Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником Воскресения Господа нашего и Спасителя, с днем памяти всех святых!

Сегодня день прославления всех святых, от века Богу угодивших, а значит, это день, когда прославляются и наши с вами святые покровители, чьи имена мы носим, в честь кого мы были освящены в таинстве святого крещения. Значит, у каждого из нас сегодня свой личный праздник, день святого тезоименитства, с чем вас всех и поздравляю!

Сегодня за божественной литургией мы слышали с вами во время чтения Евангелия такие слова Господа нашего и Спасителя, который сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:37-38). Для человека неправославного эти слова звучат, по меньшей мере, странно. Ведь для людей мира сего это, наверное, самое дорогое и ценное, что есть у них – любовь к ближним, или любовь ближних. Поэтому когда они слышат такое, приходят в недоумение. Но вот для нас с вами здесь не должно быть никаких вопросов, никаких сомнений.

О чём нам хочет сказать Христос? Он не говорит нам этими словами, что мы не должны любить ближних. Он лишь расставляет приоритеты правильно. Степень важности отношений между человеком и Богом, человеком и ближними его. И, конечно же, на первом месте должен быть Господь в жизни каждого человека. Не своё собственное «я», не желание послужить или угодить ближнему своему, но желание послужить или угодить своему Создателю, Богу. И из этого отношения выстраивается правильное мировоззрение человека, он учится правильно любить, потому что зачастую у людей, далеких от веры, само понятие любовь извращено. Под любовью часто понимается получение каких-либо благ или удовольствий, наслаждений от окружающих его людей. Как бы потребительское отношение к ближнему своему. 

Либо другая крайность, которая встречается, - это возведение на некий пьедестал кого-либо из ближних своих (пусть это будут или родители, или жена, или муж, или дети) и всяческое угождение и служение ему, тому или иному идолу, что является предосудительным и для того, кому поклоняются, и для того, кто это делает. Не умеет человек в большинстве своем в современном мире любить по-настоящему. Любовь же настоящая показана нам Господом, Который взошел на крест: любовь – это крест. И когда мы говорим, что любим кого-то из ближних своих, мы должны сразу об этом вспомнить. Любить – это значит, служить, любить – это значит, жертвовать. И только когда мы поймем, как нас любит Господь, и будем Ему за это всемерно благодарны, только тогда мы научимся через эту призму глядя, призму божественной любви к нам, правильно относиться к своим ближним, любить их любовью жертвенной. Желание им именно помочь, не просто услужить, а послужить, сделать всё для человека, чтобы это было полезно, прежде всего, для спасения его души.

Сегодня Церковь промыслительно, щадя неподготовленные души, целый отрывок из евангельского этого зачала упразднила как бы, опустила: только начало слов Христа нам прочитаны и конец Его обращения, а в середине были ещё более жесткие слова сказаны, когда Господь говорит: «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34). То есть Господь говорит о любви как о разделении, и объясняет эту мысль – дальше ещё более жёсткие слова звучат: «И враги человеку – домашние его» (Мф.10:36). Как эти слова понимать, и как к ним относиться? Опять же вот людям неверующим, неправославным это может диким показаться: что значит, «враги человеку – домашние его»? Как это понимать? Что же это значит? Что, нам надо ненавидеть своих ближних, раз они «враги»? Но вот в контексте этого обращения Христа мы видим, что враги человеку те домашние, которые встают на пути ко спасению этого человека, которые встают между этим человеком и Христом, заслоняют собой Христа. Вот такие ближние - враги человеку. Потому что та любовь, которой они пытаются облечь своего ближнего, она ослепляет, связывает его, делает неспособным к настоящей любви, и мешает его спасению. Вот почему они враги. Они враги спасения, значит, враги этого ближнего.

Видите, как всё серьезно и как очень четко и жёстко даже всё это было сказано Христом. Для нас с вами сегодня очень важно помнить это. Настоящая любовь – что это такое? Только научившись любить Бога, научимся любить своих ближних. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:30-31). Вот об этом сегодня речь.

Кто нам показал пример такой любви? Наши святые, память которых Церковь сегодня прославляет. Все святые - как они именуются в Церкви? Они именуются «угодники Божии». А что это значит?  Угодник Божий, это тот, кто угождает Богу. Сегодня слово «угодник» имеет нарицательный смысл, как бы извращенный: угодить – это что-то такое подобострастное, что-то такое унизительное, угождать другим. Но здесь совсем иной смысл и значение вложены в это слово Церковью. Угодник Божий – человек, который угождает Богу, то есть соблюдает Его заповеди, живет так, как Господь ему заповедал, и этим угождает Богу. Он слушается советов своего Создателя. Слушается, внимательно к ним прислушивается и поступает так, как Господь ему говорит.

Вот если в нашей жизни земной представить себе такую картину. Идет человек некий в сторону обрыва, в сторону пропасти, твердо так, уверенно шагает широкой поступью, а другой человек стоит, смотрит на него и кричит ему: «Остановись, иначе ты погибнешь, упадешь в пропасть и разобьешься!» Кто-то ведь даже слушать не будет этого совета и будет продолжать идти дальше, не видя ничего перед собой, и действительно упадет в пропасть и разобьется. А кто-то остановится на краю от того, что не расслышал, чтобы услышать, но, не поверив, махнет рукой и скажет себе: «я-то лучше знаю, как нужно поступить», - и шагает в пропасть, и результат тот же самый. А кто-то, услышав, останавливается, и разворачивается назад.

Господь знает, что будет, если мы поступим так или иначе. Он всю нашу с вами жизнь видит от начала её до самого конца. Он существует вне времени. Время для нас создано, чтобы мы могли, живя во времени, в этом потоке временном, что-либо поменять в своей жизни: в прошлом – покаявшись на исповеди, изменив тем самым настоящее и будущее, и делая правильный выбор каждый раз, когда Господь нам этот выбор предлагает. А как это сделать, как сделать правильный выбор? Надо слышать голос Божий, прислушиваться к нему и выполнять то, что услышал. Господь знает, что произойдет, если мы поступим неправильно. Он нас только предупреждает. Он ведь и Адама только предупредил. Он ведь, как говорится, не ударил его по рукам, когда он потянулся к запретному плоду. Он позволил ему это сделать, попустил этому случиться. Для чего? Для того, чтобы человек на своем собственном опыте познал, что такое - не слушаться Бога, что будет. Разве не знал Адам, что существует зло в мире? Знал. Но он не знал его последствий, не знал, каково это – зло в действии. Его энергию разрушительную, силу его он не знал. И вот Господь ему дал возможность познать это. Адам взял и вкусил запретного плода, и произошла катастрофа.

Так и в нашей жизни. Господь знает, что будет, если мы неправильно поступим, но Он только нас предупреждает, любя нас и не посягая на нашу свободу. Человек – это существо свободное, по образу Божию созданное. И главное наше богоподобие заключается в праве выбора. Никто больше из сотворенных существ земных не имеет такого права. Только человек всегда решает сам, как ему поступить. Господь только может предупредить. Как святые отцы говорят, всегда перед принятием решения наступает как бы некая остановка во времени, Господь как бы останавливает течение времени, на доли секунды, и спрашивает человека, который уже стоит на краю: ну, что ты решил? как ты поступишь? И если человек способен в этот последний момент услышать этот вопрос, если как бы кольнуло в сердце, и он сделал над собой усилие остановиться, не сотворить зла, такой человек счастливый.

Но чаще всего, когда человек находится в состоянии гнева, раздражительности, он всегда считает себя правым в этот момент и слышит только себя, свое собственное «я». И сколько бы ему кто и что бы ни говорил, он не способен услышать, он не способен остановиться, и смело шагает в пропасть. Но вот этот момент, как бы остановка времени, даже сердце перестает биться, доли секунды, всегда есть у человека, всегда! Нам только надо научиться слышать эту остановку, остановку нашего сердца, дыхания, остановку времени перед тем, как мы что-то предпримем, решим сделать. Но это возможно только тогда, когда мы научимся свое собственное «я» заглушать и слышать голос Божий. А голос Божий он всегда тихий. Он не будет перекрикивать нас. Он будет говорить с нами спокойно. Пока мы кричим внутри себя, пока в нас всё возмущено, мы не слышим его.

Наши святые нам в этом пример, они нам помощники. Они прошли этот путь, путь святости. Сейчас современному христианину может показаться, что это невозможно. Особенно когда читаем их жития: думаем, что это совершенно недоступно, нам это точно никогда не будет под силу, мы так не сможем, как они смогли. Но дело в том, братья и сестры, что у каждого святого был свой особый путь, свой путь святости. Кто-то подвизался, будучи затворником, отшельником. Кто-то был мучеником, за Христа пострадав, кровь свою пролив. Кто-то был исповедником, кто-то праведником и так далее. Разные виды подвига есть. Господь смотрит на усилия и на устремление человека. И поэтому для нас святые, прежде всего, являются примером в том, что самое главное, что должны мы в жизни делать, – это стремиться к Нему, к Богу. Потому что к святости призваны мы все. Мы все с вами святые в том смысле, что мы призваны видеть зло и бороться с ним.

Вот это и есть путь святости. Когда человек видит зло и не соглашается, борется с ним. Такой человек святой. В тот момент, когда он борется со злом, он святой, потому что он на стороне Бога в этот момент. Ведь святость – это не некий итог, не финишная ленточка, которую нужно грудью разорвать. Это не нимб, который рисуют потом над головой на иконе – всё это потом. Ни один из  святых не думал об этом в своей жизни, что когда-то его лик будет на иконе, и будет  украшен нимбом золотым. Конечно, нет. Каждый из них думал только об одном – о спасении своей собственной души. И если мы с вами знаем их жития, то только с одной целью, как сказал архимандрит Софроний (Сахаров), ученик и жизнеописатель преподобного Силуана Афонского, одна только цель у святых, когда они соглашаются, чтобы было написано их житие или их поучения были записаны для последующих поколений, одна цель – научить, поделиться опытом. Поэтому когда мы жития святых читаем, мы должны понимать: для нас это оставлено, чтобы мы учились у них, не просто восхищались их жизнью, а стремились им подражать.

Если они смогли, сможем и мы. Они такие же люди были, как мы с вами, такие же – из плоти и крови, но они всю свою жизнь боролись со злом, они стремились к добру. А раз это и есть путь святости, нам надо тоже идти этим путем. И они падали, и они согрешали: ни одного ведь нет безгрешного человека. Тем не менее, мы и святыми их считаем именно за эту постоянную устремленность к добру. Не время от времени, не когда у тебя есть настроение бороться со злом, а постоянно. Это тяжкий труд - с утра до вечера помнить об этом  и не допускать зло в свое сердце, в свой разум. И Господь это обязательно увидит и поддержит.

А когда нам особенно тяжело, мы знаем, к кому нам обращаться. Сегодня у нас день тезоименитства - все наши святые сегодня прославляются. А кто из вас знает тропарь своего святого? Вот как азбуку такого общения нам надо с этого начать: как нам со святым своим покровителем небесным общаться? Можно своими словами, конечно, просто с ним разговаривать, как с близким и самым лучшим другом, делиться с ним своими бедами, заботами, мыслями, тревогами, спрашивать его совета, получать его ответ во сне, либо в мыслях каких-то, которые придут нам в ответ на нашу просьбу, на нашу молитву. И это нужно. Но вот начать всё-таки, я считаю, нужно со святых слов, которые уже созданы Церковью, и это будет, действительно, добрым началом такого пути.

Не надо забывать о своем святом покровителе. Должна быть его икона обязательно в доме у каждого. Мы не просто должны знаменитым святым, всем известным, молиться, а каждый своему собственному святому: вот он – всегда рядом! Мы освящены его именем, мы в его честь имя носим! Когда люди дают имя своим детям, внукам в честь своих предков – отца, деда, бабушки, - почему они это делают? Они не просто честь отдают своим предкам, они хотят, чтобы этот младенец был похож на них, потому что они так любят, ценят своих предков, что именно в честь их называют своих детей. Значит, и мы, раз освящены в честь нашего святого, мы должны знать их жизнь, прежде всего, их подвиги, и пытаться по мере сил подражать им. Тогда, действительно, они станут нам самыми близкими и надежными друзьями и наставниками.

Всех вас благодарю за молитвы, поздравляю с причастием, призываю на вас благодать Господа нашего! Да хранит вас Его милость, заступничество Царицы Небесной и всех святых!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla