Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с радостным светлым двунадесятым праздником в честь славного Рождества Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Праздник этот необычный. Он заключает в себе много важных назидательных мыслей и заставляет нас задуматься о многом. Хотя бы вспомнить о том, что сразу после этого великого двунадесятого праздника следует другой двунадесятый праздник: два события церковных стоят по краям одной недели - начинается неделя с Рождества Божьей Матери, а заканчивается Воздвижением Креста Господня. И вот два этих события, в начале недели – младенец, маленькая девочка, появившаяся на свет, и страшное оружие смерти – огромный окровавленный крест в конце этой недели. Они как бы друг напротив друга, но очень тесно связаны между собой. Поскольку Крест, который мы будем лобызать, поклоняться ему и прославлять его в конце этой недели, это то, ради чего Сын Божий, Спаситель мира приходил на землю, чтобы именно на этом самом кресте пролить Свою пречистую кровь, прибить к этому кресту вместе со Своим человеческим Телом грехи всего рода людского и уничтожить власть тьмы, уничтожить власть дьявола над человечеством, освободив нас и дав нам возможность вернуться в то первоначальное состояние, в котором когда-то пребывали наши прародители Адам и Ева, обрести вновь богоподобие и даровать нам бессмертие – то, что было когда-то так бесславно утеряно в раю.

О том, что значит для нас Рождество Богородицы, очень хорошо, ясно и кратко говорится в тропаре праздника. Тропарь – это вообще молитва, которая посвящена тому или иному событию церковной жизни, тому или иному празднику или святому. И в тропаре, как в квинтэссенции, очень ёмко, коротко, лаконично вся суть праздника или какого-то воспоминаемого события изложена. Вот мы с вами сегодня пели: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Вот в чём особенная радость для нас с вами. Потому что пришествие в мир Матери Божией открыло начало спасения рода человеческого. Родилась, наконец, в мир Та, которая стала способной вместить в Себе Божество, носить под сердцем Сына Божьего, второе Лицо Пресвятой Троицы! Недаром Её пророки сравнивали с неопалимой купиной: носить в себе огонь Божества и при этом Самой остаться невредимой, не опалившись этим пламенем Божественной святости. Какую надо иметь святую душу, чистоту, чтобы суметь это сделать. Вот, видимо поэтому так долго человечество ожидало появления на свет Матери Божией, поскольку необходимо ещё было вырастить этот дивный цветок, благоухающий чистотой и непорочностью. Из бесконечно длиной череды людских жизней, поколений,  через все эти тысячи лет от Адама и Евы! Господь, как опытный садовник, если так можно сказать, выращивал в этом саду человеческом Ту, Которая станет способной стать Матерью по плоти Живого Бога.

Мы прославляем Матерь Божию в сегодняшний день и вспоминаем Её чудесное рождение. Чудесное оно именно по тому, как оно произошло. Родилась она у престарелых родителей Иоакима и Анны. Оба они были из знатных родов: Иоаким был из колена Иудина, царского племени, Анна была младшей дочерью священника Матфана, из племени Ааронова. Здесь можно заметить еще интересную деталь. У Анны было еще две сестры – Мария и София. Именно у Софии впоследствии родилась дочь Елизавета, ставшая матерью Иоанна Предтечи.

Иоаким и Анна были благочестивы. Они 50 лет перед этим прожили в любви и согласии, в доброделании. Согласно Преданию, все свои значительные доходы они разделяли на три части. Одну часть жертвовали в Храм, другую раздавали нуждающимся, и лишь оставшуюся треть использовали для собственных нужд. 

Но ни знатное происхождение, ни личное благочестие всё-таки не давали им главного в жизни – радости отцовства и материнства. Не было у них детей. Они состарились и оставались  бесчадными, и, как Церковь воспевает их, терпеливо носили на себе это поношение бесчадства.

У древних народов, и у евреев, в частности, считалось позорным не иметь детей. И считалось так: если в семье нет детей, значит, эти муж и жена носят на себе, может быть, тайный, очень тяжкий грех, и наказаны Богом  бесчадием. И вот подозрение, которое жило в их окружении, оно, конечно, не могло их не огорчать, не омрачать их жизнь. Но они терпели безропотно, несли свой крест все 50 лет совместной жизни.

Но вот, наконец, случилось то событие, которое стало поворотным и в их судьбе, и в судьбе всего человеческого рода. Однажды на праздник Обновления храма Иоаким, по обычаю, принес богатые дары в храм. А священник, который нёс тогда череду, с презрением отверг его дары, обвинил его, сказав, что тот недостоин принести в храм свой дар, поскольку он бездетный, и значит, все дары Иоакима являются лицемерием, а сам он наказан Богом за свои грехи. Иоаким в слезах ушел в пустыню. И как предание церковное нам говорит, до сорока дней находился в пустыне, ничего не ел, молился и только слезами своими питался и пылью пустынной, этой перстью земной, и просил Господа помиловать его, снять с него это поношение и даровать ему чадо. Так же и супруга его Анна, узнав, какой позор претерпел супруг её в храме Иерусалимском, в саду неутешно плакала и рыдала и просила Господа о милости.

Вот мы в этом поступке родителей Преблагословенной Владычицы нашей можем увидеть для себя урок и назидание. Жизнь прожили благочестиво, не совершили греха, как Церковь о них говорит, в любви и согласии прожили полвека совместной жизни, и не было у них детей. Но ни тени ропота, ни упрёка, ни обид никаких, а взаимно только поддержка друг друга и безусловная вера во всемогущество Божие. «Господи, если Ты подаришь нам ребенка, мы посвятим дитя наше Тебе, чтобы всю свою жизнь он прославлял Имя Твое святое!» Такой обет дали оба родителя – один в пустыне, другая - в саду, дома, молясь, и не зная о том, что они молятся об одном и том же.

И вот молитва их была услышана. Их терпение, смирение безусловное и вера были вознаграждены, и наступил этот долгожданный момент. Ангел Божий явился Анне в саду, сказал ей, чтобы она шла к городским воротам, которые назывались «золотыми», и что она там встретит своего супруга, который возвратится из пустыни вот-вот, и что по их мольбам родится у них чадо, девочка, что назвать ее следует Марией, и что через Неё дастся спасение всему миру. Ангел явился и Иоакиму в пустыне, также утешил его обетованием рождения дочери и сказал ему, что супруга ожидает его у «золотых ворот». Они там и встретились, принесли в храме благодарственные жертвы и вернулись домой в твердой уверенности, что все исполнится так, как возвестил им ангел Божий.

Событие это, братья и сестры, важно для нас ещё и тем, что мы видим, как родители, однажды дав обет Богу, исполнили его в точности, соблюли свое обещание. Когда ещё Марии, как нам церковное предание говорит, было только два годика, Иоаким уже хотел отвести Её в храм и отдать Её на воспитание. Но когда Анна поставила дочку на землю, маленькая Мария сделала несколько неуверенных шагов и протянула ручки Свои маме, вернулась к ней на руки. И Анна сделал вывод, что ещё рано отдавать младенца в храм и умолила Иоакима ещё год подождать.

Прошел год, и вот уже тогда трехлетнюю маленькую девочку, еще младенца родители отводят в храм. Как обещали Богу, так и выполнили обещание – отдали девочку под попечительство Божие. А сами, как говорит нам церковное предание, в скором времени отошли ко Господу. Мария осталась круглой сиротой ещё в младенческом возрасте. Но Она не осталась одна, как мы знаем: всю Свою последующую жизнь до своего совершеннолетия Она прожила при храме, воспитывалась архангелом Гавриилом, предание нам говорит об этом. Они постоянно встречались, общались. Он питал Её небесной пищей, а ту пищу, которую давали при храме, Она выносила на улицу, раздавала нищим. Поэтому так и событие Благовещения произошло спокойно. Мария не удивилась явлению архангела, когда он пришел возвестить Ей благую весть, что Она избрана стать Матерью Божией, а удивилась другому и подумала: «как это возможно Мне стать матерью, если Я мужа не знаю, если Я Дева?».

Праздник этот, братья и сестры, как я вам ещё раз скажу, стоит в начале недели, а в конце её – Воздвижение Креста. То самое оружие, которое по пророчеству Симеона Богоприимца потом пронзит сердце уже взрослой Марии, когда Она будет стоять возле этого креста, видеть, как на нём умирает её возлюбленный Сын – вот эти два события на этой неделе по особому заставляют нас взглянуть на сегодняшний праздник. Он, безусловно, радостный: родилась Матерь Божия, день Рождения Царицы неба и земли. Но впереди - Её жизнь как сплошной подвиг, подвиг самопожертвования. Она всю Свою жизнь, собственно, готовилась к этому подвигу, и исполнила его потом в полной мере. Поэтому для нас с вами это не только радость, но и сопереживание Ей в совершении Ею своего земного служения, это и любовь к Ней безмерная за ту милость, которую мы все с вами ощущаем в своей собственной жизни от Неё. Ни одного человека не найдется, который бы мог сказать, что он молился Матери Божией и не получил бы желаемого.

И напоследок ещё хотел бы вам напомнить слова Матери Божьей, которые Она однажды произнесла. Вспомним с вами первое чудо, которое Христос совершил в Кане Галилейской, когда Он претворил воду на свадьбе в вино. Семья бедная была, Симон Кананит (он потом апостолом стал) был женихом на этой свадьбе. Пригласили гостей, а угостить всех не хватило средств, кончилось вино. И вот Матерь Божия обращается к Своему Сыну: «вина не имут» (Ин.2:3), то есть закончилось вино у них, и уговаривает Его что-то сделать, помочь в этой ситуации. Христос сначала говорит Ей, что не пришло Его время совершать чудеса, но потом поддается уговорам Матери Своей, призывает к Себе служителей этого дома и говорит им, чтобы те наполнили водоносы водой. Водоносы - это каменные сосуды, которые в каждом доме были. В них хранилась вода для того, чтобы совершать ритуальные омовения в определенное время.  И Богородица говорит этим людям: «что скажет Он вам, то сделайте» (Ин.2:5). Они послушались, пошли и наполнили шесть водоносов до верха. Затем Христос говорит этим слугам, чтобы зачерпнули из водоносов воды и отнесли распорядителю пира – архитриклину. Он же, попробовав этой воды, удивился, подозвал жениха к себе и сказал: «всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин.2:10).

Вот Матерь Божия сказала слугам: «что скажет Он вам, то сделайте». Они послушались Её, сделали, как повелел им Иисус, и чудо случилось. Пусть эти слова Богородицы и для всех нас станут заветом в нашей жизни. Это и нам Преблагословенная говорит сейчас: «Все, что скажет вам Сын Мой возлюбленный, сделайте».

Как нам с вами нужно жить, чтобы мы могли считать Богородицу и своей Матерью? Какой подарок мы можем принести нашей Матери в день Её Рождения? Что для любящего родителя самое дорогое в детях своих? Не какие-то материальные подарки. Самое драгоценное для родительского сердца – любовь своих детей, радостное послушание, то есть, желание именно с радостью выполнять то, о чем просят родители. Так вот для Матери Божией, для Царицы неба и земли, для нашей с вами Матери самое важное, самый дорогой подарок для Неё от нас будет, если мы будем любить Сына Ее возлюбленного, Господа нашего Иисуса Христа, и с радостью исполнять Его заповеди. Именно с радостью! Не заставляя себя, не понуждая, а именно с радостью это делая. Послушание, оно тогда послушание истинное, когда человек совершает его охотно. Господь наш говорит: «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите» (Ин.14:15). Будем стремиться к этому. Через любовь ко Господу нашему мы приобретем любовь и покровительство Матери Его Пресвятой Богородицы. И покров Её всегда будет над нашими головами распростерт. Никогда Она от нас не отступит и не оставит нас в наших бедах и напастях. Будем, прославляя сегодня Матерь Божию, помнить о том, что через неделю Воздвижение Креста, и, прославляя Её, радуясь вместе со всей Церковью Её славному Рождеству, будем преклоняться перед Ней за Её великий подвиг, который Она совершила в Своей жизни, став матерью Живого Бога, подарив нам с вами воплощенного Царя славы, подарив нам, тем самым, бессмертие и наследие вечной жизни.

Божие благословение да будет со всеми вами! Всех вас поздравляю с праздником, благодарю за молитвы и поздравляю со святым причастием!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla