Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское повествование знакомит нас с исцелением Господом нашим и Спасителем расслабленного человека.

История эта произошла непосредственно после путешествия Господа нашего по озеру Геннисаретскому на другой берег для того, чтобы избавить от беснования человека, живущего в безлюдных местах, как его называют, гергесинского (или, по другому, гадарского) бесноватого. И вот если сравнивать эти два повествования, две истории, мы видим, как по разному люди реагируют на чудеса: кто-то ждет чуда всем сердцем и просит Господа о том, чтобы оно случилось, а кто-то закрыт для чуда, а значит, и для изменения собственной своей жизни. Ведь любое чудо, которое происходит с человеком, оно, безусловно, влияет на всю его последующую жизнь. Оно меняет человека, или, во всяком случае, должно его менять. Если человек воспринимает то, что с ним случилось, именно как чудо. Этого Господь ждет от нас: когда подает  просимое, Он ждет от нас ответа в нашем сердце, чтобы мы поняли, осознали, что случилось это не случайно, это не стечение обстоятельств, а промысел Божий, милость Божия, и соответственным образом отреагировали.

Как мы можем отреагировать, встречаясь с чудом, которое происходит с нами, с близкими нашими? Конечно, безусловно, благодарностью. Благодарностью и желанием сделать так, чтобы мы оказались достойными: достойными именно образом своей жизни, своими мыслями и поступками. Вот тот случай с исцелением гадаринского бесноватого как раз говорит нам о том, как люди, жители города Гадары, не готовы были принять Христа, принять то, что случилось у них перед глазами. Человек, которого они все боялись, обходили то место, где он жил и скрывался в пещерах, в гробах, боялись его свирепости, агрессивности, пытались его даже железными путами связывать, но он рвал их, как дикий зверь, был абсолютно нагим, и всем своим свирепым видом порождал в людях ужас.

И вот они видят, как теперь этот человек, раньше устрашавший их, сидит теперь у ног Христа, как смиренная овечка, с осмысленным взором, такой же, как и они теперь, нормальный, исцелившийся, свободный от демонов человек, уже одевшийся в одежды, и внимательно слушает слова Христа. И вместо того, чтобы принять это в свое сердце, возблагодарить, прославить Бога, они просят Христа уйти из их пределов, из их города, прогоняют Его… Потому что то чудо, которое было совершено для них именно - то, что Христос исцелил бесноватого и утопил стадо свиней в озере, - их свиней, с которых они получали какую-то прибыль, это их раздражило настолько, что они неспособны стали ничего более воспринимать. Они попросили Его уйти, не готовы были измениться. А Господь  хотел и их избавить от бесовского наваждения: от зависимости сребролюбия, сластолюбия. В  той местности жило много иудеев, но было немало и язычников, которым не воспрещалось есть свинину. В любом случае, если не от сластолюбия, то от сребролюбия хотел Христос избавить людей, а они это не приняли и прогнали Его.

И вот Господь возвращается обратно в свой город Капернаум, как передает нам евангелист Матфей, город, в котором, пожалуй, больше всего чудес было совершено. Мы видим, если те жители города Гадары прогнали Христа, то здесь, наоборот, только теснят Его: столько людей приходит послушать Его, увидеть чудеса, которые Он совершает, что четверым друзьям, которые принесли своего товарища на носилках парализованного, или как по-другому говорят, расслабленного, то есть не могущего пошевелить даже пальцем, эти люди не смогли войти в дом, где находился Спаситель. Даже во двор не смогли зайти: так много было людей.

И что делают эти люди, четверо друзей? Они забираются на кровлю дома, разбирают её, и на веревках спускают носилки со своим товарищем прямо к ногам Спасителя. Делают как бы невиданное дело, своего рода хулиганство – разбирают крышу чужого дома. Но они делают это ради благих намерений, с благой целью: они хотят спасти своего товарища. Они безусловно верят, что если только Господь проявит Свою волю, Свою милость, их несчастный товарищ  будет спасен. И мы здесь видим горячую веру, горячее желание этих людей помочь несчастному расслабленному.

И мы читаем в Евангелии сегодняшнем, Господь, видя веру этих четверых, исцеляет расслабленного, и для нас это первый урок. Как важна наша с вами молитва за других людей, как молитва этих четверых, которые принесли своего друга ко Христу. Они, можно сказать, без слов, беззвучно, только сердцем своим молились и просили Господа о спасении, о помощи. Ведь там не сказано, чтобы они о чем-то Его просили: в Евангелии об этом нет ни слова. Господь, видя веру их, то есть в их действии видя веру, понял, что они сделали, на что они пошли, на что они были готовы пойти, и именно эта их вера подвигла Спасителя на ответную реакцию. Господь, видя веру их, помогает их товарищу. Значит, и нам надо с вами помнить об этом в наших молитвах. Наша вера, наше горячее желание помочь ближнему своему всегда ценны в глазах Божиих.

Но вера именно какая? Обратим наше внимание: не словами даже они просили, они действиями просили. Они пришли, они принесли своего товарища. Они разобрали крышу дома, на веревках спустили его. Где-то ещё веревки умудрились достать! То есть они действовали, их молитва в действии!  Вот это тоже очень важно нам с вами помнить. Молитва должна быть такая: не просто произнести слова перед иконой, а сердечная молитва, от сердца молиться. Господь слышит именно такую молитву.

И вот Господь говорит расслабленному: «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф.9:6). И слышат фарисеи, которые окружали тогда Христа, ходили за ним с одной только целью уловить Его в нарушении закона Моисеева, нарушении каких-то заповедей, обвинить Его в этом, они сразу начинают думать в своем сердце о Нем как о богохульнике – Он хулит. «Кто может прощать грехи как один только Бог?» - рассуждают они. И в принципе, они, конечно, правы. Вот только дальше их мысль не идет: они не могут никак принять в образе Иисуса из Назарета Сына Божия, никак не может уложиться в их сознании, в их сердце эта истина. Отказываются они в это верить. Очевидное, что происходит перед их глазами уже столько времени, столько чудес уже было совершено, но для сердца неверующего, лукавого, пусть они были и очень образованными людьми (много знали, закон Божий досконально знали, все книги, писания, все предсказания знали), но вот если сердце молчит, все эти знания не служат человеку к пользе, а к погибели. Как и говорят святые отцы: знания надмевают. Те знания, которые не в Бога, они гордость только возбуждают, самомнение, тщеславие, зависть и так далее.

И вот эти люди смотрят на то, что происходит, а в сердце своем хулят Христа, говорят, что Он богохульствует. Кто может прощать грехи, как только один Бог? И Господь поворачивается к ним и говорит: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф.9:4), - обличает их в лукавстве. И объясняет дальше, говорит: «ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (Мф.9:5). Вот здесь тоже стоит остановиться нам и подумать над этими словами Христа.

Удивительные слова: «что легче сказать». Для человека легко одинаково и то, и другое сказать – все равно ничего не выйдет. И «прощаются тебе грехи» человек если скажет, ничего не выйдет, и «встань и ходи» - человек, конечно же, не встанет и не пойдет. Сказать-то легко, а вот чтобы действительно грехи отпустились, действительно встал и пошел – что легче? На две чаши весов положены как бы равнозначно неисполнимые задачи для любого человека. А Господь спрашивает фарисеев: что легче? Давая этим самым им понять, что для Него это одинаково легко – и то, и другое, потому что Он есть Тот, Которого они не хотят принять. Видя, не видят, и, слыша, не слышат. Сердце их лукавое закрыто.

И, оборачиваясь уже к больному, говорит, обращаясь к фарисеям: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф.9:6). Это Он о Себе сказал – Сын Человеческий. Господь часто называет Себя и Сыном Человеческим, и Сыном Божиим. У Него это взаимозаменяемые понятия, синонимичные. Потому что, действительно, Он Бог и совершенный человек одновременно. Мы с вами называем Его Богочеловеком. Но и они ведь прекрасно понимали, что Он о Себе им говорит, и говорит о том, что Он имеет такую власть. А они только что в своем сердце о чем думали? Кто имеет такую власть, кроме одного Бога? Вот Он им и ответил, Кто Он. Сын человеческий имеет власть прощать грехи, а Он и есть Сын Божий, Он и есть Мессия. Он практически прямо им это сказал.

Поворачивается Господь к больному и «тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф.9:6). И происходит чудо, видимое простыми телесными очами. То, что невозможно было увидеть после слов Христа, когда Он сказал «прощаются тебе грехи», то, что позволило фарисеям помыслить о богохульстве, здесь уже невозможно было ничего помыслить: произошло явное чудо. Больной расслабленный человек, а мы с вами понимаем, что такое расслабленный – это парализованный человек, который долгое время лежал, не мог пошевелить ни одним членом своего тела, мышц, как таковых, у него уже нет, - и вот он встает, как ни в чем не бывало, как будто он несколько минут назад прилег, в полном здравии, полный сил, берет ещё свои носилки на себя и спокойно идет домой. «Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф.9:8). Пока люди не понимают многого, но уже видят дела Божии и прославляют Его, видя чудо.

Но вот здесь два чуда произошло, два исцеления: исцеление духовное сначала - от грехов Господь человека избавил, потом даровал ему и здравие телесное. И это, пожалуй, последний для нас на сегодня урок, назидание в этом евангельском отрывке. Мы видим с вами прямую взаимосвязь: греховности человеческой и последующими за этим болезнями. Болит сначала душа от совершенных грехов. И если они нераскаянные, грех приражается человеку, пускает свои корни, прорастает и становится с человеческой природой неделимым целым, неразрывной частью человеческого существа. И человек, который долгие годы живет во грехе и не кается, настолько привыкает к нему, что не замечает: для него это норма поведения, обычная жизнь. Ему не в чем каяться, он не видит, не чувствует этого греха, совесть свою усыпил, сжег её, как иногда говорят, и спокойно продолжает жить.

Но вот душу-то не обманешь. Душа сначала болела, но ей не дали возможности избавиться от этого смертоносного яда, и болезнь из души переходит потом и на тело, начинает болеть у человека и тело. А потом, уже следующий этап, начинает разрушаться сама жизнь человека: складываются неблагоприятно обстоятельства жизни, и вдруг человек понимает, что живет он совершенно не так, как он хотел бы жить, что происходят в его жизни совершенно не те события, какие он ждал, о каких он мечтал, а что он хотел, никак не выходит, никак не получается – всё разрушается, из рук валится. И спрашивает человек: а почему так? Почему у других всё нормально, а у меня нет?

И хорошо, если человек задумается об этом и, подумав, посмотрит в свою душу, в свое сердце, вспомнит свою жизнь и исправит, что было неправильно в его прошлом, в покаянии на исповеди. А если нет, наступает такой момент в жизни человека, когда он уже и до отчаяния дойдет, что всё непоправимо в его жизни, и ропот возникает, и гнев на Создателя. А виноват-то ведь он сам! А Господь был всегда рядом, Он всегда тебя призывал, чтобы ты совершал противоположное твоим поступкам – поступки добрые. Но не слушал Бога человек, слушал только себя. Самость, гордость заслоняли, заглушали голос Божий, не давали человеку услышать истину, и он уходил и уходил всё дальше и дальше от пути своего спасения…

Вот что происходит в жизни человека, когда он Бога не слышит. Поэтому и исцеление происходит в обратном порядке: для того, чтобы получить исцеление тела, надо сначала о душе думать. Надо сначала вернуться как бы в прошлое, вспомнить всё, что было неправильно и исправить это всё покаянием. Сказать: «Господи, каюсь!» Искренне! Это уже чудо, когда человек это говорит, потому что в этот самый момент проникает Дух Святой в сердце человека и через руки священника, через молитву священника разрешительную на исповеди, обезвреживает всё то зло, которые жило все годы в сердце человека и разрушало его изнутри.

Остаётся грех только в памяти человека - для смирения, для того, чтобы человек не забывал, каким он мог быть когда-то, какие он поступки мог совершать, чтобы смирялся. Но это зло уже больше не причинит никакого вреда, потому что человек в нем искренне покаялся, и Господь, это покаяние приняв, освободил его от этого груза. И вот после этого, чаще всего, наступает исцеление и души, и тела, и события жизни поворачиваются в благоприятную для человека сторону. Происходит возвращение человека на пути своего спасения. Не возвращается человек в свое прошлое, не начинает свои годы проживать заново, нет. Но вот от этой точки, как от точки нового отсчета, от аналоя, на котором лежат Евангелие и крест, перед которыми грешник кается, вот с этой точки он начинает жить по-другому. Его жизнь пошла по другому пути.

С этих кривых путей сколько он будет выбираться на спасительный путь – неизвестно. Не мгновенно это происходит. Иной раз человек годами живет неправильно, и Господь терпеливо ждет его покаяния. Поэтому не стоит ждать, что вот ты покаялся, и на следующий день в твоей жизни стало светло всё, прекрасно и благополучно. Нет. Это путь, и его нужно пройти и всё преодолеть. Но с твердой уверенностью в том, что рука Божия всегда рядом и готова к помощи. И терпеливо нести свой крест, потому что сам на себя его взвалил. Господь освободил тебя от последствий этого греха, но выбираться-то надо самому. Никто тебя не возьмет на руки, не отнесет в Царство Небесное. Надо этот путь проделать своими ногами, своими поступками, мыслями, делами. Зарабатывать себе это право, чтобы врата Царства Небесного раскрылись перед тобой.

Вот об этом сегодня Евангелие. О том, как по-разному реагирует сердце человеческое на милость Божию, какая вера может быть у человека: безусловная, горячая, искренняя, жаждущая любви и любящая. Вот эти четверо друзей проявили такую любовь. А фарисеи, которые окружали Христа всегда, видели множество чудес, не только это, но они оставались такими же холодными, равнодушными, презрительными, завистливыми.

Лукавство сердца – вот главная проблема в духовной жизни. Как быть всегда искренним? Много раз я вам мысль святителя Игнатия (Брянчанинова) приводил в пример, в которой он сам себе говорит, когда Господу молится: «Господи, дай мне увериться, искренне сознаться, что я грешник…». Искренне сознаться себе! Даже не на исповеди! А человек, бывает, и на исповеди не всегда искренен, и кается человек в каких-то грехах, и утаивает что-то, бывает, от стыда за то, что он когда-то сделал. Но Господь-то это видел, все твои родные и близкие, которые там, в том мире, твои постыдные поступки видели. Что же тут скрывать, чего же тут стесняться? Тут нужно открыть свое сердце и Господу отдать всё. Так что искренность, братья и сестры, это духовное основание жизни, основание духовного развития человека. Признаваться самому себе всегда, кто ты есть на самом деле. Не оправдывая себя, не утешая себя, не успокаивая, что Господь, мол, милостив, простит. Бескомпромиссная борьба с грехом! Никаких вариантов не должно быть, никаких поблажек.

Почему зачастую, бывает, приходят на исповедь и каются в одном и том же грехе? И потом говорят, мол, вот каюсь и каюсь, а грех все равно не уходит. Да потому что мы искренне не умеем себе сказать, кто мы есть. Потому что мы всегда оправдываем себя в этом самом грехе, который от нас не отходит. Он поэтому от нас и не отходит, потому что видит нашу неискренность, и он и будет дальше с нами, пока мы не объявим этому греху войну бескомпромиссную, скажем: ни за что в жизни больше, никогда не буду больше делать этого, вот только тогда начнется настоящая борьба. А до тех пор, пока мы просто на исповедь приходим, мы просто перечисляем факты: вот это сделал, вот это сделал, вот это у меня есть. Ну, и что, что ты это признал или признала, что это у тебя есть? Этого мало. Надо с этим не соглашаться всем своим сердцем, и объявить этому всему войну.

Да, духовная жизнь – это борьба. Так и говорят: духовная брань. Война, в прямом смысле слова, не на жизнь, а на смерть. Потому что цена этой борьбы – наше бессмертие. Как это важно! А мы иной раз позволяем себе грешить, ссылаясь на людскую слабость, на то, что «все мы грешники, но Господь-то милостив» и так далее, вот со следующей недели начну новую жизнь. Это всё лукавство сердца. Поэтому и возвращается к нам это грех вновь и вновь, видя сердце пустым, ничем не занятым, и как Евангелие говорит, приводит с собою ещё семь бесов, злейших себя. И человек, хоть и однажды покаявшись, но если не ведет бескомпромиссной борьбы с грехом, будет побежден очередной раз. И будет ещё больше побежден другими грехами, которые придут вместе с этим.

Вот, братья и сестры, возьмем для себя сегодня главный урок – искренность нашего сердца. Когда мы хотим какого-то результата в нашей духовной жизни, мы должны посмотреть на себя беспристрастно, оценить самих себя честно и понять, в чем наше слабое место, где мы себе даем поблажку? И в это самое место ставить преграды. А какие здесь преграды? Смирение, горячая вера в Бога, горячая просьба о помощи к Богу. А со своей стороны обещание без всяких поблажек к самим себе вести борьбу. Вот тогда и для нас с вами будет возможен такой результат, какой сегодня получил расслабленный. Ведь он даже кивнуть головой не мог, когда бы Господь спросил его о том или другом грехе, а Господь даже не спрашивал его: Он видел его веру, его желание спасения. Пусть и наше сердце будет таким открытым и искренним! Господь увидит наше сердце, и подаст всё необходимое для нашего спасения. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla