мы как дикие животные. «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф.15:27). То есть те остатки пищи, которые остаются, потом их отдают как раз кому? Домашним животным, и собакам, в том числе, дают всё, что осталось со стола.  Здесь, конечно, разговор идет не об обычной пище. Благодать Божия, действительно, распространяется на весь мир. Сказано в Писании, что Господь дождит на праведныя и неправедныя. И хоть в малой степени, как крохи со стола, достается этой благодати и язычникам. Хананеянка это понимает и соглашается со Христом.

Посмотрите, какое смирение! «Так, Господи!», - говорит. И вот Господь, видя это, отвечает ей: «о, женщина! велика вера твоя» (Мф.15:28). Он не просто её испытывал. Он, конечно, знал, что так будет. Он это всё как назидательный урок для всех, и для нас, в том числе, оставил. «Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час», - как говорит евангелист. Исцелилась в тот же миг, как только Христос это сказал. Потому что у Господа слово - это дело, сказал, и всё тут же происходит.

Здесь мы видим также важный урок - умение самого человека поставить себя на должное место. Я не говорю о том, что нужно каждый раз сравнивать с какими-то животными, с низкими существами. Хотя ведь у многих святых в молитвах мы это читаем. Может быть, вы помните такую молитву, где вспоминается о том, что согрешивший человек говорит о себе: вот я грешу и возвращаюсь вновь к своим грехам, как пёс возвращается на свою блевотину. Или как свинья: однажды её омыли, а она опять возвращается и валяется в той же самой грязи, от которой только что её отмыли. И такие есть выражения в молитвах, и святые так говорят о себе лично.

Это действительно искреннее самоощущение, когда сам человек себя самоуничижает, и делает это не напоказ. Потому что это была искренняя молитва конкретного человека, обращение к Богу в своей собственной молитве. Он таким себя и считал, таким существом: свиньёй, валяющейся в грязи или собакой, которая на свою блевотину возвращается. А разве сейчас согрешивший человек не чувствует то же самое в душе?

Вот и здесь нам пример дается. То есть не превозносись в своих мыслях. Если ты исполняешь какие-то обряды, какие-то правила церковные, посты соблюдаешь, с разной степенью успеха, может быть, молишься, в церковь ходишь – это не значит, что ты поднялся на какую-то ступень святости. Это ровным счетом ничего не значит. Это значит только одно, что ты выполняешь то, что тебе, собственно, предписано от начала. Это твой образ жизни, ты так и должен жить. В этом какой-то твоей заслуги особой нет.

Заслуга в другом: заслуга в том, чтобы сердце свое очистить. Все эти действия, которые Церковь нам предписывает, предлагает, по сути, не заставляет, а предлагает – молитва, пост, хождение в церковь, участие в церковных таинствах, - всё это только средства, это не цель. Это только средства, с помощью которых мы можем привести свое сердце в необходимое  Богу угодное состояние чистоты! «Сыне, даждь Мне твое сердце» (Притч.23:26), - говорит Господь. А зачем Господь просит наше сердце? А чтобы исправить его, чтобы оживить его, сделать его способным чувствовать, любить. Чтобы сделать его способным к совершенствованию, к борьбе с грехом. Дай Мне твоё сердце, говорит Господь, и Я тебе его верну другим, ты станешь другим человеком.

Так вот и пророк Давил говорит в своем покаянном псалме: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс.50:12), то есть «сердце чистое создай во мне». А куда старое девать? Вот заменить его Господь и хочет. Дай Мне его, Я тебе дам другое, живое сердце, способное любить. Не каменный мешок бесчувственный, а живое, любящее сердце.

Вот об этом сегодня Евангелие. И эта хананеянка-язычница показала нам во многом пример: как нужно молиться к Богу, с каким терпением, с каким смирением и неотступностью идти ко Господу и просить у Него помощи, и спасения своей души, прежде всего. Будем помнить об этом, и брать пример с неё. И когда нам кажется, что особенно тяжело в жизни, и почему-то Господь нас не слышит, вспомним эту историю об исцелении бесноватой дочери этой язычницы-хананеянки. И будем сравнивать её положение со своим и понимать, что мы ещё и шагу не сделали в сторону своего спасения, и не можем, как она, себя повести. Мы бы не вынесли такого отношения к себе, если бы нам Господь так сказал, как ей сказал. Наверное, мы бы отвернулись и молча бы ушли домой,  большинство, наверное, так бы сделало. И это бы означало только одно – ни о каком смирении нет и речи. А вот она не ушла: она согласилась с Ним, смирилась и получила просимое тут же. Потому что Господь-то ведь любит всех, и Он пришел всех спасать. Он так и говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк.5:32).

Вот и нас с вами Он призывает, и будем этот призыв слышать и стремиться что-то сделать в ответ на этот призыв, как-то изменить свою жизнь, бороться с грехом, который нас борет каждый день, сопротивляться ему, и у Бога неотступно просить помощи. А Он в этой помощи никогда никому не откажет.

Аминь!

Всех вас поздравляю со святым причастием, за молитвы благодарю, и призываю на всех милость Божию!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla