Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником Воскресения Господа нашего и Спасителя, а также с днем памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла! Поздравляю с окончанием Петрова или, иначе, Петропавловского поста в честь этих святых апостолов.

Апостолы Петр и Павел считаются Первоверховными, то есть первыми среди прочих, равных им, конечно же, во всем апостолов – первыми по чести. И первенство это их не случайно. Достаточно вспомнить их жизнь, их подвиги, их труды во славу святой Церкви, проповеди Евангелия Христова и нам с вами станет это понятно.

Все апостолы, не только 12 ближайших апостолов, учеников и сотрудников Христовых, но и прочие апостолы – было их ещё и 70 апостолов, которые не так близко и часто с Ним общались, как эти 12, но, тем не менее, они тоже обладали дарами такими же, как 12 апостолов, ходили и проповедовали Евангелие, совершали многочисленные чудеса, воскрешали мертвых, изгоняли бесов из людей, исцеляли различные болезни – всё это Господь им даровал для утверждения веры в сердцах человеческих. Потому что мир тогда был языческий, и людям обратить свое сердце, свой разум от веры своих предков, от идолопоклонства к вере в Единого Живого истинного Бога было непросто. Чудеса, которые тогда в изобилии изливались от апостолов, они, конечно, совершали нужное: утверждали и укрепляли веру в истинного Бога.

Петр и Павел – Первоверховные. Если мы с вами посмотрим на их жизнь, мы увидим, что это абсолютно непохожие друг на друга люди, абсолютно разные по своему характеру, по своему происхождению, по своему образованию – во всем. Они даже внешне совершенно друг на друга не похожи. Но давайте посмотрим на них по отдельности и поймём, в чем они все-таки схожи, и оба удостоились этого великого звания Первоверховных.

Апостол Петр – простой неграмотный рыбак, который был призван Христом одним из первых. Мы с вами помним это событие, когда Спаситель, проповедуя на берегу озера, будучи тесним огромным количеством людей, был вынужден войти в лодку и отплыть немного от берега, так, чтобы и людям всем было хорошо Его видно и слышно, и Он мог бы беспрепятственно Свою проповедь продолжать. И вот та лодка, в которую Он вошел, или как в Евангелии она «кораблем» называется, это была лодка Петра. Спаситель сказал ему: отплыви немного на глубину. И вот он отплыл, слушал Христа, и, думаю, это далеко не первая была проповедь Христа, которую слышал Петр, и он уже чувствовал в своем сердце, что перед ним не просто человек. Но поначалу многие воспринимали Его как одно из великих пророков, и осознание того, что перед ними Сын Божий, что перед ними Мессия, пришло позже.

Но вот здесь, в этой истории, когда Спаситель окончил Свою проповедь, повелел Петру отплыть на глубину и забросить сети, мы видим первое качество, которое привело Петра в степень апостола – это, прежде всего, безусловное доверие, смирение сердца. Кто был Петр? Он был опытный, профессиональный рыбак. Из дальнейшей беседы со Христом мы это видим. Господь ему говорит: «отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк.5:4).  Петр Ему отвечает: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк.5:5). То есть он понимал, что с человеческой точки зрения то, что просит Христос, невозможно. Для профессионального рыбака это было ясно: если ночью ничего не поймали, то в жару, зной южный ловить рыбу совершенно бессмысленное занятие. Но Петр проявляет послушание, он доверяет Учителю. И они отплывают на глубину, забрасывают сети и не могут её вытянуть от множества рыб, которые попали в эти сети.  Они зовут на помощь ещё одну лодку. Подплывает другая лодка с двумя будущими другими апостолами – братьями Зеведеевыми Иоанном и Иаковом, и начинают выбирать рыбу из этой сети, потому что поднять её они не состоянии, выбирают рыбу, бросают её в лодки свои, и их лодки начинают тонуть, погружаться в воду от обилия рыбы – так много её!  И они с большим трудом причаливают к берегу.

Петр, видя всё это, как я уже говорил, профессиональный опытный рыбак, понимает, что это невозможно, то, что только что на его глазах совершилось. Чудо, великое чудо это потрясло его до глубины души, и он падает на колени перед Господом и просит Его: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк.5:8). Чувство глубокого осознания своего недостоинства, своей греховности овладевает им. Он просит Господа уйти, потому что он не хочет, чтобы Он был в его лодке: он чувствует свое недостоинство. Ещё одна добродетель Петра: искренность его сердца и смирение. Господи, выйди от меня, я грешник, я недостоин быть рядом с Тобой. А Господь его успокаивает, говорит: «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк.5:10). Приводя, опять же, для Петра понятные ему примеры из жизни: был ловцом рыбы, а здесь он будет улавливать людей, спасать их, вытаскивать как бы неводом божественным из пучины страстей и греха на палубу корабля, который именуется теперь Церковью Христовой. Капитаном, или Кормчим, этого корабля является Сам Спаситель. Вот к этой миссии призвал Христос Петра тогда.

Петр, не задумываясь, всё бросил, всё оставил и пошел за Христом. Он потом так и скажет Христу: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою, что будет нам?» (Мф.19:27).  Господь ему скажет: «истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19:28). То есть весь род человеческий будете судить вместе со Мной на Страшном Суде.

С этого началась апостольская деятельность Петра, так он стал апостолом. И брат его Андрей, который потом назван был Первозванным, так же пошел за Христом, и прочие другие. Но вот сама сущность характера, души Петра постоянно напоминает о себе. Чаще всего мы слышим с вами в Евангелии об апостоле Петре. Много раз он выступает в роли собеседника Христу или выражает свое мнение от лица всех апостолов.

В частности, вот сегодня мы слышали с вами в воскресном евангельском чтении, как Господь спрашивает апостолов: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф.16:13) То есть, Кто Я в их глазах? Апостолы Ему говорят: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго» (Мф.16:14-16), то есть Петр, выступив вперед, говорит от лица всех апостолов. И Спаситель ему говорит: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16:17), то есть, ты не от себя сам это сказал. О чем это говорит? О том, что сердце Петра настолько было открытым, чистым, что он  услышал эту мысль в сердце, вложенную Духом Святым, что перед ними Христос, Мессия, которого ждал весь иудейский народ.

Вспомним ещё одно событие, которое я часто в проповеди вспоминаю, и в жизни часто вспоминаю это событие – это хождение Петра по водам. Когда апостолы плыли по велению Христа на другой берег Геннисаретского озера, Господь замедлил – остался на берегу, молился (это случилось после насыщения народа пятью хлебами). Вот Он отправил апостолов на другой берег, а Сам остался помолиться. И вот, ночью уже, в четвертую стражу ночи, по нашему это три часа утра, то есть самая глубокая ночь, а апостолы в это время гребут изо всех сил. Порывы ветра, заливает лодку волнами, буря на этом озере, которое ещё морем называют по его размерам. И вот они видят, как сквозь бурю, сквозь этот свист ветра ураганный приближается к ним фигура человеческая – прямо по водам идет. Идет Христос, догоняет их, прямо по воде. Но апостолы пока этого не знают и в ужасе кричат, поскольку у моряков есть такое поверие: увидев во время шторма призрак, они знают, что приближается их смерть. Они думали, что это призрак смерти за их душами идет. И Господь старается их успокоить, говорит им: не бойтесь, это Я. И вот тогда Петр опять проявляет свой пылкий характер и говорит, пока ещё не будучи совершенно уверен: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14:28).

Ну, кто ещё может такое попросить? Кому может в голову прийти такая мысль, такое желание: выйти из лодки в шторм, на воду встать ногами и пойти по этой волнующейся бездне навстречу Христу? Этого только Петр мог пожелать. И Спаситель, зная его характер пылкий, его любовь к Нему, разрешает ему и говорит: иди. Поддерживает его порыв веры сердечной, и Петр выходит из лодки. Это потрясает! Потому что он, выйдя из лодки, отпускает обеими руками то единственное, по человеческим меркам, что ещё может спасти его жизнь, за что ещё может человек держаться: он отпускает лодку, отпускает единственную опору в человеческом понимании, но он полностью себя отдает другой опоре – он смотрит на Христа, и эта вера держит его на воде, и он идет по воде ко Христу.

Человеческая вера слаба, братья и сестры. Вот этот первый порыв он, конечно, был единственным. И никто, кроме Петра, не оказался способен на это. Но порыв – это ненадолго. Человеческая природа берет свое. Он увидел, идя ко Христу, под собою волнующееся море. Под ним черная бездна, над ним черная бездна, ветер свистит, рвет всё вокруг. И вот он, увидев это, испугался. И как только испугался, он сразу начал тонуть. Вера от человека отошла, страх в сердце прокрался, благодать тут же человека покидает, и он становится беззащитным перед силами природы, перед силами зла. Петр начинает тут же тонуть, погружается в воду. Но и здесь, фактически уже утопая, руки только на поверхности, захлебываясь, он кричит: «Господи, спаси меня» (Мф.14:30). И это ещё один урок нам.

Тонет человек. Кто может ему прийти на помощь? Апостолы, которые в лодке сидят, и сами почти что уже тонут? Нет, конечно. Невозможно, неоткуда помощи ждать. Но «Господи, спаси меня» крик – и тут же рука Христа, мгновенно ухватившая его и вытащившая из этой пропасти и поставившая рядом с Собой: в следующее мгновение Петр стоит рядом со Христом на воде. И Христос ему говорит: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:31). То есть, если бы ты не усомнился, то так бы и шел по воде.

До последнего надежда на Христа! Всё уже как бы потеряно, не на что надеяться, не на кого, но Христос всегда рядом, всегда готов Свою руку протянуть. Он только ждет этого крика сердца человеческого – «Господи, помоги мне!» Тогда, когда не на что уже надеяться, этот крик от сердца, из самой глубины души человеческой – самый важный для Христа. Не заученная молитва, которая по привычке совершается утром и вечером, а мысли при этом блуждают, где попало, и стояние в храме часто такое бывает, дежурное, а вот такая молитва, как крик сердца! И тогда Господь сразу откликается, мгновенно рука Его к нам протягивается.

Ну, и, пожалуй, самое яркое воспоминание о Петре (за недостатком времени невозможно многое сказать) – предательство во дворе первосвященника. Казалось бы, зная его характер, зная этого человека, невозможно было поверить, что Петр способен отречься от своего Учителя, предать Его. И многие богословы говорят, что не было никакого предательства. Предал Христа Иуда, и даже его раскаяние было такое – основанное на его гордыне, самолюбии. Он был уверен, что Господь его теперь уже не простит. И он в этом глубоко ошибался. Иуда закончил свою жизнь самоубийством от отчаяния.

Но не то совершенно было с Петром. Петр отрекся от Христа не от страха. Мы видим с вами, что он боролся со стражей в Гефсиманском саду: он бросился с ножом на вооруженную стражу, которая от иерусалимского храма пришла, чтобы арестовать Христа в Гефсиманском саду. Воины пришли, и он один бросается на них с ножом в руках! Значит там, во дворе первосвященника, был не страх. Что же это было? Как мы можем видеть, Петра там никто не держал, он мог в любой момент встать и уйти. Не было никакой охраны, не были закрыты двери, свободно можно было выходить-заходить. Иудеев сгоняли насильно на этот суд, потому что он был беззаконный этот суд над Христом: по закону Моисея ночью суды не совершались!

И собирали всех, чтобы создать кворум, создать большинство. И вот поэтому всё было свободно: заходи и уходи со двора – никто тебя не хватает. Но Петр остался там, он шел за Христом: зашел в этот двор, сидел вместе со стражниками и другими иудеями у костра, грелся (было холодно). Зачем он это сделал? Зачем он туда пошел? Все апостолы разбежались – он один туда пошел. Это опять говорит о нем, как о человеке: он хотел быть со Христом до конца, он хотел видеть и знать, что будет дальше, он не хотел Его оставить одного.

Но вот подходят к нему один, потом другой и начинают ему говорить: и ты был со Христом. И он понимает, что если сейчас это выяснится, подтвердится, его  могут тоже схватить и он не сможет узнать, что же дальше произошло, он не сможет остаться со Христом до конца. И он идет, если так можно сказать, на военную хитрость. Думает про себя, скажу, что не знаю Его, отстанут от меня, а я буду дальше наблюдать. Раз сказал, два раза сказал, третий раз уже клясться начал, с клятвой говорит, что первый раз вообще видит этого Человека, и тут запел петух. А как мы знаем с вами, на Тайной вечере Христос предсказал Петру, что не успеет ещё петух пропеть, то есть рано-рано утром, ещё на рассвете, как тот трижды от Христа отречется. А что Петр тогда обещал Христу на Тайной вечере? Господи, я с Тобой готов и в темницу, и даже на смерть. А Христос его успокаивает и говорит: Петр, Петр, остановись, Я тебе говорю, вот так будет сегодня. Но Петр не слышит. Он пылкий, он любящий человек, и он уверен, что так и будет, как он говорит, что он сможет сделать так, как он сейчас обещает Христу.

Вот эта самонадеянность его для нас тоже служит великим уроком и для нашей жизни. Господь останавливает его, говорит: послушай, что Я тебе сейчас скажу. А он не слышит. И вот происходит это, и он слышит крик петуха, и понимает, что он натворил: он совершил, наверное, самую большую ошибку в своей жизни. Он попытался остаться со Христом, одновременно от Него отрекаясь. Но это невозможно по определению. Нет никакого компромисса в вере. Невозможно быть со Христом, отрекаясь от Него тут же устами своими. Если ты устами отрекаешься от Христа, значит, ты отрекся от Него в сердце своем.

Господь посмотрел на него в этот момент, когда петух закричал, но не было ни в Его сердце, ни в Его взгляде ни укора, ни осуждения в адрес Петра: была только любовь. Потому что Господь знал, что так будет. И Он предупредил Петра с апостолами: «по воскресении же Моем предварю вас в Галилее» (Мф.26:32). И потом восстановил Петра в апостольском звании, спросив его трижды: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин.21:16). И Петр, как трижды отрекся когда-то, так трижды здесь отвечал Христу: «Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин.21:17), и был восстановлен в апостольском звании.

Вот этот урок последний из жизни Петра мы сегодня с вами вынесем для себя. Компромиссы в вере невозможны: или ты со Христом, или ты от Него отрекся и против. Каждый наш грех, каждая наша мысль, недостойная Христа – это наше отречение от Него. И мы не можем себя при этом утешать мыслью и говорить: ладно, скажу сейчас или сделаю, а потом покаюсь. Это будет сразу похоже на то, что Петр попытался сделать тогда во дворе первосвященника. Мол, скажу, что не знаю, и от меня отстанут. Не получится так. Христос посмотрит в наше сердце, и мы поймем, что мы сотворили в этот момент – предали Его. Петр потом плакал всю свою жизнь, долгую жизнь, каждое утро, когда пел петух, вспоминая это предательство, хоть и не осознанное, не от сердца, но предательство.

А теперь, коротко уже, об апостоле Павле. Он совершенная противоположность Петру. Великолепно образованный, римский гражданин, ученик великого законоучителя Гамалиила, который при иерусалимском храме преподавал Закон Божий и Тору. Он принадлежал фарисейской группировке. Он был искренне и истово верующим иудеем, таким законником настоящим, который неукоснительно соблюдал всё, что написано в законе Моисея, был праведником по своей жизни. Но ненависть, которая родилась в его сердце в отношении христиан – это тоже может быть для нас уроком. Потому что мы, считая себя праведниками, считая себя истинными христианами, начинаем с осуждением смотреть на других людей, точно так же можем перечеркнуть все имеющиеся у нас добродетели, которые мы когда-либо у Бога заслужили.

Павел считал себя истинно верующим. Но вот, он видит, появилась какая-то опасная секта, которая называет себя «христианами», которые отвергают закон Моисеев, которые не чтут Тору. И предводитель этой секты некто Иисус из Назарета называет Себя Богом, называет Себя Сыном Божиим – для Павла это величайшее богохульство. Он не верит в то, что Иисус – это Христос. Он не верит, поэтому прилагает все силы для борьбы с христианами. Он гонит их, он врывается в их дома, арестовывает, ведет их на казнь, он одобряет их убийство и сам участвует в убийстве первомученика архидиакона Стефана, охраняя одежды тех, кто побивал его камнями, всячески одобряя это действие.

Он, пышущий гневом и ненавистью к христианам, испрашивает у фарисеев разрешительные документы и идет в город Дамаск, чтоб и там продолжать преследовать их. И вот здесь, на пути в Дамаск, происходит, наверное, самое яркое и поучительное в его жизни событие: он встречается со Христом – лицом к Лицу. В пустыне, идя в окружении своих спутников, он один услышал Его голос, и его ослепил несказанный свет, который пролился с небес на него. Этот свет был ярче, ослепительнее света солнца, и Павел действительно ослеп. Звали его тогда Савл: Павлом он стал уже в крещении.

И вот Христос говорит ему, ослепшему, изумленному, в ужасе лежащему на земле: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» И Савл в изумлении говорит: «кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян.9:4).  И тогда Павел понял весь ужас своего положения и эту страшную ошибку своей жизни, своего заблуждения, и он в покаянии сердечном, в скорбном сокрушении говорит: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян.9:6). Он даже не просит прощения, он просто не знает, что ему делать и как ему дальше жить. Потому что жизнь для него теперь остановилась: он, любящий Бога, верящий в Него, гнал Его одновременно, заблуждаясь, может, искренне, но он это делал… И вот он говорит теперь: «Господи! что повелишь мне делать?» И Господь, видящий его сердце, его душу, говорит: «встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян.9:6).

Вот его, слепого, за руки ведут в Дамаск. Находит его там священник Анания, крестит его, и когда он выходит из купели крещенской, прозревает, начинает видеть. И с этого момента это уже не Савл, это уже не гонитель Христа, а самый верный, надежный помощник и последователь, проповедник Его апостол Павел. Он тайно по верёвке спускается со стены города, поскольку иудеи поклялись его убить и преследовали его до конца его земной жизни не в состоянии простить его, как они считали, измены (он был на их стороне, а теперь стал их противником).

Христиане сначала не принимали его, потому что боялись. Потому что помнили, каким он был извергом, как он сам о себе пишет, извергом или зверем, который гнал христиан, и поэтому говорил, что он самый недостойный из всех. И иудеи его уже не принимали. Он стал своего рода изгоем. И вот только благодаря апостолам Петру и некоторым другим, которые ввели его в общество апостолов, и общество христиан приняло его со временем.

Он потрудился, наверное, действительно, больше всех, благодаря своей образованности. Он написал 14 посланий, которые сейчас читаются практически за каждым богослужением. Это был, действительно, богослов по своей сути, и вот все свои богословские познания он применил и в христианстве.

Но вот тот урок, который он нам преподает сегодня, заключается в том, что, единожды осознав свое падение, свою ошибку (в том, что он гнал Господа своего), он настолько изменил свою жизнь! Он переменил, по сути, самого себя, и из гонителя превратился в проповедника, в апостола. В это поверить невозможно, как это может быть! Только с благодатью Божией такая перемена в человеке возможна. И самое главное, эта перемена была  возможна благодаря искренности и чистоте его сердца. Он, приняв однажды Христа в свое сердце, так всю жизнь потом с Ним и прошел, проповедуя Его, совершая величайшие чудеса.

Иудеи всё-таки добились его казни, но это произошло уже гораздо позже, в Риме, и апостолы Петр и Павел были казнены при императоре Нероне в один день в 67 году. Петра распяли по его просьбе вниз головой, потому что он считал себя недостойным быть казненным так же, как его Божественный Учитель. А апостолу Павлу отсекли мечем голову, как римскому гражданину, потому что римских граждан не распинали: такая казнь была для иноверцев, для язычников, для изменников, для преступников. Но когда повели их на казнь из разных мест города Рима, их пути, Божьим промыслом, встретились. Их пути пересеклись, и сейчас на этом месте стоит храм: на том месте, где последняя в их земной жизни встреча произошла. Они обнялись, расцеловались, простились и пошли каждый к месту своей казни, чтобы через несколько минут вновь встретиться уже в мире другом, и никогда больше не расставаться.

И вот мы теперь всегда на иконах видим их вместе, как двух лучших друзей, как двух близких братьев по вере, по духу, проповедников Евангелия, проповедников Царства Небесного. Вот и у нас на храмовой стене они изображены, и они держат в своих руках Церковь Божию, проповедники веры христианской во всем мире, больше всех потрудившиеся в этом деле и в этом Первоверховные.

Итак, объединяет их совершенно разных, как я уже сказал, одно – их горячая вера, безусловная вера во Христа, умение всегда держать Христа в своем сердце, в своем уме, никогда не терять Его из виду, даже в самых страшных, казалось бы, безвыходных ситуациях. И Господь был всегда с ними. Будем помнить об этих уроках, преподанных нам великими апостолами, и эти примеры стараться применить в своей собственной жизни. А когда не хватает сил для этого: вот их образ перед нами, и у вас дома должен быть этот образ. Вы вкратце сегодня их житие услышали. Вспоминайте его почаще, читайте сами, размышляйте о качествах души этих людей, и старайтесь им подражать. Милость Божия да пребывает со всеми вами!

Аминь!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla